Сколько еще детей должны умереть? В Башкирии больных учащихся отправляют принимать лекарства за пределы школы

Сколько еще детей должны умереть? В Башкирии больных учащихся отправляют принимать лекарства за пределы школы
519_oooo.plus.png
e80420aa272a81ad3ace423d0aef67e9.jpg
15p_shkola_d_850 (1).jpg
787_oooo.plus.png
Фото: proufu.ru
Фото: mvestnik.ru

«Черная» статистика

Каждый год в Башкирии прямо в школах умирают дети из-за проблем со здоровьем. Причем школы продолжают работать  как ни в чем ни бывало, да и понесших наказания тоже нет.

Так, в 2015 году 16-летний уфимец скончался на уроке физкультуры. В 2016 году в Мелеузе во время перемены 11-летний мальчик потерял сознание и умер . В марте 2017 года в Дюртюлинском районе девятикласснику стало плохо во время факультатива по русскому языку. Говорили, что у него было больное сердце, но ни слова не было сказано, почему школьная медсестра не смогла помочь. В декабре того же года в Нефтекамске на уроке информатики скончалась 17-летняя ученица. В этом году несчастный случай произошел в летнем  школьном  лагере: 8-летнему мальчику стало плохо во время подтягивания на турнике, он схватился за грудь, упал и скоропостижно скончался.   Учителя отчитались, что школьник умер быстро  и шансов спасти его практически не было.

Заместитель  председателя комитета  Государственной думы  по образованию  Ирина Мануйлова:

– В каждом случае гибели ребенка были свои причины. Но  для того, чтобы исключить эти случаи, должны быть приняты общие правила.

Первое  – детей надо систематически обследовать. Второе  – информация о состоянии здоровья ребенка должна быть доступна учителю физкультуры. Третье  – у ребенка должно быть право, когда он почувствовал себя плохо, прийти к медработнику и взять освобождение от физкультуры. Что делать, если медработника в школе нет? Тогда такое решение должен принимать учитель физкультуры. Другое дело – готов он к этому сегодня или нет?

Когда я училась в пединституте, для нас минимальная подготовка по медицине была обязательной. К сожалению, сегодня эта практика почему-то ушла. К ней нужно возвращаться. Это позволило бы учителям увидеть, когда малыш или подросток действительно чувствует себя плохо. 

По данным ВЦИОМ, за последние 10 лет доля абсолютно здоровых детей снизилась с 28,6  до 6,3%. Общая заболеваемость 15-17 летних за последние пять лет выросла почти на 32,2%. И в таких условиях, как видите, школы на себя ответственность брать не хотят.

Но по закону об образовании РФ учебные учреждения должны:

  • оказать первичную медико-санитарную помощь;
  • организовать и создать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • обеспечить прохождение обучающимися в соответствии с законодательством РФ медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом  и диспансеризации;
  • обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • организовать профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • обучить педагогов навыкам оказания первой помощи.   

  • Кто же защитит ребенка в школе? За здоровьем учеников призван следить школьный врач, для этого в каждом учебном заведении должен быть медицинский кабинет. По закону о здравоохранении образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. В структуре отделения медпомощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации, который должен состоять из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

    – У нас не хватает медицинского персонала ни для школ, ни для детских садов… Я по первой специальности – врач-педиатр, думаю, что в учебных учреждениях у нас, к сожалению, работают не самые квалифицированные специалисты. Наверное, их не обучают тому, что есть особенные дети, которые теперь могут учиться в обычных школах, не обучают, как правильно себя вести с такими детьми и как им помочь. Считаю, что в каждом учебном учреждении должен быть медицинский кабинет, чтобы каждый особенный ребенок мог знать, что он получит там помощь. Дети-диабетики, например, умеют сами и сахар померить, и подколоть инсулин, но, к сожалению, у них нет для этого условий в школе, и это плохо, – считает  главный консультант Лиги защиты пациентов Марина Зубкова. 

    «Учитель отправляла ребенка в туалет колоть инсулин». Как живут мамы с двумя детьми-диабетиками?

    «Не могу смотреть фотографии, где мой ребенок еще здоров». Истории мам, чьи дети больны диабетом

    Но, к сожалению, не во всех школах есть медпункты. А если есть, то нет врача, условий и лекарств. Однако больше всего расстраивает, что школьные медработники не хотят осматривать больных детей, даже если созданы все условия. Об этом рассказали родители, чьи дети страдают от халатности со стороны врачей и школьной администрации.


