Взрослые истины детским языком

Взрослые истины детским языком
Фото: vedomosti102.ru
В новом театральном сезоне артисты башкирской труппы Театра кукол представят спектакль «Мустай Карим. Близкий горизонт», посвященный 100-летию народного поэта и рассказывающий о его жизни и творчестве.
- Накануне юбилея возникла драматическая интрига: перебрали несколько произведений литературного мэтра и решили, что надо поставить спектакль про него самого. Есть несколько документальных лент, а вот биографических художественных фильмов и спектаклей нет, - рассказывает автор идеи и режиссер Альберт Имамутдинов. - Я удивился, что даже в замечательном сборнике ЖЗЛ нет отдельной книги. Как нет и музея, хотя говорилось об этом много.
Любое стихотворение поэта, как признается постановщик, можно взять и сделать из него полноценный спектакль. А его жизнь – вовсе огромное поле для творческого осмысления. Поэтому решено было, что в основу пьесы лягут самые переломные моменты жизни. Автор пьесы Владимир Аношкин и режиссер постоянно обмениваются идеями, вовлекая в непрерывный процесс созидания и актеров, и художников.
- Это - не произведение, которое можно написать и отдать, как обычную сказку. Пьеса будет дописываться до последних дней репетиции, - считает Владимир Аношкин.
За отведенные театральным регламентом полтора часа сложно рассказать о всех перипетиях судьбы народного поэта. Биографию, по которой можно сделать целый захватывающий сериал, поделили на три условных периода: детство, юность и зрелый период. Как считал Мустафа Сафич, настоящее взросление пришло во время войны, где он почти каждый день встречается со смертью, его тяжело ранят. После всех испытаний он стал настоящим поэтом. Послевоенный период – зрелые годы, семья, слава.
Подготовка началась еще в прошлом году, а пьеса была написана всего за три месяца. Уже в апреле актеры приступили к читке, а художники – к эскизам. Сколько вариантов кукол и декораций было перебрано, сколько замыслов воплощения предложено! В ходе жарких дебатов была выработана единая концепция.
Раз эксперимент случился в драматургии, решено было применить новаторские приемы как в оформлении спектакля, так и подаче материала. Художники решили, что куклы будут разные: напольные высотой полтора метра и более маленькие планшетные, которые управляются на столе.
Аниса Туманшина лепит из глины голову, в которой угадываются черты поэта. Потом ее поместят в гипс, который разделив на две части, зальют папье-маше. Готовый слепок раскрасят, или, как здесь говорят, загримируют.
- Точного портретного сходства нет, все стилизовано, как и костюмы для кукол, - объясняет Аниса. – Персонажей много, более 30, поэтому с учетом разных периодов кукол надо изготовить более 40.
Ведь еще сам поэт писал: «Я птиц выпускаю из своей груди». Музыку написал композитор Урал Идельбаев, сценической пластикой занимается Светлана Аюпова. Более тридцати героев пьесы воплощают 14 артистов театра.
Спектакль формата 12+ начнется уже в фойе, где гостей встретят выставка, инсталляции, зазвучат стихи.

Зиля БАДРИЕВА.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ
В Башкирии прошёл семинар по партнерскому финансированию - Сетевое издание Республика Башкортостан Семинар для членов Координационного совета по реализации эксперимента по партнерскому финансированию в республике состоялся на площадке межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра.
Сетевое издание Республика Башкортостан