Как УППО прокладывало дорогу в космос

  •  
  • автор: Любовь Колоколова

    Накануне Дня космонавтики и 50-летия первого полета человека в космос все, что связано с освоением космического пространства, вызывает особый интерес. Одним из немногих предприятий Башкирии, непосредственно связанных с выпуском космической техники, является ФГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение». Предстоящий День космонавтики — большой праздник для всего коллектива завода, где после небольшого перерыва в постперестроечное время было возобновлено производство ряда важных приборов для оснащения космических ракет, спутников и орбитальных станций.

    В советские времена все уфимцы знали, что на приборостроительном заводе производят оборудование для авиации и космоса, но что именно – было известно только специалистам. И только в 90-х годах завеса секретности с этой темы была снята.

    О том, как уфимские приборостроители работали на космос, рассказывает ветеран УППО, лауреат Государственной премии СССР Рафкат Валеев.

    — 15 апреля 1962 года я пришел на завод после окончания Казанского авиационного института. Направили меня в конструкторский отдел и сказали, что я буду вести приборы «Ритм», «Гранит» и устройство бортового времени  — УБВ,  — начинает свой рассказ Рафкат Валеев.  — Требования к качеству изделий для космоса были очень высокими. Например, при повторном допущении брака монтажника без разговоров переводили на выпуск другой продукции. Все, начиная от рабочего и кончая директором завода, понимали, что эти изделия входят в состав космического объекта и малейший сбой может привести к невыполнению поставленной задачи, что будет означать большие расходы для страны и риск для жизни космонавта. Производимые нами изделия входили в состав спутников типа «Зенит», командно-вычислительного устройства «Ритм», предназначенного для управления процессом фотосъемки. В память устройства программы заносились по радиолинии с Земли.

    Вскоре для обеспечения технического обслуживания изделий было организовано конструкторское бюро. В это время директор завода Николай Ковалев тесно контактировал с руководством Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» и лично с его главным конструктором    - академиком Сергеем Королевым.

    — Следует особо подчеркнуть, что освоение и выпуск изделий для космической техники связаны, прежде всего, с именем    первого директора УПЗ  — Николая Ковалева. Он был главным инициатором выпуска космических приборов на нашем предприятии. А это был не только престиж, это были солидные деньги, которые шли на нужды завода и города,  — говорит Рафкат Валеев.

    По словам всех, с кем имел дело главный конструктор, он был очень требовательным и принципиальным руководителем, строго следил за тем, чтобы все его указания выполнялись неукоснительно. Конечно, на заводе не знали тогда его имени и фамилии. Также не знали, где будут использованы выпускаемые приборы. А использованы они были следующим образом: первый комплект – на беспилотном экспериментальном корабле «Восход», запущенном в октябре 1964 года, второй комплект  — на пилотируемом корабле «Восход» с космонавтами Владимиром Комаровым, Борисом Егоровым и Константином Феоктистовым, запущенном 12 октября 1964 года. В противовес готовящемуся к полету трехместному американскому кораблю «Аполлон» было принято решение о переоборудовании корабля типа «Восток». На аналогичном    космическом корабле совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Дело в    том, что в корабле типа «Восток» трудно было разместить одновременно трех космонавтов. Для этого пришлось отказаться от посадки методом катапультирования кресла, от скафандров. Космонавты находились в спускаемом аппарате только в тренировочных костюмах, в очень неудобных позах целые сутки. Но все закончилось благополучно.

    Третий комплект был размещен на беспилотном экспериментальном корабле «Восход-2», запущенном 22 декабря 1965 года. Четвертый комплект разместился на пилотируемом корабле «Восход-2» с космонавтами    Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым, запущенном 18 марта 1965 года, на котором впервые в мире был осуществлен выход человека в открытый космос.

    Рафкат Валеев вспоминает, что полет корабля «Восход–2» был одним из самых драматичных, но с благополучным исходом. ТАСС сообщило, что весь полет, в том числе и выход в открытый космос, прошел нормально. Только потом, много лет спустя, в прессу начали просачиваться подробности этого полета, сопровождавшегося рядом чрезвычайных происшествий. Однако все они не были связаны с работой аппаратуры.