    Ребенок выходил за пределы школы, чтобы принимать лекарства

    У Фатимы из Уфы трое детей, у одного из них диабет и сходящееся содружественное косоглазие – левый глаз почти не видит. Как только малыш пошел в первый класс, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) рекомендовала отучиться первую четверть дома, но при этом посоветовала договориться с учителем, чтобы ребенок все-таки посещал два-три основных предмета в школе.

    Однако классная руководительница, узнав об «особенном» ребенке, потребовала у матери отдать его в другой класс. По словам женщины, в школе без ведома родителей проводят различные тестирования детей, в том числе психологические, а потом ставят перед фактом: согласно их данным, ребенок не способен к обучению или усвоению материала и предлагают сделать справку о ЗПР.

    – В сентябре мы прошли медико-социальную экспертизу, где написали: «Занятия по общеобразовательной программе начальной школы в классах с малым количеством детей и особым режимом обучения». Психолог, социолог, учитель, завуч, а потом и директор  в один голос твердили: «Мы не можем организовать вам подобные условия, вам нужна специализированная школа!». Но эта школа находится в трех минутах ходьбы от нашего дома, мы относимся к ней по прописке. Почему я должна мучить ребенка и везти куда-то на автобусе? Тем более  что  специализированных  школ для диабетиков просто нет! За всю первую четверть мы сходили в школу несколько раз: с середины сентября нас просто  встречали у входа и разворачивали домой, мол, мы на домашнем обучении и не имеем права находиться в школе. Они боялись взять на себя такую ответственность. При этом домой к нам никто не приходил, – рассказывает Фатима.


    Вторую четверть, по данным ПМПК, сын Фатимы должен был учиться в школе. Только мерить сахар первоклашка не успевал, так как учительница не укладывалась в урок, дети учились и в перемену, а в туалет она не отпускала. Уровень сахара в школе поднимался до 27 ммоль/л, хотя нормой считает максимум 7,2. Разговоры с учительницей не помогли, поэтому матери приходилось караулить сына в коридоре и приводить  сахар в норму. 

    Ребенок чувствовал себя очень плохо – он просто лежал на парте. Болезнь обострилась: ухудшилось зрение, дошло до энуреза, полинейропатии (множественное поражение периферических нервов, проявляющееся периферическими вялыми параличами, нарушениями чувствительности, трофическими и вегетососудистыми расстройствами преимущественно в дистальных отделах конечностей – прим. ред.) , мальчик сильно нервничал, обдирал губы и пальцы до мяса.

    Медкабинет, который часто был закрыт, находился на втором этаже старшего блока, а ребенок учился на третьем этаже начального блока. Школьные врачи отказывались помогать  или предоставить ученику хотя бы  уголочек в кабинете, чтобы тот мог принять лекарства. Фатима сама бы делала процедуры, но ее перестали пускать в школу – якобы родители не имеют права находиться в школе во время учебного процесса. Она пыталась поговорить с директором, которая заявила: «У вас нет медицинского образования, почему вы делаете своему ребенку уколы? Пусть ребенок выходит за пределы школы, там и делайте уколы, мерьте сахар». От такого невежества со слезами на глазах Фатима отправилась в Минобразования. И только после этого ее допустили к своему сыну.

    Сейчас мальчик окончил четвертый класс, он очень старается не отставать от своих сверстников. За эти годы он несколько раз успел побывать на домашнем обучении. Учителя немного привыкли к его заболеванию, пытаются не срываться на нем. А Фатима делает все, чтобы ее ребенок не чувствовал себя ущемленным.

    – В новом законе об образовании мы дали родителям право решать: либо отдать особого ребенка в специализированную школу, либо направить в обычную на условиях инклюзивного образования. Мера ответственности за принятое решение в первую очередь ложится на родителей. Но система образования должна быть готова к приему таких детей. Нам нужно определить, какие учреждения будут реализовывать модель инклюзивного образования. Но сегодня, когда мы в целом испытываем дефицит медицинских кадров в системе здравоохранения, школа, к сожалению, получает специалистов по остаточному принципу,  – говорит заместитель  председателя комитета  Государственной думы  по образованию  Ирина Мануйлова. 


    Медсестра, которая не может помочь

    Семья Нурмухаметовых переехала из Уфы в деревню Благоварского района, чтобы дети дышали свежим воздухом, ели натуральные продукты. У их дочери диабет. В первый класс мама Ляйсан с дочерью ходили вместе – ребенок в классе, она в коридоре. Пока все дети ходили в столовую, ее дочь ела фрукты в классе.

