19 октября в Доме Республики Глава Башкортостана встретился с ректорами ведущих вузов региона. Обсуждались задачи и перспективы развития высшей школы в республике.
Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня пригласили в этот зал ректоров наших университетов. Понимаем, что университеты – наш интеллектуальный фундамент. Мы знаем, насколько важно успешно организовать работу вузовского сообщества, высших учебных заведений. Конечно, будем делать всё, чтобы эта деятельность была успешной и, самое главное, результативной.
Сегодня к университетам, качеству подготовки специалистов предъявляются очень высокие требования. Это, как говорится, общие слова. Но мы понимаем, что помимо народных оценок существуют ещё рейтинги – национальные, международные. Ранжирование идёт, есть новые подходы к оценке работы университетов. Безусловно, на них надо ориентироваться. Радует то, что наши вузы потихоньку, медленно, но, надеюсь, уверенно поднимаются в рейтингах по иерархической лестнице. Каждое такое движение всегда воспринимаю с особым чувством. Хочу, конечно же, чтобы наши вузы занимали соответствующие места во всех этих таблицах и табели о рангах.
В соответствии с исследованиями Высшей школы экономики по качеству приема в вузы наша республика в 2017 году вошла в число регионов-лидеров. Это отрадно. Вы эти цифры тоже знаете. Высокий средний балл зачисления студентов на бюджетные места – почти 70. Это лучший показатель за последние годы. Вместе с Краснодарским и Пермским краями мы занимаем седьмое место среди регионов.
Получше ситуация у медицинского и нефтяного университетов. Там средний балл выше 75. В Башкирском государственном, педагогическом, авиационном университетах чуть ниже, но тоже достойные результаты.
В этом зале летом я встречался с ребятами, которые набрали по 100 баллов во время ЕГЭ. Довольно подробно обсуждали все вопросы, связанные в том числе и с тем, чтобы оставаться учиться здесь, у нас в республике. Вижу, что так называемые «стобалльники» уже тянутся к нам, в наши вузы. Это очень хорошо, и наша задача – удерживать их.
В целом в республике увеличился средний балл ЕГЭ по большинству учебных предметов – математика, химия, физика, информатика, иностранные языки. Практически по всем предметам выросла доля выпускников, получивших 81 и более баллов. Но только треть 100-балльников идут в наши вузы. В основном, конечно, ориентир на московские и петербургские университеты. Может быть, в этом тоже нет особой беды, но надо, чтобы эти ребята возвращались на работу к нам.
Безусловно, зачастую лучшие социально-бытовые условия, которые предлагают московские, петербургские университеты, являются решающими при выборе места обучения, особенно для иногородних детей. В этом смысле мы вместе с вами должны подумать.
Может быть, нам вернуться к обсуждению такой темы, как строительство: а) жилья для профессорско-преподавательского состава, б) общежитий, в том числе с участием республики. Мы, конечно же, готовы помогать в этой работе.
Видится идеальная картинка: вуз, рядом с ним жильё, общежитие, может быть, уже современного формата – кампусы. Когда мы говорим про БашГУ, постоянно вспоминаем южный склон, берег, который застроен сегодня хаотично, непонятно как. А это идеальное место для формирования кампуса, современного, интересного жилья. Может быть, конечно, я заглядываю вперёд, на совсем далёкие периоды. Но в целом, конечно же, мы должны достаточно подробно об этом думать.
Студенческие городки с общежитиями, кампусы и жильё для преподавателей – с этого порой начинается разумная, нормальная университетская жизнь. Собственно, если мы пока ещё не можем дать значимые заработные платы сотрудникам, значимые стипендии студентам, то должны хотя бы обустраивать социально-бытовую часть жизни. К сожалению, такую работу пока не ведём и не обсуждаем, а надо обсуждать.
Если будут условия для того, чтобы наши ребятишки проживали в хороших общежитиях, то, может быть, и уезжать не будут. Культурная и спортивная жизнь в республике, в частности, в Уфе насыщенная. Проявить себя можно по многим направлениям. А жизнь в этих «общагах» порой на таком уровне, что и оставаться здесь, у нас не хочется.
Нам надо обсудить вопросы активизации участия наших вузов в приоритетных проектах Минобрнауки России. Мы в прошлом году направили письма в различные федеральные структуры – в Минсельхоз, ФАНО, Минобрнауки – о выделении дополнительных средств для выполнения целевых показателей увеличения заработной платы работников в подведомственных организациях. Сегодня мы видим, что отклик на наше обращение есть.
Можно сказать, что в первом полугодии ситуация почти что выправилась. Зарплата преподавателей вузов уже достигла целевых показателей. Но вопросом продвижения материального обеспечения мы, конечно, будем заниматься постоянно.
При этом сохраняется проблема с научными работниками, в том числе в вузах. У них зарплата совсем невысокая. И целевых показателей мы пока ещё не достигли.
Конечно же, мы сегодня поговорим и о науке, о научно-исследовательской деятельности, о наполнении бюджетов наших университетов за счёт дополнительно проведенных исследований и, как раньше говорили, хоздоговорной тематики, о тесном взаимодействии со средней школой, колледжами. Многообразие тем велико.
Давайте приступим к обсуждению.
<…>
(продолжение следует)
Теги:
образование