Первые показы самой ожидаемой премьеры сезона - оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» прошли в минувшие выходные и вызвали большой интерес не только у любителей классики, но и музыкальных критиков, журналистов , многие из которых, как, к примеру, представители журнала «Музыкальное обозрение», прилетели даже из Москвы.
Не пропустил премьеру и глава республики Рустэм Хамитов , выделивший на постановку грант «Русский дуэт - опера и балет», составивший 13,5 млн рублей.
Народная артистка республики Эльвира Фатыхова исполнила партию МарфыФото: Мила КИЯН
«Царская невеста» - одна из самых популярных опер русской классической музыки - впервые была поставлена на сцене Башкирского театра оперы и балета еще в 1947 году и долгое время не покидала театральную афишу. Ее показывали и в рамках международного фестиваля искусств «Шаляпинские вечера в Уфе», но в последние годы «Царская невеста» исчезла из репертуара театра.
- Опера не шла в нашем театре почти пятнадцать лет, поэтому мы ее и выбрали, - пояснил дирижер-постановщик, в этом году ставший лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» Артем Макаров . - В ней есть все, что любит публика: потрясающей красоты музыка, захватывающий сюжет, динамичная драматургия.
Необычная сценография оперы дала простор фантазии художника по свету - Ирины Вторниковой (Ростов-на -Дону)Фото: Мила КИЯН
Дирижер признался, что давно планировал возродить «Царскую невесту».
- Так совпало, что именно «Царская невеста» стала первым оперным спектаклем, который я, еще будучи школьником, посмотрел и послушал вживую, - рассказал Артем Макаров.- Помню, что представление длилось достаточно долго, но я с интересом дослушал оперу до конца и вернулся домой ближе к полуночи, заставив родителей изрядно поволноваться.
Сейчас опера идет не так долго - в новой постановке объединены третий и четвертый акты.
- Мы надеемся, что наш спектакль будет интересен зрителю: здесь есть над чем подумать, - говорит режиссер-постановщик Филипп Разенков, знакомый уфимскому зрителю по работе над оперой «Орленская дева» о Жанне Д'Арк.
: Все пространство сцены художник-постановщик Владислав Анисенков покрыл соломойФото: Мила КИЯН
Его новая постановка не менее драматична, чем история французской героини. В основе оперы «Царская невеста» реальный, хотя и малоизвестный, исторический факт третьей женитьбы царя Ивана Грозного на красавице Марфе, дочери купца Собакина. Брак продлился всего пятнадцать дней - царица скоропостижно скончалась и это породило слухи о том, что она была отравлена.
На двух премьерных показах партию Марфы пели народная артистка республики Эльвира Фатыхова и ее молодая, но уже титулованная коллега Диляра Идрисова, получившая в этом году несколько престижных премий, в том числе и «Золотую маску».
Лауреат премии "Золотая маска" Ильгам Валиев (справа) спел партию жениха Марфы - Ивана ЛыковаФото: Мила КИЯН
Партию царского опричника Григория Грязного, воспылавшего страстью к царской невесте и тем самым погубившего ее, в первый день пел Владимир Копытов , специально для этой роли отрастивший бороду. Для второго премьерного показа в Уфу был приглашен лауреат премии губернатора Свердловской области Александр Краснов , но в следующих спектаклях в этой партии могут выступать и другие солисты. Как и в партии Ивана Лыкова, жениха Марфы - в первый день ее исполнил «золотой тенор» Ильгам Валиев . Как выяснилось, для постановки оперы подготовлено практически три полноценных состава исполнителей , так что «Царская невеста», наверняка, задержится в репертуаре театра надолго.
АРТИСТАМ ПРИШЛОСЬ ПРИВЫКАТЬ К СОЛОМЕ
Судя по реакции зрителей, побывавших на премьерных спектаклях, новая постановка пришлась им по вкусу - крики «браво» и бурные аплодисменты звучали на протяжении всей оперы.
Кресты стали одним из элементов художественного решения оперыФото: Мила КИЯН
Успеху спектакля способствовала и его яркая, необычная сценография, придуманная художником-постановщиком Владиславом Анисенковым, главным художником Государственного театра оперы и балета Удмуртской республики. Все пространство сцены на протяжении оперы было заполнено соломой, ставшей одним из ключевых элементов художественного решения спектакля. Правда, артистам пришлось долго привыкать к необычному покрытию - в техническом плане петь на соломе было не так-то просто, ведь малейшая пыль могла запросто вызвать проблемы с голосовыми связками.
К счастью, алергиков среди ведущих солистов не оказалось. Кроме соломы Анисенков использовал металлообоженную ткань - одну из последних технологий производства декораций.
Драма мрачных времен опричнины разворачивалась на фоне икон, крестов и решеток, призванных подчеркнуть контраст между верой, духовным началом и самыми низменным страстями, обуревающими героев.
Владимир Копытов ради роли Григория Грязнова отрастил бороду. На фото с исполнительницей партии Любаши - Катериной ЛейшеФото: Мила КИЯН
- Мы старались подобрать ключ к «Царской невесте», - рассказал Филипп Разенков. - Даже ввели еще одного персонажа, которого нет у Римского-Корсакова, - Блаженного. Это своего рода символ совести - тот противовес который пытается повернуть людей от порока к чистоте и свету.
Оценить новую постановку, приуроченную к 80-летнему юбилею Башкирского театра оперы и балета и подобрать свой собственный «ключ» к знаменитой опере уфимские меломаны смогут уже в следующем году. Ближайший спектакль состоится 31 января.