    Со второго по четвертый класс девочка была на связи по телефону. Каждую перемену мама просила измерить сахар, сделать укол, поесть, рассказать про самочувствие. Все эти годы в школе  была  медсестра, но за здоровьем девочки она не следила  –  самочувствие  ребенка контролировала Ляйсан. В четвертом классе девочка перестала выходить на связь, принимать лекарства, объясняя это тем, что на перемене хочет играть с друзьями, а не думать о болезни. 


    Фото:  rg.ru

    – В сентябре перед пятым классом мне вручили нашу глюкозу и сказали, что должности медсестры у нас нет, а медсестра сейчас считается техперсоналом и не имеет право оказать экстренную помощь при гипогликемии. На мой вопрос,  как быть, если моему ребенку резко станет плохо, пожали плечами и сказали вызывать скорую, которая едет до нас час.  Получается, в школьных стенах медсестра есть, но выполнять свои обязанности она не может,  и моему ребенку при необходимости никто не поможет.

    Чтобы я знала, что происходит с моим ребенком, и могла вовремя оказать ей помощь, мы за 70 тысяч рублей  купили  круглосуточный мониторинг крови, работающий удаленно. Наскребли на него последние деньги, влезли в долги, вот так и выживаем, – рассказывает Ляйсан.

    Радует семью только одно  – в классе мало детей, поэтому учителя с пониманием относятся к каждому из них.

    Член комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов:

    – Медицинские кабинеты в школах мы должны приравнять к дневному стационару. Они должны иметь инсулин, препараты для больных эпилепсией, препараты для детей с закрытой формой туберкулеза… На школьном враче лежит обязанность следить, чтобы в школе было и лечебное питание, и диетическое.

    Сегодня не поднимался еще один важный вопрос – стоматологическая помощь детям. 90% школьников выпускных классов имеют кариес зубов. Надо, чтобы стоматолог тоже был закреплен за несколькими школами. Потому что вовремя вылечить зубы  значит  спасти ребенка от заболеваний пищеварительного тракта.

    К сожалению, по итогам работы нашего здравоохранения  мы сейчас не можем сказать, что все лучшее у нас в стране предоставляется детям. Мы еще в начале пути, и наши медкабинеты при учебных заведениях пока не являются дневными стационарами.

    В Башкирии много школ,  где закрыты медкабинеты, а врачи не хотят выполнять свои прямые обязанности. Пока школы разбираются в своей внутренней политике, дети вынуждены принимать лекарства в туалете или коридоре.

    По данным жалобам мы отправили запрос главе РБ Рустэму Хамитову. Он сообщил, что эти дела вне его компетенции и перенаправил нас в Минобр и Минздрав. Оттуда нам пришли ответы, но ничего толком узнать из этих документов не удалось. Ни одно из двух ведомств не ответило, почему дети не могут получить элементарную помощь у школьных врачей. Остается думать только одно  –  никто не зашевелится, пока не случится очередной несчастный случай. Как говорится, пока петух не клюнет.


     
    По теме
    На улице дождь и снег, а в роддоме ГКПЦ г. Уфы уютно и душевно проходит "Творческий час" для будущих мам с акушеркой Эльвирой Талгатовной.
    «Здоровый кишечник — это крепкий иммунитет, высокая продуктивность и вообще — хорошее настроение, блеск в глазах и здоровый цвет лица.
    В народе бытует немало мифов о наркотиках и наркоманах, вроде «от одного раза зависимым не станешь», «трава – не наркотик» или «многие известные люди принимают наркотики – и создают шедевры».
    Выдающийся индийский урологический онколог-хирург, известный своим опытом в области роботизированной хирургии, доктор Судхир Равал и признанный специалист в области лапароскопической урологии, доктор Т.П.
    Там, где нужна рука помощи - Совет гор. округа Уфа Член Молодёжной общественной палаты при Горсовете Уфы Данил Винчи вместе с волонтёрами-медиками оказывал помощь на станции переливания крови имени О. К. Гаврилова в Москве.
    Совет гор. округа Уфа
    Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
    Башинформ
    Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
    УФССП по Республике Башкортостан
    В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
    Красное Знамя
                                                                                                            На заседание Совета                                                                                              
    ОМВД по Нефтекамску