Рецепты дорожной кухни

Фото: www.journal-ufa.ru

Весна – время традиционного обострения дорожного вопроса. Из-за частых чередований дневных оттепелей и ночных заморозков талая вода днем проникает в микротрещины асфальтового покрытия и, замерзая ночью, расширяется, разрушая его изнутри. Опыт стран Скандинавии, Канады и северных районов США, где климат мало отличается от российского, говорит о том, что сохранить магистрали от весеннего разрушения вполне возможно, прежде всего, за счет внедрения новых технологий производства высококачественного дорожного битума и строительства бетонных дорог. 
Качество дорожного битума, являющегося своеобразным клеем для всех компонентов асфальта, оказывает прямое влияние на срок службы дорог. Именно битум стал одной из главных причин быстрого разрушения асфальта на целом ряде автомагистралей республики и Уфы. По словам экспертов, проблема заключается в том, что действующие в России ГОСТы на битум не соответствуют современной транспортной нагрузке и не учитывают влияние экстремально высоких и низких температур.  - Битум, сделанный по российским ГОСТам, начинает размягчаться уже при температуре 47-50 градусов Цельсия, хотя поверхность дороги в жару легко может нагреться до плюс 60 и выше, - пояснил заместитель главного инженера ГУП «Уралдортранс» РБ Василий Ивлев. – Не лучше обстоят дела и зимой. Уже при температуре ниже минус 16 градусов обычный битум нередко начинает трескаться.  В 2015-2016 годах в Башкортостане были разработаны и приняты собственные стандарты на дорожные битумы, призванные обеспечить значительное улучшение качества асфальта региональных и муниципальных дорог. Однако для их производства в регионе нет нужных мощностей. Как поясняют эксперты, у крупных нефтеперерабатывающих компаний доля прибыли от реализации битума в общем объеме производства обычно не превышает одного процента, поэтому вкладывать средства в модернизацию устаревшего оборудования битумных установок особого желания у них нет.  - В сложившейся ситуации лучшим и, пожалуй, единственно верным решением могло бы стать строительство в республике отдельного завода по переработке башкирской нефти с выработкой в качестве основной продукции качественных дорожных битумов, отвечающих требованиям новых республиканских стандартов, - заявил директор ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ» Эльшад Теляшев. – Такое производство способно не только полностью обеспечить потребности региональной дорожной отрасли, но и оказать помощь соседям. Сейчас проект уже получил одобрение руководства региона и заинтересовал частных инвесторов.  По предварительным данным, стоимость создания завода, способного перерабатывать 500 тысяч тонн нефти в год с получением 170 тысяч тонн дорожного битума, оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Срок разработки рабочего проекта нового НПЗ и его строительства определен в 2 года. Окупаемость затрат оценивается в 1,6 года, после чего завод будет регулярно направлять существенные налоговые отчисления в республиканский бюджет. Место размещения производства пока не определено, но, скорее всего, это будет площадка в одной из промзон с хорошей инфраструктурой.  - Создание завода позволит производить лучший в России дорожный битум, - убежден Эльшад Теляшев. – Тяжелая башкирская нефть идеально подходит для производства битумной продукции нового уровня качества. По разработанной нами технологии, которую можно применить и на новом заводе, ещё в 1994 году на предприятии «Уфанефтехим» была выпущена опытная партия битума, использованная при ремонте дороги Белорецк -Учалы. Отремонтированный участок дороги протяжённостью в 10 километров прослужил 18 лет без видимых следов разрушения и износа. Не менее важная проблема, которую может решить проект, связана с удорожанием связующих асфальта в период проведения активных дорожных работ.  Так, если в апреле 2017 года тонна битума стоила 5 тысяч рублей, то в разгар ремонтно-строительного сезона - уже 21 тысячу, что зачастую заставляло подрядные организации работать себе в убыток. Создание в Башкортостане битумного завода способно стабилизировать цены во время сезонного увеличения спроса и существенно удешевить строительство и ремонт региональных дорог. 
Шинный модификатор  До появления в республике спецзавода по производству качественного битума выходом может стать использование специальных модификаторов, делающих обычный битум, а значит, и асфальт более устойчивым к перепадам погоды, прочным и долговечным. Исходным сырьем для модификаторов могут стать изношенные автопокрышки, особенно грузовиков, где содержится до 66 % натурального каучука. При добавлении в дорожный битум каучук придает асфальту более широкий диапазон прочности и устойчивости как при высоких, так и низких температурах. Эту особенность использовало уфимское предприятие, сумевшее разработать и запустить в эксплуатацию собственную линию по производству гранулированных модификаторов дорожного битума, где в качестве основного сырья используется каучук изношенных шин грузовиков.  - Сделать содержащийся в старых покрышках каучук компонентом для улучшения качества асфальта - довольно сложная техническая задача, поскольку автомобильная резина проходит процесс вулканизации, особым образом выстраивающий его структурные связи, - пояснил управляющий компании-производителя Сергей Белкин. – Поэтому многие производители просто измельчают резину и добавляют крошку непосредственно в битум, что не всегда дает хороший эффект. Мы разработали и создали собственную технологическую линию, где резиновая крошка в специальном реакторе получает сильный нагрев, разрушающий полученные при вулканизации молекулярные связи каучука, а затем, соединяясь с битумом и рядом спецкомпонентов, превращается в модификатор. Полученный продукт в виде гранул доставляется на асфальтовый завод, где в определенных пропорциях добавляется к битуму, используемому непосредственно при производстве асфальта, что значительно улучшает его ресурс и эксплуатационные свойства: сцепление с колесами, снижает уровень шума и образование колеи, улучшает водоотвод и др.  