Разъезд у реки

Разъезд у реки
Фото: vedomosti102.ru
Район отпраздновал день рождения. Его история – становление и развитие железнодорожного транспорта Башкортостана, превращение маленького полустанка в крупную узловую станцию и один из самых красивых, экологически чистых районов Уфы.
Дема появилась на карте России в 1887 году, когда по проекту строительства железной дороги Самара – Уфа – Златоуст был построен разъезд, получивший имя протекающей рядом реки.
Дорога имела долгую и трудную историю. По первоначальному плану ветка должна была протянуться значительно севернее, и тогда Уфа могла оказаться на торговой и экономической периферии. Но благодаря предприимчивости и самоотверженным усилиям городского главы Дмитрия Волкова, путь пролег через наш город. До последнего десятилетия XIX века на территории Башкирии не было железной дороги. Торговые и почтовые связи осуществлялись по гужевым трактам и по рекам, что значительно удлиняло время пути и тормозило развитие промышленности и торговли.
Разъезд был основан в 1887 г. Состоял он из трех железнодорожных путей и шпалопропиточного завода. Рядом для работников дороги были построены бревенчатые дома, каждый на несколько хозяев.
Сразу же началось строительство моста через реку Белую. Он был торжественно открыт для движения 8 сентября 1888 г. Дата считается днем пуска Самаро – Уфимской железной дороги.
Небольшой разъезд, переросший затем в крупную станцию, стал свидетелем и участником многих событий бурного XX века. Это и гражданская война, и первые пятилетки, Великая Отечественная и послевоенное строительство, перестройка и преобразования 90-х.
Мало кто помнит, но, оценивая стратегическое значение станции, президиум Верховного Совета Башкирской АССР 17 ноября 1943 года преобразовал поселок Дема в город, который в этом звании просуществовал только 3,5 месяца. 6 марта 1944 года Указом президиума Верховного Совета РСФСР был присвоен статус одного из районов столицы республики.
Тогда его площадь составляла всего 17 тыс. кв. м. Поселок насчитывал 700 домовладений и 10,5 тыс. кв. м. жилья госсектора.
- Когда я приехала сюда в 1954 году, здесь была только улица Левитана, застроенная двухэтажками, - вспоминает член районного Совета ветеранов Зинаида Якшина. – Недалеко от моего дома - рынок и болото, где по ночам лягушки квакали. Работала только железная дорога, и вся Дема жила поэтому по московскому времени. Лишь после присоединения к Уфе магазины, школы трудились по местному времени. И район начал застраиваться. А уж какими темпами сейчас – слов нет. Многоэтажки, целые микрорайоны появились, да и жителей прибавилось ощутимо.
- В 1962 году мне было 21, когда муж привез меня сюда из Пензы, - делится воспоминаниями председатель первичной организации ветеранов торговли района Лариса Стукалина. – И когда поезд остановился на старенькой деревянной станции, мне пришлось прыгать со ступенек на насыпь. Стояли ноябрьские холода, я была в светлом пальто, ботинках на каблучке, и то, что я увидела, никак не соответствовало моим представлениям об Уфе. Хотела купить билет и уехать обратно.
Работать особо негде было, но по комсомольской линии я устроилась старшей пионервожатой в школе №101. Муж работал методистом и освобожденным секретарем комсомольской организации, зарплаты мы оба получали небольшие, жить было негде, и после рождения дочери я пошла в торговлю. Но с того момента, как в районе появились нефтяники, Дема стала застраиваться новыми домами, появились роддом, больница, возникли и новые рабочие места. Так я доросла с продавца до директора магазина. А за последние годы Дема стала очень красивой, зеленой, ухоженной, чистой. И число магазинов давно перевалило за триста – и это тоже показатель благосостояния.
И действительно, сегодня район располагает значительным производственным, научно-техническим и трудовым потенциалом. Основные отрасли экономики по-прежнему железнодорожный транспорт, нефтяная и медицинская промышленность.
Внешний облик района всегда являлся одним из приоритетов. Радует глаз современное озеленение территории. Парк культуры и отдыха, ухоженные и облагороженные скверы и бульвары стали излюбленными местами отдыха жителей и гостей района, появляются новые жилые микрорайоны, преображаются дворы, ремонтируются дороги, строятся и реконструируются школы, многое делается для повышения уровня и качества жизни людей.

Эдуард АХСАНОВ.
liberoplus@gmail.com

Фото из социальных сетей.
 
По теме
Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин, половина из них — фуры - Сетевое издание Республика Башкортостан В эти минуты на трассе М-5 в Уфимском районе работают сотрудники МЧС России и Госкомитета РБ по ЧС, и ГИБДД, и скорой помощи… Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин,
Сетевое издание Республика Башкортостан
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя