Новости города БезФормата.Ru
Уфа
Главные новости
 
RSS   О проекте   Задать вопрос

Ступени взросления, или ребенок и школа

Елена ДУНЮШКИНА
             

Ваш ребенок уже прошел первую ступень взросления – дошкольное детство. Очень важно, где оно прошло: дома или в детском саду. Если это был детский сад, то процесс социализации вашим ребенком уже пройден. Такой ребенок в той или иной степени умеет считаться с мнением других, слушать и слышать, а самое главное, имеет опыт общения с посторонними детьми и взрослыми. Если же ваш ребенок в детский сад не ходил, то родителям необходимо готовиться к адаптации ребенка к школе и к его социализации одновременно – объяснять, почему взрослые и дети поступают так, а не иначе, что у каждого из них есть свое мнение и с ним нужно считаться.

Период учебы в начальной школе чрезвычайно важен. От того, как ваш ребенок пройдет начальное звено школы, зависит очень многое. Как показывает практика, именно в начальной школе закладываются основы того, как ребенок будет относиться к учебе, а в дальнейшем и к работе. Некоторые мамы в этот период даже переходят на другую работу (с частичной занятостью), чтобы больше внимания уделять ребенку. Впрочем, идти на такие крайности необязательно. Достаточно будет узнать о системе организации образовательного процесса в интересующей вас школе, о занятости ребенка на уроках, есть ли в школе группа продленного дня. Выясните, устраивает ли вас организация учебного (и не только) процесса – от питания и до уроков.

Выяснив все эти нюансы, можно «созывать семейный совет»: договориться, кто будет водить ребенка в школу, забирать его после уроков, есть ли необходимость в группе продленного дня. Пожалуй, «продленка» является оптимальным вариантом: ребенок там питается, делает уроки, гуляет – и все это организованно, под присмотром педагогов. Некоторые родители считают, что «продленка» дает большую нагрузку на ребенка, но это не так, ведь физические и умственные виды деятельности чередуются, и такая смена деятельности препятствует утомлению. А если ваш ребенок не посещает группу продленного дня, что он будет делать после уроков? Пойдет гулять? Ляжет отдохнуть? Нет, скорее всего, он обоснуется у телевизора или за компьютером. А если и пойдет гулять, то кто за ним присмотрит? Впрочем, решать вам.

Как выбрать школу? Критериев отбора множество – зачастую многое определяется стремлением родителей подыскать ребенку школу, похожую на ту, в которой в свое время учились они сами, или, напротив, найти такую, которая будет как можно меньше походить на «их» школу. Конечно, есть и другие факторы. Престиж, хорошая материальная база, скажете вы. Давайте разберемся.

В начальной школе для ребенка важен прежде всего учитель, обучающий его основным предметам. Это он, учитель, будет проводить основную массу уроков и закладывать фундаментальные знания, на которых построится все последующее обучение.

Родителям нужно установить контакт с учителем, показать свою заинтересованность в совместном результате, дать понять, что вы союзник и помощник учителя в деле обучения и образования вашего ребенка. Учитель один – детей много (а родителей еще больше), поэтому подстраиваться придется вам, и лучше сделать это без лишних трений, сэкономив время и нервы, свои и чужие. Иначе лучше сразу полюбовно расстаться: хотя где гарантия, что в другом месте будет лучше? Следует навести справки об учителе, узнать о реальных достижениях: как котируются его выпускники, какова их успеваемость.

Но все-таки основным и определяющим моментом является благополучие ребенка. Как он себя чувствует в школе, нравится ли ему учитель, спрашивает ли он его на уроках, реально ли оценивает старания – все это важно. Об этом можно узнать и от ребенка, и от учителя, поэтому так важно установить с ним позитивный контакт. Не бойтесь проявлять интерес, не думайте, что вы покажетесь навязчивыми, – ваша заинтересованность привлечет внимание учителя к вашему ребенку. Только будьте искренни: если вскроется ложная заинтересованность, результат будет обратный.

Хорошо если ребенок ходит в подготовительную группу к своему будущему учителю – тогда сложный процесс адаптации будет частично (а может, и полностью) пройден во время этой самой подготовки.

В том, что касается самой учебы, дело обстоит значительно серьезнее.

Приготовьтесь к тому, что у первоклассника поначалу что-то не будет получаться. Могут быть слезы, огорчения, разочарования, возможно, ваш ребенок после нескольких дней учебы вообще не захочет пойти в школу. В таком случае вам необходимы терпение, такт и настойчивость. Такое состояние может продолжаться до полугода, и если ребенок не ходил в детсад, если он застенчив, то адаптация эта будет, вероятно, более продолжительной и сложной.

От вас потребуется умение выслушать, понять и уверить ребенка в необходимости обучения. Нужно вселить в него уверенность, что вы ему всегда поможете и поддержите. Объяснить, что не у всех все сразу получалось, можно рассказать о своих школьных трудностях и невзгодах – это поможет вам сблизиться с ребенком. Дети часто идеализируют своих родителей, они уверены, что у родителей всегда все получалось отлично. Когда ребенок почувствует, что он не одинок в своих переживаниях и сомнениях, у него появится уверенность в своих силах.

Есть несколько важных нюансов и касательно уроков. Пусть ребенок сам собирает себе портфель и знает, что и где лежит. Конечно, проверять нужно, но все-таки старайтесь сразу приучать своего новоиспеченного школьника к самостоятельности. Потом не пожалеете, а учителя его только хвалить будут.

Постарайтесь показать ребенку, как важна его учеба и для вас, и для него самого. Для этого необходимо расспрашивать его о том, что происходило в школе, проверять дневник (только внимательно). Стоит каждый день проверять тетради: терпеливо, если необходимо (когда вы видите, что ребенок старается, но не все выходит гладко), и требовательно, если вы чувствуете, что ребенок расслабился, а может учиться лучше. Ведь чего вы хотите достичь: чтобы ребенок вырос здоровым и реально оценивал обстановку – или чтобы был вечно «особенным» и требовал индивидуального подхода? Самостоятельность никогда никому не вредила, тогда как все формы зависимого поведения (пьянство, курение, наркомания) берут свое начало в незрелости, несамостоятельности личности, в избытке свободного времени и неумении с пользой его организовать. Если у ребенка слабое здоровье, нагрузку следует варьировать. Сделать это позволяет многообразие кружков, секций и школ развития.

Обратите внимание на то, как ребенок излагает свои мысли: в этом может помочь пересказ событий, фильмов, книг. Понятно ли то, что он хочет сказать? Как он говорит? Желательно, чтобы ребенок смотрел на собеседника, говорил громко, с выражением, а речь была последовательна и связана логически. Если это не так, то следует поработать. Попробуйте разбить текст на абзацы – логически законченные мысли. Помогите ребенку выделить в них главную идею и передать ее словами. При подготовке устного домашнего задания приучайте ребенка использовать дополнительные источники: энциклопедии, словари, Интернет. Поиск и обсуждение материала сплотит вашу семью посредством совместной деятельности, а ребенку будет приятно получить за такую работу заслуженную пятерку. Объясняйте непонятные места, упрощайте сложные слова, рисуйте вместе опорные схемы – это очень полезно для развития мышления ребенка.

Следует отметить, что в семье взрослые должны делить ответственность за подготовку уроков своего чада по интересам и по способностям. Например, за русский и чтение – мама, за математику – папа. Так проще всем, и никто не остается в стороне от общей деятельности. Конечно, в первое время будет трудно. Но ваши старания обязательно принесут плоды.

Еще несколько слов об учителе. В начальной школе для ребенка основополагающим является мнение учителя и его оценка. Если вы хотите, чтобы учитель чему-то научил вашего ребенка, не обсуждайте его поступки при ребенке: даже если вы в чем-то с мнением учителя не согласны, нужно всячески поддерживать его авторитет в глазах детей. Если авторитет учителя пропадет, возникнет внутренний конфликт и ребенок не будет должным образом воспринимать преподносимую на уроках информацию. А в среднем звене школы на первое место для ребенка начнет выходить общение со сверстниками, и если ребенок не научится учиться, не получит основы знаний в благоприятный для этого период, то процесс обучения в дальнейшем будет для него весьма затруднителен.

И конечно, необходимо выработать у ребенка ответственность за свои поступки, добиться адекватной само­оценки. Он должен понимать, что само без труда ничего не сделается, должен знать, что вы поможете при затруднениях, но не сделаете работу за него. Это важно, ведь дети хорошие манипуляторы, и в следующий раз будут использованы все возможные приемы, чтобы вы опять приготовили за них уроки. Словом, постарайтесь приложить максимум усилий, и тогда в дальнейшем ваш ребенок будет благодарен за широту возможностей, которую вы ему предоставили.


Рустэм Хамитов обратился с ежегодным Посланием к Госсобранию – Курултаю Башкортостана - Администрация гор.округа Уфа30 октября 2014 года Президент Республики Башкортостан Рустэм Закиевич Хамитов выступил на тринадцатом заседании Государственного Собрания – Курултая РБ пятого созыва с ежегодным Посланием.
30.10.2014 Администрация гор.округа Уфа
Рустэм Хамитов выступил в защиту тружеников - Уфа1.RuГлавной темой послания президента Рустэма Хамитова Госсобранию Башкирии стала защита прав трудящихся.
30.10.2014 Уфа1.Ru
В отличие от весенней ночи музеев, осенняя предлагает недоспать ради нетрадиционных программ и экспозиций.
30.10.2014 Газета Труд
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС "МАССОВОСТЬ" - Администрация Стерлитамакского районаНа днях Министерством образования Республики Башкортостан были подведены итоги республиканского конкурса «Массовость» среди спортивных школ системы образования Республики Башкортостан.
30.10.2014 Администрация Стерлитамакского района
По качеству жизни Уфа заняла восьмое месте среди крупнейших городов России - Администрация гор.округа УфаСтолица Башкортостана поднялась на восьмое место в интегральном рейтинге ста крупнейших городов России , сформированном Институтом территориального планирования «Урбаника» по итогам 2013 года.
30.10.2014 Администрация гор.округа Уфа