Новости города БезФормата.Ru
Уфа
Главные новости
 
RSS   О проекте   Задать вопрос

Ступени взросления, или ребенок и школа

Елена ДУНЮШКИНА
             

Ваш ребенок уже прошел первую ступень взросления – дошкольное детство. Очень важно, где оно прошло: дома или в детском саду. Если это был детский сад, то процесс социализации вашим ребенком уже пройден. Такой ребенок в той или иной степени умеет считаться с мнением других, слушать и слышать, а самое главное, имеет опыт общения с посторонними детьми и взрослыми. Если же ваш ребенок в детский сад не ходил, то родителям необходимо готовиться к адаптации ребенка к школе и к его социализации одновременно – объяснять, почему взрослые и дети поступают так, а не иначе, что у каждого из них есть свое мнение и с ним нужно считаться.

Период учебы в начальной школе чрезвычайно важен. От того, как ваш ребенок пройдет начальное звено школы, зависит очень многое. Как показывает практика, именно в начальной школе закладываются основы того, как ребенок будет относиться к учебе, а в дальнейшем и к работе. Некоторые мамы в этот период даже переходят на другую работу (с частичной занятостью), чтобы больше внимания уделять ребенку. Впрочем, идти на такие крайности необязательно. Достаточно будет узнать о системе организации образовательного процесса в интересующей вас школе, о занятости ребенка на уроках, есть ли в школе группа продленного дня. Выясните, устраивает ли вас организация учебного (и не только) процесса – от питания и до уроков.

Выяснив все эти нюансы, можно «созывать семейный совет»: договориться, кто будет водить ребенка в школу, забирать его после уроков, есть ли необходимость в группе продленного дня. Пожалуй, «продленка» является оптимальным вариантом: ребенок там питается, делает уроки, гуляет – и все это организованно, под присмотром педагогов. Некоторые родители считают, что «продленка» дает большую нагрузку на ребенка, но это не так, ведь физические и умственные виды деятельности чередуются, и такая смена деятельности препятствует утомлению. А если ваш ребенок не посещает группу продленного дня, что он будет делать после уроков? Пойдет гулять? Ляжет отдохнуть? Нет, скорее всего, он обоснуется у телевизора или за компьютером. А если и пойдет гулять, то кто за ним присмотрит? Впрочем, решать вам.

Как выбрать школу? Критериев отбора множество – зачастую многое определяется стремлением родителей подыскать ребенку школу, похожую на ту, в которой в свое время учились они сами, или, напротив, найти такую, которая будет как можно меньше походить на «их» школу. Конечно, есть и другие факторы. Престиж, хорошая материальная база, скажете вы. Давайте разберемся.

В начальной школе для ребенка важен прежде всего учитель, обучающий его основным предметам. Это он, учитель, будет проводить основную массу уроков и закладывать фундаментальные знания, на которых построится все последующее обучение.

Родителям нужно установить контакт с учителем, показать свою заинтересованность в совместном результате, дать понять, что вы союзник и помощник учителя в деле обучения и образования вашего ребенка. Учитель один – детей много (а родителей еще больше), поэтому подстраиваться придется вам, и лучше сделать это без лишних трений, сэкономив время и нервы, свои и чужие. Иначе лучше сразу полюбовно расстаться: хотя где гарантия, что в другом месте будет лучше? Следует навести справки об учителе, узнать о реальных достижениях: как котируются его выпускники, какова их успеваемость.

Но все-таки основным и определяющим моментом является благополучие ребенка. Как он себя чувствует в школе, нравится ли ему учитель, спрашивает ли он его на уроках, реально ли оценивает старания – все это важно. Об этом можно узнать и от ребенка, и от учителя, поэтому так важно установить с ним позитивный контакт. Не бойтесь проявлять интерес, не думайте, что вы покажетесь навязчивыми, – ваша заинтересованность привлечет внимание учителя к вашему ребенку. Только будьте искренни: если вскроется ложная заинтересованность, результат будет обратный.

Хорошо если ребенок ходит в подготовительную группу к своему будущему учителю – тогда сложный процесс адаптации будет частично (а может, и полностью) пройден во время этой самой подготовки.

В том, что касается самой учебы, дело обстоит значительно серьезнее.

Приготовьтесь к тому, что у первоклассника поначалу что-то не будет получаться. Могут быть слезы, огорчения, разочарования, возможно, ваш ребенок после нескольких дней учебы вообще не захочет пойти в школу. В таком случае вам необходимы терпение, такт и настойчивость. Такое состояние может продолжаться до полугода, и если ребенок не ходил в детсад, если он застенчив, то адаптация эта будет, вероятно, более продолжительной и сложной.