Как показала практика, использование усовершенствованного асфальта дает большой экономический эффект. Строительство километра дороги шириной 7 метров и толщиной покрытия 5 сантиметров с применением обычного асфальта стоит около 10 миллионов рублей. Модификатор битума на такой объем обойдется в 600 тысяч рублей, давая удорожание в 6 % от сметы. Зато срок службы дорожного полотна возрастает в 1,5-2 раза, то есть экономический эффект составит 5-10 миллионов рублей, или 50-100 % от стоимости работ. Не случайно применение модификаторов в развитых странах стало практически обязательным. 
Бетонная технология  С учетом постоянно растущей транспортной нагрузки, один из эффективных способов повышения долговечности дорожного полотна – использование бетона. Это направление получает все большее распространение в мире. В США доля бетонных дорог достигает 60% от общей протяженности, в Китае – 50 %, Германии -38 %, Австрии – 46 %, Франции – 13 %. В России доля бетонных дорог составляет всего 3 %, в основном они сосредоточены в северных районах страны, а также на некоторых участках федеральных трасс.  Основное достоинство бетона – долговечность и прочность покрытия.  - Бетонное покрытие служит до сорока и более лет, не нуждаясь в частом ремонте, а асфальт может прослужить максимум десять лет, хотя по факту обычно меньше, - пояснил заместитель главного инженера ГУП «Уралдортранс» РБ Василий Ивлев. – К другим плюсам бетонной технологии можно отнести более ровную, чем у асфальта, поверхность, обеспечивающую больший комфорт езды, лучшую светоотражающую способность, позволяющую на 30 % уменьшить необходимую величину искусственного освещения, экономя электроэнергию и средства на установку фонарей. Кроме того, при движении тяжелых машин бетонная дорога, в отличие от асфальтовой, не деформируется, и транспорт расходует на 20 % меньше топлива.  Основные минусы бетонных дорог, сдерживающие их распространение в России, – высокая технологическая сложность и цена строительства, которая примерно в два раза выше сметы на создание аналогичной магистрали с асфальтовым покрытием. 
Объективные сложности  По данным Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству, на сегодняшний день в Башкортостане нет дорог с цементно-бетонным покрытием. Конкретные планы их строительства также отсутствуют, а для реализации такого рода проектов нужны расчеты и технико-экономические обоснования, доказывающие, что бетонное покрытие будет лучше асфальта по соотношению качество-цена.  Эксперты Госкомитета указывают на объективные сложности внедрения в республике бетонных технологий строительства дорог. На сегодняшний день на территории нашего региона нет подрядных организаций, обладающих необходимой материально-технической базой и опытом работы. Бетонная смесь весьма «капризный» материал, и для получения высокого качества покрытий необходимо соблюдение всей технологической цепочки при производстве работ, что далеко не всегда удается даже при использовании асфальта. Бетон в нормальных условиях твердеет 28 суток, а после укладки за ним нужен особый уход (укрытие поверхности пленкой, песком или другими материалами с постоянным поддержанием во влажном состоянии). В результате по вновь построенной или недавно отремонтированной дороге невозможно сразу открыть движение, что особенно проблемно для оживленных магистралей. Как отмечают в Госкомтрансе, проблемы может создать и неизбежный в процессе длительной эксплуатации ремонт бетонных дорог, также требующий специальной техники и технологий. 
Местный приоритет  Наиболее перспективными для использования бетона в Госкомтрансе считают федеральные трассы ввиду их высокой проходимости грузопотока и интенсивности движения. Однако на практике бетонное покрытие может быть востребовано и на местных дорогах, особенно в пригородах Уфы.  - Каждая дорога при проектировании получает свой класс предельной нагрузки, зависящий от интенсивности движения и веса проходящего транспорта, - говорит профессор кафедры «Строительные конструкции» УГНТУ Игорь Недосенко. – Подъезды к коттеджным поселкам проектируются с расчетом движения по ним легковых машин и небольших грузовиков. На деле по такой дороге может проехать тяжелый транспорт со стройматериалами или песком, что приведет к быстрому разрушению асфальта и большим убыткам. Выходом может стать использование бетонных плит, выдерживающих значительные нагрузки. Конечно, такая дорога обойдется дороже асфальтовой, зато она прослужит значительно дольше и будет намного более ремонтопригодной.  Использование специальных бетонных плит может быть перспективно и для дорог в районах республики, где идет активная лесозаготовка, добыча щебня и ПГС. Тяжелые трейлеры быстро разбивают не рассчитанные на большую массу перевозимых грузов местные дороги, делая их фактически непроходимыми для легковых машин. Применение бетонных плит могло бы практически полностью снять эту проблему, к тому же для их установки не нужна дорогостоящая спецтехника, а лишь автокран. Опыт использования плит для обустройства дорог в северных районах страны говорит об их устойчивости и долговечности даже в условиях распутицы межсезонья и вечной мерзлоты. 

