В соответствии со ст. 24 и ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации Организация при выплате доходов налогоплательщикам в виде заработной платы, является налоговым агентом и обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму удержанного НДФЛ в бюджет.
Руководствуясь п.п. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно п. 2 ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором. Пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Некоторые налоговые агенты пренебрегают своими обязанностями по уплате налога на доходы физических лиц и, в нарушение п.2, п.4 ст.226 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц перечисляют в бюджет Российской Федерации не своевременно и не в полном объеме. В этих случаях, при проведении выездной налоговой проверки недобросовестных налоговых агентов устанавливается задолженность по налогу на доходы физических лиц перед бюджетом.
В связи с неисполнением налоговым агентом обязанности по своевременному перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц, согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени.
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
В 2016 года Межрайонной ИФНС № 40 по РБ по результатам проведенной выездной налоговой проверки у Налогового Агента установлена задолженность по налогу на доходы физических лиц 11 273 тыс.рубля, в том числе задолженность по налогу составила 9 454 тыс.руб., штраф – 473 тыс.руб., пени – 1 346тыс.руб.
В адрес Налогового Агента выставлено Требование об уплате НДФЛ. Общество требование об уплате НДФЛ не было исполнено.
В отношении Общества Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан введена процедура наблюдения. Доначисленная сумма по результатам выездной налоговой проверки определением Арбитражного суда Республики Башкортостан включена в реестр требований кредиторов, вследствие, чего, налоговым агентом суммы задолженности перед бюджетом Российской Федерации перечислены по назначению.
Определением АС РБ от 26.10.2016 требования ФНС России к Обществу об уплате обязательных платежей признаны погашенными.
Таким образом, ответственности избежать не удалось, задолженность по налогу на доходы физических лиц, пени и штраф уплачены в полном объеме.
Возможно, в определенный момент времени, сделав выбор в пользу соблюдения Закона и своевременной уплаты налога, Общество избежало бы «высокой цены за не уплату налога».