От вас потребуется умение выслушать, понять и уверить ребенка в необходимости обучения. Нужно вселить в него уверенность, что вы ему всегда поможете и поддержите. Объяснить, что не у всех все сразу получалось, можно рассказать о своих школьных трудностях и невзгодах – это поможет вам сблизиться с ребенком. Дети часто идеализируют своих родителей, они уверены, что у родителей всегда все получалось отлично. Когда ребенок почувствует, что он не одинок в своих переживаниях и сомнениях, у него появится уверенность в своих силах.

Есть несколько важных нюансов и касательно уроков. Пусть ребенок сам собирает себе портфель и знает, что и где лежит. Конечно, проверять нужно, но все-таки старайтесь сразу приучать своего новоиспеченного школьника к самостоятельности. Потом не пожалеете, а учителя его только хвалить будут.

Постарайтесь показать ребенку, как важна его учеба и для вас, и для него самого. Для этого необходимо расспрашивать его о том, что происходило в школе, проверять дневник (только внимательно). Стоит каждый день проверять тетради: терпеливо, если необходимо (когда вы видите, что ребенок старается, но не все выходит гладко), и требовательно, если вы чувствуете, что ребенок расслабился, а может учиться лучше. Ведь чего вы хотите достичь: чтобы ребенок вырос здоровым и реально оценивал обстановку – или чтобы был вечно «особенным» и требовал индивидуального подхода? Самостоятельность никогда никому не вредила, тогда как все формы зависимого поведения (пьянство, курение, наркомания) берут свое начало в незрелости, несамостоятельности личности, в избытке свободного времени и неумении с пользой его организовать. Если у ребенка слабое здоровье, нагрузку следует варьировать. Сделать это позволяет многообразие кружков, секций и школ развития.

Обратите внимание на то, как ребенок излагает свои мысли: в этом может помочь пересказ событий, фильмов, книг. Понятно ли то, что он хочет сказать? Как он говорит? Желательно, чтобы ребенок смотрел на собеседника, говорил громко, с выражением, а речь была последовательна и связана логически. Если это не так, то следует поработать. Попробуйте разбить текст на абзацы – логически законченные мысли. Помогите ребенку выделить в них главную идею и передать ее словами. При подготовке устного домашнего задания приучайте ребенка использовать дополнительные источники: энциклопедии, словари, Интернет. Поиск и обсуждение материала сплотит вашу семью посредством совместной деятельности, а ребенку будет приятно получить за такую работу заслуженную пятерку. Объясняйте непонятные места, упрощайте сложные слова, рисуйте вместе опорные схемы – это очень полезно для развития мышления ребенка.

Следует отметить, что в семье взрослые должны делить ответственность за подготовку уроков своего чада по интересам и по способностям. Например, за русский и чтение – мама, за математику – папа. Так проще всем, и никто не остается в стороне от общей деятельности. Конечно, в первое время будет трудно. Но ваши старания обязательно принесут плоды.

Еще несколько слов об учителе. В начальной школе для ребенка основополагающим является мнение учителя и его оценка. Если вы хотите, чтобы учитель чему-то научил вашего ребенка, не обсуждайте его поступки при ребенке: даже если вы в чем-то с мнением учителя не согласны, нужно всячески поддерживать его авторитет в глазах детей. Если авторитет учителя пропадет, возникнет внутренний конфликт и ребенок не будет должным образом воспринимать преподносимую на уроках информацию. А в среднем звене школы на первое место для ребенка начнет выходить общение со сверстниками, и если ребенок не научится учиться, не получит основы знаний в благоприятный для этого период, то процесс обучения в дальнейшем будет для него весьма затруднителен.

И конечно, необходимо выработать у ребенка ответственность за свои поступки, добиться адекватной само­оценки. Он должен понимать, что само без труда ничего не сделается, должен знать, что вы поможете при затруднениях, но не сделаете работу за него. Это важно, ведь дети хорошие манипуляторы, и в следующий раз будут использованы все возможные приемы, чтобы вы опять приготовили за них уроки. Словом, постарайтесь приложить максимум усилий, и тогда в дальнейшем ваш ребенок будет благодарен за широту возможностей, которую вы ему предоставили.


Рустэм Хамитов встретился с предпринимателями - Президент Республики БашкортостанРустэм Хамитов встретился с предпринимателями ||||/upload/iblock/044/72902_w800.JPG|/upload/resize_cache/iblock/044/396_261_1/DNK_9809.
24.07.2014 Президент Республики Башкортостан
На сайте государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рубрике «Мнение экспертов: вопросы и ответы» размещены ответы на актуальные вопросы,
24.07.2014 Жилищная инспекция Башкортостана
 В далеком 96-ом перед Вадимом Тепловым выбор будущей профессии не стоял: однозначно служба в Госавтоинспекции!
24.07.2014 УВД г. Уфа
 Как минимум пять девушек легкого поведения стали жертвами квартирных грабителей.
24.07.2014 УВД г. Уфа
 На улице лето - самая любимая пора для большинства уфимцев. Солнце теперь встает рано, ложится поздно и так усердно светит и греет всех на земле.
24.07.2014 УВД г. Уфа