Алексей ФАТЫХОВ

 
По теме
На старом Бельском мосту производятся ремонтные работы. В настоящее время подрядной организацией Мостоотряд №30 филиала ЗАО «Уралмостострой» выполнена разборка существующего асфальто-бетон...
05.03.2018
Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения материалов, поступивших из прокуратуры г. Стерлитамак, выявлены нарушения ч. 1 ст.
21.09.2018
 
В 2019 году Башкирия переходит на цифровое телевещание - Администрация Белорецкого района Во-первых, это отличное качество изображения и великолепный звук. В стандартный пакет войдут 20 федеральных телеканалов и три радиостанции.
20.09.2018
 
Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан (далее – Управление) в результате проведенного планового систематического наблюдения в отношении ФГУП «Почта России» было выявлено нарушение п.
17.09.2018
Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан в ходе планового систематического наблюдения, проведённого в отношении ПАО «Ростелеком» на территории Республики Башкортостан,
12.09.2018
 
Мужчины занимались укладкой урожая Эльвина АПАРИНА 23 сентября в Кушнаренковском районе Башкирии произошел трагический случай - трое мужчин погибли, просто спустившись в погреб.
24.09.2018 Комсомольская правда Уфа
Оперативно-профилактическая операция «Лес» стартовала 17 сентября.  Она направлена на предотвращение и пресечение незаконных рубок лесных насаждений, нелегального оборота древесины и выявление нарушений требований законодательства.
24.09.2018 Газета Победа
Родные просят всех неравнодушных сдать кровь Рустам МАКСЮТОВ Родственники 22-летнего Камиля Ахметшина из Кумертау до сих пор не понимают, что произошло в тот злополучный день.
23.09.2018 Комсомольская правда Уфа
22 - 23 сентября в Кумертау проходил IV Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачий спас». - Совет муниципальных образований По традиции в первый день фестиваля состоялся благодарственный молебен. Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском соборном храме г.Кумертау провел Епископ Салаватский и Кумертауский Николай.
24.09.2018 Совет муниципальных образований
IMG_7163.jpg - Администрация г. Октябрьский В открытом фольклорном фестивале «Славянские встречи – 2018» приняли участие коллективы из Октябрьского.
24.09.2018 Администрация г. Октябрьский
В следующем году собираются шумно отмечать 100-летие республики Башкортостан, хотя подписанное в 1919 году соглашение между Советской властью и башкирскими националистами к сегодняшней РБ имеет весьма отдалённое отношение.
23.09.2018 Уфимский Журнал
В   ДК   «Идель»   накануне   Дня   пожилых людей состоится  праздничный концерт.
24.09.2018 Огни Агидели
"Звезда" - "Торос"  3:2 - ХК Торос Соседи по турнирной таблице волею календаря выясняли отношения на старте чемпионата в Москве, на арене ЦСКА.
25.09.2018 ХК Торос
После восьми туров «Уфа» оказалась не предпоследнем месте РПЛ Рустам МАКСЮТОВ В минувшую субботу футбольный клуб «Уфа» гостил в Ростове-на-Дону, где пытался отобрать очки у местного «Ростова»,
24.09.2018 Комсомольская правда Уфа
Уфимские хоккеисты не пощадили челябинцев, выездная серия начинается с сокрушительной победы Рустам МАКСЮТОВ После прошлого сезона челябинский «Трактор» превратился в один из главных раздражителей для болельщиков «Сал
24.09.2018 Комсомольская правда Уфа
Уникальный спортивный праздник подарили всем любителям волейбола в нашем городе – 18 сентября в «Стерлитамак-Арене» начался турнир с участием трёх команд Суперлиги и трёх команд высшей лиги «А»:
21.09.2018 Стерлитамакский рабочий
22 - 23 сентября в Кумертау проходил IV Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачий спас». - Совет муниципальных образований По традиции в первый день фестиваля состоялся благодарственный молебен. Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском соборном храме г.Кумертау провел Епископ Салаватский и Кумертауский Николай.
24.09.2018 Совет муниципальных образований
В Республике Башкортостан сотрудники полиции предстанут перед судом по обвинению в превышении должностных полномочий - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении двоих сотрудников Отделения МВД России по Белокатайскому району,
24.09.2018 Следственный комитет