    Между тем задачи, выполняемые на пилотируемых кораблях, усложнялись, на повестку дня встал вопрос о стыковке двух кораблей. Для этого необходимо было иметь бортовую вычислительную машину. В начале 60-х годов отечественная промышленность такое оборудование не выпускала. В РКК «Энергия» было принято решение разработать и изготовить бортовую вычислительную машину собственными силами, но на предприятии не хватало инженеров-конструкторов для выполнения этой задачи. Тогда РКК «Энергия» обратилась к руководству УПЗ с просьбой оказать помощь, и в сентябре 1963 года в    Москву была направлена бригада лучших конструкторов из 17 человек.

      — Бригада под руководством работников РКК «Энергия» разрабатывала конструкторскую документацию на ячейки, панели, блоки, параллельно делались опытные образцы, проводились испытания. Работа была очень напряженной, много раз приходилось все переделывать, искать новые технические решения. Работали по 10-12 часов в сутки вплоть до конца 1965 года. Бортовую вычислительную машину назвали «Коброй». Но она

    получилась крупногабаритной, и в итоге пришлось отказаться от ее дальнейшей разработки, -    рассказывает Рафкат Валеев.  — Но для работников завода этот опыт все же был полезным. Все, кто участвовал в разработке «Кобры», стали впоследствии классными специалистами и организаторами производства.

    Далее, в 1965 году, началось освоение и производство бортовой аппаратуры для космических кораблей серии «Союз». В состав комплекта входили более 20 наименований блоков систем жизнеобеспечения, аварийного спасения, стыковки и посадки. В связи с ростом выпуска космической техники был организован отдельный цех, который называли космическим. На работу сюда принимали очень придирчиво: обязательно со средним образованием, даже на внешность смотрели. Желающих поступить на завод было много, так как рабочие зарабатывали хорошо. Правительство СССР не жалело денег на изготовление и выпуск приборов для космической техники.

    По словам ветерана завода, в сборочном цехе поддерживалась идеальная чистота, через каждые два часа полагалась влажная уборка. В цехе был жесточайший контроль за качеством изготовления приборов. Естественно, нельзя было допустить, чтобы случались отказы изделий во время работы в составе объекта. Но, к сожалению, в истории советской космонавтики были и трагические случаи. Болью в сердцах людей отозвалась гибель космонавта Владимира Комарова – командира    корабля «Союз-1». Он погиб при спуске на Землю 23 апреля 1967 года. Вторая трагедия случилась 30 июня 1971 года: при возвращении экипажа на космическом корабле «Союз-11» в результате аварийной разгерметизации спускаемого аппарата погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев. Корабль «Союз» оттолкнулся от орбитального комплекса «Салют» для спуска на Землю, при этом открылся вентиляционный клапан, в корабле резко упало давление, и космонавты погибли. А причина оказалась простой: пружина, закрывающая клапан, имела недостаточную силу.

    — Так что ошибки проектировщиков и исполнителей могли стоить космонавтам жизни,  — говорит Рафкат Валеев.  — Уже на «Союзе-12» проверялась система спасения экипажа в случае аварийной разгерметизации космического корабля.   

    Многим известно, продолжает ветеран, что космонавты во время полетов брились нашей электробритвой «Агидель» (модели К1, К2). Здесь тоже первенство принадлежит директору Ковалеву. Он    хотел, чтобы космонавты пользовались именно нашей бритвой. Но обычная бритва в космосе не годилась, так как там нет сети в 220 вольт, и к тому же в невесомости срезанные волоски будут разлетаться по всему кораблю. И наши специалисты изобрели то, что требовалось космонавтам. «Космические» электробритвы, кроме электрического питания в 27 вольт постоянного тока, имели специальные отсосы: одним концом бритва    подключалась к питанию, другим  — собирала отходы бритья, как пылесос.

    Еще одна важная страница в истории завода: в 1967-1968 годах начались освоение и выпуск бортовой аппаратуры для лунных кораблей (ЛК) и лунного орбитального корабля (ЛОК). Однако, как известно, программа исследования Луны была затем закрыта.

