Ирек Ялалов принял участие в заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления

Ирек Ялалов принял участие в заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления
Фото: ufacity.info

5 августа 2017 года в городе Кирове Президент Российской Федерации Владимир Путин провел заседание Совета при главе государства по развитию местного самоуправления. Участие в нем принял глава Администрации городского округа город Уфа РБ Ирек Ялалов в качестве члена Президиума Совета.

Обсуждался ход реализации федерального проекта по  формированию комфортной городской среды и  вопросы участия населения в  осуществлении местного самоуправления. С  основным докладом выступил Министр строительства и  жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень.

Публикуем стенограмму заседания и видео.

« В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Наш с  вами Совет по  развитию местного самоуправления не  занимается освоением больших, крупных  – да  каких угодно месторождений нефти, газа. Мы в  рамках этого Совета не  занимаемся вопросами освоения космоса либо Арктики, строительства подводного, надводного флота, авиации. Всё это очень важно для страны, всё, что я перечислил.

Вопросы, которыми мы занимаемся в  рамках Совета, казалось  бы, простые, тривиальные, вроде  бы и  текущие. Но  на  самом деле от  качества решения этих вопросов в  значительной степени зависит главное  – уровень жизни граждан России. А, собственно говоря, в  этом и  есть основная цель работы любого уровня власти.

Начну с  того, что состав Совета по  развитию местного самоуправления, которому в  этом году исполняется 10  лет, недавно был существенно обновлён. Теперь в  него входят представители всех типов муниципальных образований: от  крупных городских округов до  небольших сельских поселений.

Не  менее важно и  то, что Совет объединяет представителей муниципалитетов из  всех федеральных округов. Рассчитываю, что это повысит эффективность нашей совместной работы.

Сегодня предлагаю проанализировать принципиальный вопрос: как строить работу, как строится работа органов местного самоуправления по  активному привлечению граждан в  решение проблем городов, сёл, посёлков, насколько полно учитываются мнения людей, их инициативы и  предложения. Именно с  этих позиций рассмотрим направления дальнейшего развития местного самоуправления в  нашей стране.

Муниципальный уровень власти максимально близок к  людям, к  их реальным заботам, а  значит, диалог, стремление получить обратную связь должны быть приоритетом в  работе местной власти. Только при постоянном, неформальном, заинтересованном общении с  жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и  вместе с  гражданами добиваться решения насущных задач, строить планы развития.

Востребованность таких подходов возрастает с  каждым годом. В  нашем обществе появляется всё больше граждан, которые проявляют свою инициативу, мы видим больше добровольческих инициатив, в  том числе и  на  местном уровне.

Люди стремятся сделать что-то  нужное, полезное. У  них немало конструктивных идей, предложений, и  главное  – есть желание воплотить их в  жизнь. Очень важно, чтобы со  стороны власти было такое  же встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп.

Я не  раз говорил, что игнорировать идеи и  предложения граждан, заниматься «бюрократическим футболом» категорически неправильно. Неравнодушное, деятельное отношение людей к  проблемам  – это огромная ценность и  очень хороший резерв, качество нашей работы. Необходимо всемерно поддерживать таких граждан.

Для этого у  нас действительно имеется целый ряд механизмов. Это и  публичные слушания, и  территориальное общественное самоуправление, и  местные референдумы, другие референдумы и  другие инструменты. Сегодня рассмотрим практику их применения в  различных регионах.

Свой достаточно интересный опыт вовлечённости граждан в  решение задач местного самоуправления есть и  здесь, в  Кировской области. Это и  проект поддержки местных инициатив, которые выдвигают граждане, и  так называемый «народный бюджет», в  рамках которого жители участвуют в  выборе конкретных направлений использования денежных средств.

Одно из  ключевых направлений, требующих максимально тесного взаимодействия между жителями и  местной властью,  – это благоустройство. Мы приступили к  реализации федерального проекта по  формированию комфортной городской среды. Из  бюджета в  текущем году на  эти цели выделено 25  миллиардов рублей.

Напомню: когда мы запускали этот проект, его принципиальным условием было участие жителей в  определении приоритетов благоустройства. Обустраивать придомовые территории, парки, общественные пространства необходимо, безусловно, с  учётом мнения граждан, которые проживают на  этих территориях, так, как это действительно нужно людям, а  не  так, как удобно тем, кто организует работы.

Особо подчёркивал это и  в  Послании Федеральному Собранию. К  сожалению, не  все руководители это услышали, и  не  везде это условие было воспринято как обязательное. Кто-то  решил, что можно отделаться имитацией учёта мнения жителей и  таким образом проявил явное неуважение к  гражданам. Скажу больше, даже пренебрежение. При таком бюрократическом отношении толку, безусловно, не  будет: ни  с  благоустройством, ни  – что самое главное  – с  доверием со  стороны граждан.

Совсем другой результат в  тех муниципальных образованиях, где жители активно включаются в  работу по  благоустройству. Формируется действительно современная среда для жизни и  бережное, ответственное отношение людей к  своему двору, к  своей улице и  к  городу в  целом.

Давайте приступим к  работе. Слово Министру строительства и  жилищно-коммунального хозяйства Михаилу Александровичу Меню.

Пожалуйста, Михаил Александрович.

М.Мень: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания Совета!

Сегодня в  стране существует целый набор форм участия людей в  решении вопросов местного значения, это, во-первых, классические инструменты, такие как инициативное бюджетирование, правотворческие инициативы граждан и  их участие в  территориальном самоуправлении. Всё чаще для получения оценки жителями тех или иных инициатив используются онлайн-инструменты, такие как сайты, приложения, опросы, проводимые через интернет.

Последние годы широкую популярность набирают и  волонтёрские добровольческие проекты. Люди активно используют ресурсы социальных сетей, онлайн-площадки для продвижения своих инициатив, сбора средств и  поиска сторонников проектов благоустройства и  приоритетного проекта «ЖКХ и  городская среда», а  этот проект сегодня стал как раз дополнительным импульсом для развития местного самоуправления и  обратной связи с  людьми.

В  2017  году страна впервые в  своей истории приступила к  реализации проекта по  формированию комфортной городской среды, который реализуется системно с  федерального уровня при федеральной методической и  финансовой поддержке. И  решения, принимаемые в  рамках приоритетного проекта, проходят экспертное и  общественное заключение.

Перед нами стоит масштабнейшая задача. До  сих пор в  России не  было системного, целостного подхода к  городской инфраструктуре на  всех уровнях. Для создания этой системы и  реализации первых проектов выделены значительные ресурсы. В  этом году, помимо того что 25  миллиардов рублей из  федерального бюджета выделено, у  нас вместе с  софинансированием из  региональных бюджетов  – общий объём  – 42  миллиарда рублей.

В  рамках проекта муниципалитеты с  населением свыше 1000  человек обязаны принять современные правила благоустройства, выстроить системы уборки, озеленения и  освещения городов. Регионами и  муниципалитетами принимаются пятилетние программы, в  которые войдут все территории, нуждающиеся в  благоустройстве. И  эти программы должны стать программным документом, очерчивающим всю стратегию развития города.

Но, пожалуй, главной особенностью проекта стало вовлечение людей в  принятие решений по  благоустройству и  их реализация. Конечно, найти компромисс, особенно при благоустройстве дорог, не  всегда просто, но  мы видим, что наши  региональные и  муниципальные коллеги в  основном справляются с  этой работой. Сегодня 1657  муниципалитетов и  81  регион программы на  этот год утвердили в  срок.

Многие наши региональные коллеги в  рамках этой работы нашли очень интересные решения. Например, в  Саратовской области к  обсуждениям дизайн-проекта «Благоустройство дворовых территорий и  общественных пространств» привлекаются не  только жители, но  и  в  дискуссиях активно участвуют представители  бизнес-сообщества, активисты, эксперты и, что важно, специалисты архитектурных вузов и  также студенческое сообщество.

В  Ростовской области для популяризации этого проекта и  максимального вовлечения людей запущен маршрут «Донское благоустройство». Это марафон в  шести муниципалитетах, которые участвуют в  проекте «Формирование комфортной городской среды». Разработан информационный портал, мобильное приложение к  этому порталу. Всё обслуживание проводится в  формате городских праздников для максимального вовлечения людей. Только в  очных мероприятиях в  Ростовской области приняло участие более трёх тысяч человек.

Кировская область. Здесь также есть позитивный опыт работы с  вовлечением граждан. Здесь жителям предлагается широкий спектр инструментов участия: от  простого голосования до  проектных семинаров и  даже до  детских игр. Согласно принципам проекта, собственники могут на  общем собрании самостоятельно выбрать, как благоустроить двор: только по  минимальному, базовому, перечню работ или  же выбрать дополнительные опции, такие как детские или спортивные площадки, хоккейную коробочку и  так далее. Мы поощряем разнообразие форм участия жителей в  проектах формирования городской среды. Правительство дало возможность регионам выбрать форму вовлечения собственников в  такие проекты. При  этом обращаю внимание, что проект не  должен провоцировать иждивенчество, наоборот, мы должны воспитывать в  людях ощущение своего двора, улицы и  города как своей общей собственности.

Мы видим, что в  22  регионах установлено участие людей даже при минимальном перечне работ, оно, конечно, скорее символическое и  чаще всего в  субботниках, но  всё-таки оно установлено. Это означает, что люди будут участвовать в  благоустройстве своих дворов реальными делами. И  здесь уже сейчас есть очень интересные примеры. Так, в  Калининградской области принято решение проводить комплексный ремонт дворов. Все проекты в  этом году реализуются с  дополнительными работами. При этом собственники софинансируют проекты благоустройства в  размере не  менее 5  процентов. Всего в  этом году в  проекте принимает участие пять муниципалитетов, но  комплексный ремонт будет произведен в  45  дворовых и  пяти общественных пространствах.

В  Республике Удмуртия в  проекте, наоборот, участвуют все города и  районы республики, здесь пошли по  пути максимального вовлечения общественности. В  регионе была проведена активная просветительская работа. Например, в  ходе празднования Дня города в  столице субъекта было организовано 217  дворовых локальных праздников. В  результате в  рамках проекта будет выполнен ремонт в  293  дворовых территориях и  в  10  общественных пространствах. Причём граждане проявили высокую активность и  желание сделать свой двор более комфортным и  современным, вкладывая в  том числе и  собственные средства. Доля софинансирования собственников помещений в  общей сложности составит от  5 до  21  процента. Причём на  общественное обсуждение приглашались федеральные эксперты, которые помогли модерировать дискуссию, выбирать наиболее эффективные решения. Только в  двух общих обсуждениях одного проекта приняло участие порядка 200  человек.

Субботники и  иные формы трудового участия установило абсолютное большинство регионов, причём здесь могут включаться самые разные работы: от  обустройства имеющейся инфраструктуры двора до  озеленения, организации клумб. Например, в  Калужской области в  числе обязательных работ установилось приведение в  порядок имеющихся во  дворах частных построек: гаражей, сараев, которые есть во  многих малых городах нашей страны, и, как правило, не  украшают наши муниципалитеты, требуют ремонта. Мне кажется, хорошая инициатива, ее нужно использовать.

Важнейшая задача проекта  – дать людям почувствовать ответственность за  свою собственность, помочь им понять, что благоустройство  – это их собственный проект, который они сами придумали и  реализовали, а  власть им в  этом только помогала.

Что касается дополнительных работ. Здесь, согласно условиям проекта, деятельное участие собственников обязательно. Доля участия устанавливается местными властями, начиная от  1  процента. Причём эти средства могут собирать только инициаторы и  сторонники дополнительных работ, что очень важно. Это логично. Если жители выбрали установку, например, детской площадки, то  участвуют в  этих работах представители семей с  детьми. Если выбрана парковка для автотранспорта, то  помогают в  реализации этого проекта владельцы автомобилей. Партнёрами обычно выступают владельцы близлежащих предприятий, они достаточно часто идут навстречу своим соседям, добровольно включаются в  реализацию данного проекта.

В  целом мы видим, что проект стал по-настоящему объединяющим и  дающим мощный импульс для создания местных сообществ. Например, в  Тульской  области по  решению самих собственников в  нескольких дворах планируется организация чаепития во  время проведения работ, для того чтобы обеспечить дружескую атмосферу и  привлечь к  работам всех жителей ближайших домов. В  Рязанской области жители одного из  муниципалитетов даже придумали гимн проекта по  благоустройству их населённого пункта.

К  сожалению, в  отдельных случаях общественные обсуждения проводились поверхностно. Например, людям представлялась неполная информация, анонсы обсуждений публиковались недостаточно широко или всего за  несколько дней, на  онлайн-оценку отводилось слишком мало времени. Ещё хуже, если в  ходе обсуждения дизайн-проекта жители просили что-то  в  нём исправить, но  в  итоговом проекте пожелания эти не  были  учтены. Это недопустимо, и  мы постоянно обращаем на  это внимание регионов. Но  есть ещё время исправить эти ошибки, это нужно обязательно сделать. Недопустимо игнорировать мнения людей.

Ну  вот один из  негативных примеров приведу. Это город Новочеркасск, Чувашия. Несмотря на  просьбы жителей, решили делать набережную, а  именно выложить гранитом. Собственно говоря, люди просили восстановить ту старую сцену, которая была на  набережной, в  виде ракушки, люди нашего поколения помнят такие ракушки.  Было отказано людям и  не  сделано. Вместо этого была выложена гранитная набережная. Такие вещи, конечно, нельзя допускать.

Но  в  целом можно сказать, что проект «Формирование комфортной городской среды» стал по-настоящему народным, в  реализации которого участвует вся страна. Нам помогает и  партия «Единая Россия», и  общественные организации, и  Общероссийский народный фронт, студенческие объединения, экспертные сообщества. Выявляются и  поощряются общественные инициативы, что позволяет подчеркнуть самобытность каждого муниципалитета. Сейчас параллельно с  практической работой регионами готовится пятилетняя программа благоустройства, в  которую должны быть включены все территории муниципалитетов, нуждающиеся в  благоустройстве, а  это, по  сути, почти все муниципалитеты. Эти программы также будут проходить общественные обсуждения, и  ни  в  коем случае нельзя обмануть доверие людей, отказавшись от  реализации этих проектов в  последующие годы. Это очень важно, у  нас эта программа не  на  один год.

В  завершение, Владимир Владимирович, хочу отметить, что работа по  вовлечению граждан в  процесс принятия решений, связанных с  развитием городов, ведётся не  только в  рамках городской среды. Так, в  соответствии с  Вашими поручениями мы подготовили законопроект, предусматривающий изменения системы участия граждан в  принятии градостроительных решений. В  настоящее время перед принятием различных градостроительных решений проводятся публичные слушания, которые предусматривают исключительно собрания граждан. Кроме того, действующая система не  предусматривает регистрации участников слушаний, что не  позволяет их идентифицировать, в  том числе и  при проведении контрольных мероприятий. Ну, как следствие, в  настоящее время выявить объективное мнение большинства граждан по  тому или иному градостроительному проекту или решению, как  правило, не  представляется возможным. Это подтверждается большинством жалоб, которые участники публичных слушаний направляют в  адрес власти. Первое, это неудобное время проведения собраний, как правило, это делается в  рабочее время, не  все могут прийти. Недостаточная вместимость и  доступность помещений, в  том числе и  для лиц с  ограниченными физическими возможностями, участие в  публичных слушаниях лиц, не  проживающих на  территории, в  отношении которой проводится соответствующее слушание. Бывали случаи, когда и  автобусами даже свозили в  интересах одной стороны на  подобного рода обсуждения. Необоснованное игнорирование в  итоговых документах предложений и  замечаний участников публичных слушаний, которые высказывались в  ходе собрания.

Подготовленные нами изменения предусматривают переход к  общественным обсуждениям. В  чём главное различие? Во-первых, несколько форм фиксации мнения участвующих в  общественных обсуждениях граждан, что позволит максимально выявить мнение граждан. То  есть у  нас здесь и  письменная форма предусматривается, и  направление письменной формы предложений и  замечаний с  использованием сети Интернет и  так далее.

Далее  ‒ размещение в  публичном доступе результатов обсуждения, содержащих аргументированные выводы о  целесообразности или нецелесообразности учёта представленных предложений и  замечаний.

Следующее  ‒ формирование в  качестве предложения к  протоколу обсуждения перечня участников общественных обсуждений, включающего в  себя, что крайне важно, сведения об  участнике таких общественных обсуждений: фамилия, имя, отчество, адрес и  так далее. У  нас этот законопроект готов, он уже внесён в  Государственную Думу. И  в  случае, Владимир Владимирович, Вашей поддержки мы с  коллегами из  парламента в  осеннюю сессию готовы его принять».

Полный текст стенограммы в ближайшее время будет доступен на официальном сайте Администрации Президента РФ по ссылке: http://kremlin.ru/events/president/news/55301 .


Ещё новости о событии:

5 августа 2017 года Президент провёл в Кирове заседание Совета по развитию местного самоуправления.
13:38 07.08.2017 Совет муниципальных образований - Уфа
Ирек Ялалов принял участие в заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления - Администрация гор.округа Уфа
5 августа 2017 года в городе Кирове Президент Российской Федерации Владимир Путин провел заседание Совета при главе государства по развитию местного самоуправления.
21:42 06.08.2017 Администрация гор.округа Уфа - Уфа
 
По теме
Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан уведомляет о проведении общественного обсуждения документов стратегического планирования.
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
"Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
Отдел образования
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа