– Вероятно, я что-то пропустила, задумавшись и глядя в окно маршрутки. Когда наша газелька начала «вилять», пытаясь то ли врезаться в «НефАЗ», то ли обратить на себя внимание водителя автобуса, я насторожилась, впрочем, как и все остальные пассажиры, – рассказывает уфимка Эльмира Рашитова. – Вот так вдруг по дороге на работу мы все почувствовали себя героями какого-нибудь «Форсажа». Но было бы смешно, если бы не было так страшно.
Среди пассажиров были и женщины с маленькими детьми, и школьники. Кульминацией погони стала… драка. Прямо посередине улицы Ленина водитель автобуса № 30 пытался за ноги вытащить из салона водителя 247-ой маршрутки. В этот момент их не волновали ни пассажиры, ни остановившееся из-за них движение. Впрочем, продолжалось противостояние не более пары минут. Враги разъехались. Люди с опаской посматривали на водителя: неизвестно, что ещё он может выкинуть в таком взбудораженном состоянии…
Разве способны после этого удивить многочисленные и ежедневные сообщения об авариях с участием городских маршруток?
«Мы летаем для вас!»
ДТП в республике каждый день исчисляются сотнями! И среди них большой процент – с участием маршрутных такси и автобусов.
Заглянем в сводку ГИБДД:
«8 октября – Уфа, проспект Октября. Столкновение автомобиля «Chery Amulet» и микроавтобуса «Mercedes Sprinter», следующего по 51 маршруту. По словам свидетелей, маршрутка «летела» на красный, врезалась в авто, а после протаранила светофор. В ДТП пострадали восемь человек. Их доставили в городские клинические больницы.
13 октября – вновь проспект Октября. «НефАЗ», следующий по маршруту № 57А, двигаясь со стороны улицы Бессонова в сторону Округа Галле, совершил столкновение с попутным автобусом «НефАЗ», который ехал по маршруту № 290, и автомашиной «Skoda Fabia». В салонах автобусов в общей сложности находилось 45 человек. В результате ДТП пострадали пассажиры автобуса (маршрут 57А): 9-летняя девочка, женщина 1965 года рождения с травмами были направлены в больницу и после оказания медицинской помощи отпущены. Также пострадала 49-летняя уфимка – контролер маршрута 57А, которая с переломом была госпитализирована.
15 октября – ДТП с участием маршрутной «Газели» №404 Уфа-Благовещенск и Мерседеса произошло на перекрестке улиц Цюрупы и Чернышевского. В результате столкновения маршрутка врезалась в дорожный знак. Мерседес отбросило на тротуар. В происшествии серьёзно пострадали шесть пассажиров микроавтобуса. Водителя иномарки спасли подушки безопасности».
Удивительно, но в суд обращается крайне мало граждан. Большинство получивших незначительные травмы даже не дожидаются сотрудников ГИБДД.
Наталья Иванова пострадала в ДТП на трассе Уфа-Аэропорт. Маршрутка № 247 столкнулась с мини-фургоном. От удара пассажиры «нырнули» в сторону лобового стекла. Наталья ударилась головой о сиденье, а рукой наткнулась на железный штырь. Первую помощь ей и другим пассажирам, получившим аналогичные травмы, оказала прибывшая на место происшествия скорая помощь. От госпитализации женщина отказалась и уехала сразу же, пересев на следующий автобус.
– Почти все уехали сразу. В больницу обратилась только одна мама с ребёнком, убедиться, что у него нет сотрясения, – сказала Наталья Иванова. – Разве это секрет, что все маршрутки несутся, как бешеные? Может, кто-то и пойдёт искать правду. А мне это всё не надо. Таскаться потом по судам, доказывать, что ты не верблюд. Не хочу.
Большинство уфимцев убеждены: поездка в маршрутке – это экономия времени, высокая стоимость проезда и всегда риск. «Не хочешь рисковать – ходи пешком», – уверенно парируют водители.
Гонки на выживание
Кстати, говорят, что в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уже в следующем году «нелегальные перевозчики» покинут рынок! Остается только ждать. Хотя уже на сегодняшний день есть ряд судебных решений о запрете деятельности незаконных пассажирских перевозок. По некоторым данным, в Уфе около полутора тысяч автобусов осуществляют свою деятельность без разрешительной документации.
– Мне думается, всё дело в отсутствии утвержденного графика у «нелегалов», – считает Дмитрий Крыгин, водитель с двадцатилетним стажем. – Их задача и цель – обогнать конкурента и перехватить пассажиров. Именно перед остановками они начинают устраивать гонки. Ведь «легальный» автобус идёт по графику, а нелегальному абсолютно всё равно во сколько и как он довезёт пассажира до конечного пункта.
Конечно, не стоит обобщать. Среди «маршруточников» есть вполне адекватные, вежливые водители, а водители «НефАЗов» не все «белые и пушистые». Однако ситуация на дорогах всё же заставляет задуматься, начать анализировать и искать выход из сложившейся ситуации.
Самое распространенное мнение – запретить все маршрутки. При этом в качестве положительного примера приводят соседнюю Казань. Что и говорить, на дорогах там относительный порядок. Но идеала не существует – на интернет-форумах казанцы точно так же жалуются на водителей автобусов, которые лихачат на дорогах. Кроме того, не будем забывать, что государственный транспорт у нас «доходит» далеко не до всех районов города. Многие окраины обслуживаются исключительно маршрутками. Да, они дерут втридорога, особенно «после 20.00», но другого выхода у горожан, не имеющих собственного транспорта, просто нет.
Блондинки за рулём
Способ повышения вежливости на дорогах от «Башавтотранса» – девушки-водители.
«Башавтотранс» предложил свой способ повышения вежливости на дороге. В компании решили поменять сложившийся в обществе стереотип о том, что за штурвалом «НефАЗа» могут находиться только мужчины. В компании уже работают несколько девушек, которые без труда управляются с крупногабаритными автобусами.
– Мужчины поддерживают нас словом и делом, – рассказывает водитель маршрута №30 Анна Покотило. – На работе они помогают, если что-то надо починить или научить. Если что-то не получается сделать самой – на помощь приходят коллеги. На дороге тоже многие уступают, даже водители маршруток. Конечно, не обходится без подшучиваний, мужчины не упускают случая подколоть нас. Зато директор и коллеги хвалят, говорят, что женщины гораздо аккуратнее и мягче водят автобус.
По словам водителя маршрута №74 Екатерины Осадчей, первое время для пассажиров было странно видеть за рулем «НефАЗа» девушку, а сейчас уже все привыкли и знают их, что называется, в лицо. «Многие даже смотрят на расписание и ждут, когда именно мы приедем, – отмечает девушка, – У женщин более спокойный стиль вождения. Даже когда опаздываем, мы не гоним и всегда бережно и ответственно относимся к пассажирам».
* * *
В завершение хочется отметить, что вопросов по этой теме много. И все они пока остаются без ответа. Сколько ещё нужно пострадавших пассажиров, чтобы власти обратили внимание на существующую проблему? Почему люди должны становиться «заложниками» неадекватных водителей? Кто в ответе за безопасный проезд?
Екатерина ВОЛКОВА.
Фото Андрея СТАРОСТИНА.