    — На нашем заводе параллельно с выпуском приборов для кораблей «Союз» и «Прогресс» проходило освоение приборов для долговременной орбитальной станции «Салют». Экипаж и грузы доставлялись на борту космических кораблей «Союз». Для модификации орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», кроме кораблей «Союз», использовались корабли «Союз-Т» и грузовые транспортные корабли «Прогресс». Станции типа «Салют» предназначались для решения широкого круга задач в околоземном космическом пространстве. С 1971 по 1982 годы были запущены семь «Салютов». Напомню, что орбитальные станции «Салют» прекращали существование по команде с Земли, войдя в плотные слои атмосферы над Тихим океаном,  — уточняет Рафкат Валеев.

    В 1985 году был освоен и поставлен головному заводу прибор для постоянно действующего пилотажного комплекса «Мир»  — система управления бортовым комплексом, общая масса аппаратуры около одной тонны. Сроки были установлены жесткие: в течение полугода аппаратуру нужно было изготовить, сдать заказчику и отгрузить головному заводу, но самое главное  — успеть провести на всех приборах периодические испытания в отделе надежности. За всем процессом следил лично директор завода Гений Панков, пришедший на смену Николаю Ковалеву.

    Вышедшая на орбиту 20 февраля 1986 года станция «Мир» была рассчитана на работу в течение пяти лет. За это время предполагалось провести ряд экспериментов по наращиванию работающей станции новыми блоками, испытать в полете совместно с ней многоразовый корабль «Буран» и продолжить международное сотрудничество в космонавтике. Задуманная на пятилетие работа «Мира» растянулась на многие годы. В ходе исследований на станции «Мир» впервые был преодолен годовой рубеж пребывания человека в космосе  — 440 дней на орбите! А полеты «Шаттлов», на которые возлагали надежды американцы, оказались неоправданны со всех точек зрения. Поэтому на МКС был принят наш вариант доставки основных экипажей на станцию – кораблями «Союз ТМ». Наши «Прогрессы» работали и с этой станцией.

    — Как не гордиться тем, что на каждом космическом корабле, а потом и на орбитальных станциях функционировала аппаратура УППО. Бортовая техника для спутника серии «Зенит» и космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Салют», «Мир» ни разу не отказала и не подвела. Наш завод стал своего рода испытательным полигоном передовой научной мысли в космической сфере,  — с гордостью говорит Рафкат Валеев.

    И теперь в УППО изготовлением изделий ракетно-космической тематики занимается специальный цех. Авиационно-космическое направление по-прежнему является приоритетным для ФГУП «УППО». Предприятие участвует в работах по выполнению графика изготовления и сдачи кораблей для транспортного обеспечения МКС, рассчитанного до 2012 года и утвержденного корпорацией «Роскосмос». Далее этот график будет пролонгирован с учетом перехода НАСА на доставку грузов и американских экипажей российскими кораблями. УППО в стороне не останется.

    Ещё новости о событии:

    Полвека назад, 12 апреля 1961 года, свершилось выдающееся событие в истории человечества: гражданин планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин на космическ
    12:27 12.04.2011 ГУ МЧС России по РБ - Уфа
    Как УППО прокладывало дорогу в космос - Башинформ
      автор: Любовь Колоколова Накануне Дня космонавтики и 50-летия первого полета человека в космос все, что связано с освоением космического прост
    11:44 11.04.2011 Башинформ - Уфа
     
    По теме
    И.о. главы Стерлитамака Артур Гафаров подписал постановление О проведении общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду,
    Синоптики предоставили прогноз погоды на ближайшие дни Дарья КИНЗИКЕЕВА Столбик термометра опустится до -13 градусов Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО Стало известно, какой будет погода в конце рабочей недели.
    В Башкирии ожидается шквалистое усиление ветра Дарья КИНЗИКЕЕВА Жителей призывают избегать деревьев и сооружений повышенного риска Фото: Алексей ФОКИН (фото) В Башкирии ожидается шквалистый ветер.
    Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
    Башинформ
    Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
    УФССП по Республике Башкортостан
    В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
    Красное Знамя
                                                                                                            На заседание Совета                                                                                              
    ОМВД по Нефтекамску
    В Уфе наградили победителей республиканских конкурсов для учителей - Сетевое издание Республика Башкортостан В ГКЗ «Башкортостан» состоялась церемония награждения победителей межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы» и региональных конкурсов «Молодой учитель года», «Учитель года Башкортостана»,
    Сетевое издание Республика Башкортостан