Па-де-де с принцессой и танцы над пропастью


Пары в белом кружатся на сцене, забыв о статичных и выверенных позах, все время в порывистом движении, сплетаясь в объятиях, по-разному, но все время близко приникая друг к другу… Это не классические влюбленные, которые только узнают друг друга (и только в рамках, какие допускает классика). 
Разомкнутые объятия Это другая красота и другая связь: мужья и жены - пока еще вместе, но в любой момент их может разлучить война – то огромное черное пространство, на фоне которого они и существуют; время от времени его раскалывают взрывы. Но нет, эта связь не так хрупка: даже когда солдат ушел на войну, она существует в письмах, которые летят с линии фронта и обратно… Одноактный балет на музыку Валерия Гаврилина «Письма с фронта» поставлен молодым хореографом из Москвы Ниной Мадан. В основе его - подлинные письма солдат Великой Отечественной, прочитанные актерами, стал еще одной изюминкой XX Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. «У меня в минуты опасности всегда стоит твой образ перед глазами. Я его ласкаю. Мое   чувство незримо льется на тебя, моя родная. Мне в минуты грозных ощущений, когда все кругом дрожит от взрывов бомб, - в эти минуты мои мысли только о тебе. Не бойся ужасов. Их бывает мало. Пока, по крайней мере».  «Будь спокойна и жди встречи со мной. Я в нее верю». «Вся душа исстрадалась о вас, милые, ненаглядные соколы!».  «…Я из этого заключаю, как много судачат о нас, фронтовиках, наши родные, знакомые и незнакомые, связанные общей судьбой. И что слово «мой» незаметно   заменяется словом «наши» - все родные, все ненаглядные. Эта общность душевной боли всех наших усиливает в соколах ярость, ненависть к врагу.   Много еще будет пролито русской крови. Но русские не сдадутся, а выстоят, сдюжат и расплюснут гадину - так, что и мокрого места не останется!».  Сцена – не кино, танки на ней не покажешь. Но эта тупая, назойливая дробь выстрелов, бьющая по вискам… и это веселье, танцы неясных белых фигур – воспоминания солдат о тех счастливых мгновениях, которые так щедро дарила жизнь еще недавно… кружатся в сознании, потому что об окружающем пекле лучше не думать. И такие слова о любви, о прощании, о надежде могли родиться только на этой войне.  И кружатся пары. Только одна девушка в черном не кружится: неделю назад ей перестали приходить письма. А сегодня пришла похоронка. И даже тем, кто ничего не знал об ужасах этой схватки, стало все понятно. 
Испанка, русская  или лебедь? Особенно красочным и ярко национальным получился в этом году гала-концерт приезжих звезд и молодых лауреатов престижных балетных конкурсов. Сегодня каждый приглашенный артист считает своим долгом показать мастерство не только в классическом па-де-де, но и в этюде современной хореографии – и это блестяще удалось ведущим солистам Анкарского театра оперы и балета Езге Башаран Онук и Джанкату Озеру и их коллеге Бураку Кайихану; исполненная им современная композиция «Бегущий» на музыку Ханса Цимера не оставила равнодушным никого, ну а вариация Остапа из балета «Тарас Бульба» (гопак), которую тоже танцевал он, еще раз доказала, что культура превалирует над историей и принадлежит всем, что именно она является главным полем сближения народов и взаимопонимания. Игривая андалузская «Качуча» в исполнении казанской примы Айсылу Мирхафизхан соперничала с ее же цыганским танцем из балета «Дон Кихот» и с «Русской» Чайковского в исполнении серебряной медалистки Международного конкурса артистов балета Нины Гольской. И кто мог бы сказать, что лучше? Зажигательная «Тарантелла» (артисты-хореографы Нина Мадан и Вячеслав Пегарев) или любовный дуэт Зигфрида и Одиллии (солисты Большого театра Нина Гольская и Карим Абдуллин)? Народный мужской аргентинский танец «Маламбо» решили продемонстрировать зрителю и студенты Башкирского хореографического колледжа Ильяс Фазлиев и Сергей Боссерт – и, надо сказать, с большим успехом. И особое настроение создала «Зима» в исполнении ведущих солистов марийского театра Ольги Челпановой и Константина Короткова: под музыку Вивальди хореограф Игорь Марков сумел рассказать знакомую каждому и в то же время глубоко личную историю поиска любви. Так что балету сегодня подвластны все ситуации и чувства. Главное - чтобы это были сильные чувства. «Тарантелла»  двух хореографов В завершение вечера нам удалось пообщаться с хореографом «Писем с фронта» и номера «Биение двух сердец», лауреатом конкурсов молодых хореографов и балериной-участницей концерта Ниной Мадан. - Сколько песен спето о войне – и все же вы нашли новые, незатертые. И эта бодрость перед лицом неминуемой гибели, и пронзительные ноты прощания с любимыми, выраженные и песнями, и словом, и пластикой, – все видится как в первый раз. - Подбор песен принадлежит композитору Валерию Гаврилину, это его цикл «Военные письма». А за остальное - спасибо. - Почему вы выбрали детский музыкальный театр имени Натальи Сац? - Я москвичка. Работала солисткой театра «Русский камерный балет «Москва». Однако балет был наполовину частный, у него сменилось руководство. С новой дирекцией у меня отношения не сложились. И я очень благодарна судьбе, что попала в театр имени Натальи Сац, я горжусь им! Репертуар у нас такой же сложный, как и во всех взрослых театрах: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Синяя птица» - это наша визитная карточка.  А, к примеру, балет «Чиполлино» может считаться детским только по восприятию, а танцевать его очень сложно.   - Что еще хотелось бы поставить?  - Чтобы как следует закрепиться в театре, нужно делать детские спектакли.  Сколько еще сказок не нашли сценического воплощения! Я сама очень увлекаюсь восточными сказками, мечтаю поставить «Ходжу Насреддина», сделать свою постановку «Тысячи и одной ночи». Конечно, хочу сделать двухактный спектакль на большой сцене. Еще очень хочу осуществить постановку «Милого друга» Мопассана, у меня уже есть премия за балетную композицию этого произведения. - А какие партии мечтаете станцевать?  - Все! Лишь бы выходить на   сцену! У меня в жизни две любви – сцена и мой муж, он же партнер Вячеслав Пегарев. - Вы вместе станцевали «Тарантеллу», а еще в этом концерте был номер, поставленный Вячеславом, и его приняли на ура! - Да, я очень рада! Мы растем вместе.

Екатерина КЛИМОВИЧ

 
По теме
Союз театральных деятелей РБ  приглашает лиц, причастных к культуре, принять участие в республиканском конкурсе чтецов «Мастер слова», который пройдёт 6 мая в Уфе.
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
"Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
Отдел образования
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа