Над постановкой работали как приезжие, так и местные мастера – режиссер-постановщик – Павел Сорокин (Ростов-на-Дону), дирижер – Фарит Идрисов, сценограф – Эрнст Гейдебрехт (Германия), художник по костюмам Татьяна Ногинова (Санкт-Петрбург), художник по свету – Ирина Вторникова (Ростов-на-Дону), хормейстер Александр Алексеев, балетмейстер Алексей Ищук (Москва).
Главные партии в спектакле исполняют: заслуженный артист Башкортостана, лауреат международных и открытых республиканских конкурсов Артур Каипкулов, лауреат международного и открытого республиканского конкурсов Ян Лейше – Зурга. Роль Надира исполняют заслуженный артист Башкортостана и Татарстана, лауреат Российской Национальной театральной премии "Золотая Маска", Государственной молодёжной премии им. Ш. Бабича, премии губернатора Свердловской области Ильгам Валиев, заслуженный артист Башкортостана, лауреат международного, всероссийских, регионального и республиканских конкурсов Алим Каюмов, Лауреат и дипломант международных и всероссийских конкурсов, лауреат премии Правительства РФ Сергей Сидоров. Лауреат международных и всероссийских конкурсов Гульнара Валеева, лауреат международных конкурсов Алина Латыпова, народная артистка Башкортостана, лауреат международного и открытого республиканского конкурсов Эльвира Фатыхова играют прекрасную Лейлу, лауреат республиканских конкурсов Айгиз Гизатуллин и лауреат республиканского и дипломант всероссийского конкурсов Салават Киекбаев – в роли жреца Нурабада.
Режиссёр-постановщик Павел Сорокин отмечает, что опера в первую очередь привлекла его как музыканта: «Музыка этого произведения – жемчуг в оперном пространстве. Здесь cтолько прекрасных мелодий! Эта безбрежная красота и делает спектакль особо сложным для режиссерского воплощения».Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик спектакля Артем Макаров отмечает, что «Искатели жемчуга» – из разряда тех шедевров, интерес к которым возникает постепенно: «Мне кажется, со временем эта опера будет привлекать к себе всё больше внимания. Уже сейчас мы видим интересные постановки, как за рубежом, так и в России. В нашем случае всё сошлось замечательно. На каждую партию есть очень хорошие певцы. Образовалось несколько достойных составов, при этом все артисты – из нашего театра», – комментирует Артем Макаров. Опера не так широко известна, но многие, безусловно, слышали арии из оперы – их часто используют в кино, исполняют на концертах. Постановка представила уфимскому зрителю удивительно красивый и тонкий спектакль, действие которого разворачивается на живописном цейлонском побережье. Перед зрителем открывается волшебный, нереальный мир, сценография буквально переносит зрителя в экзотические места. «Любой спектакль – это новая вселенная. А возможность создать мир цейлонской деревни на загадочном востоке – большой подарок судьбы», - говорит художник по костюмам Татьяна Ногинова. Александр Алексеев - хормейстер-постановщик говорит: «Здесь нет развёрнутых массовых сцен, затянутых вокальных номеров и повторений. Каждая фраза несёт в себе новую жизнь, продолжает непрерывную цепочку музыкального действия. Весь материал соответствует интонациям и эмоциям человеческой речи, идеально ложится на французский текст. Композитор избавил хормейстера от необходимости долго объяснять коллективу характер музыки и слова. В "Искателях жемчуга" мы слышим настоящего Бизе – революционера, экспериментатора, создателя потрясающей духовной музыки. Совсем не того автора, которого знает весь мир по сверхпопулярной опере «Кармен». Отметим, что опера звучит на французском языке в сопровождении синхронных титров на русском языке. Премьера «Искателей жемчуга» состоялась 30 сентября 1863 года в Théâtre-Lyrique в Париже. Интересно, что оба либреттиста Карре и Кормон, позже выразили сожаление, что в тот момент, когда создавали текст, не имели представления о таланте композитора, а то бы постарались предоставить ему гораздо лучший текст. Когда до широко объявленной премьеры в Париже оставалось всего две недели, ни авторы либретто, ни сам композитор всё не могли решить, чем же закончить оперу. Положение неожиданно спас директор театра, который в отчаянии воскликнул: «Да пусть оно всё горит огнём!». Эта фраза, брошенная в раздражении директором, и подсказала либреттистам идею финала – пожар. Она понравилась Бизе, и он в три дня написал прекрасную музыку. Бизе удалось наметить в музыке индивидуальность главных героев, придать ритуальным и бытовым сценам эмоциональную силу и яркость колорита, запечатлеть мечтательную поэзию природы Востока. Мелодии «Искателей жемчуга» впечатляют красотой и пластичностью.
Автор: Лия Гибадуллина, «Культурный мир Башкортостана»