В рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов выставочный зал «Ижад» представляет совместный проект Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, Национального музея Республики Башкортостан, Октябрьского историко-краеведческого музея им. А.П. Шокурова и Уфимской мастерской художественной фотографии «Визуал».
Выставка предоставит возможность уфимскому зрителю соприкоснуться с оригиналами фотографий, рисунков, плакатов и атрибутики военного времени.
Экспозиция одного из разделов выставки представляет уникальную фотоколлекцию «От Мурманска до Берлина» заслуженного работника культуры РСФСР, более 15 лет проработавшего фотокорреспондентом ТАСС и газеты «Советская «Культура» Евгения Ананьевича Халдея (1917–1997). Этот авторский дар – часть фонда Октябрьского историко-краеведческого музея им. А.П. Шокурова.
Родом из небольшого украинского городка Юзовка (ныне Донецк, Украина), Евгений Халдей, начал войну на Мурманском направлении, на флоте («От Заполярья до Крыма»). Там же он встретился с журналистом и поэтом К.М. Симоновым, дружба с которым связала их на всю жизнь. Пройдя со своей камерой от Москвы до Берлина, Евгений Халдей сумел запечатлеть на своих снимках страшную эпоху – от объявления о нападении Германии на Советский Союз до Нюрнбергского процесса.
В экспозицию выставки вошли его знаменитые фотографии: «На дорогах Германии» («Регулировщица»), «Последние резервы Гитлера», «Берлин. 1 мая 1945 г.», «Представители Союзных войск ожидают немецкую делегацию», «Большая тройка. Потсдамская конференция. Иосиф Сталин, Гарри Трумэн, Уинстон Черчилль» и многие другие.
Генеральное наступление Красной армии осенью 1944 года на Южном направлении, оказавшее непосредственную помощь Румынскому, Болгарскому, Югославскому и Венгерскому народам запечатлено корреспондентом на фотоснимках: «Вступление Советских войск в Белград», «В Австрии», «На митинге в Болгарии», «Болгария. Встреча победителей», «Митинг в поверженном Берлине. Е. Долматовский читает свои стихи».
Настоящим символом Победы в Берлине стала фотография «Знамя Победы». Вечером 30 апреля 1945 года фотокорреспондент вместе с М.В. Кантарией и М.А. Егоровым поднялся на крышу Рейхстага, чтобы запечатлеть это историческое событие – водружение Знамени Победы («Евгений Халдей на крыше Рейхстага»).
С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года Евгений Халдей удостоен высокой чести быть постоянным фотокорреспондентом на Нюренбергском процессе – суде над главными военными преступниками («Евгений Халдей на съёмке Нюренбергского процесса»).
Военный агитационный плакат в творчестве известных художников-плакатистов В. Корецкого, Д. Шмаринова, И. Тоидзе, Кукрыниксов, В. Иванова, А. Кокорекина и других предоставил на выставку Национальный музей Республики Башкортостан.
Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Причём, прослеживается два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В. Иванов «Вперед! На запад!», Бр. Аладжаловы «Ненависть к гитлеровским извергам…», В. Корецкий «Вперед на разгром врага!»). На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. Так, например, художник B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьём воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).
Задачей особой важности в военных условиях стала трудовая мобилизация. Агитационная графика, хорошо знакомая с индустриализацией предшествовавшего десятилетия, выпустила плакаты: «Соревнуйтесь на лучшую помощь фронту!» (худ. А. Кокорекин), «Дайте фронту больше оружия и боеприпасов для победы над врагом! Выше знамя социалистического соревнования!» (художник В. Иванов), Воззвания: «Трудящиеся советских городов! Обеспечим своими силами наши заводы…», «Трудящиеся СССР! Дружной подпиской на государственный военный заем 1942 года продемонстрируем перед всем миром….».
Тема тяжёлых трудовых будней тыла, легших на хрупкие плечи женщин, стариков и подростков отражена в плакатах 1941 года М. Бри-Брейн «Мы поклялись своим мужьям …(текст Д. Бедного)», «Женщины и девушки! Заменим мужчин, ушедших на фронт», и О. Эйгеса «Женщины! Изучайте производство, заменяйте рабочих, ушедших на фронт! Чем крепче тыл – тем крепче фронт!».
Мощным по эмоциональному накалу призывом, сыгравшим очевидную роль в мобилизации советских граждан на войну с фашизмом стали плакаты И.М. Тоидзе «За Родину-мать!» и Кукрыниксов «Освободи!».
С первых дней войны по примеру «Окон РОСТА» начинают выходить «Окна ТАСС» (Окно ТАСС № 36 «Театр военных действий», Окно ТАСС № 48 «Пироги и пышки. Синяки и шишки….»). Создаваемые вручную – нанесением красок на бумагу через трафарет – в яркой, броской цветовой гамме они мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. Многие из мастеров старшего поколения, сотрудничавшие в «Окнах ТАСС», также работали и в журнально-газетной карикатуре. Подобные плакаты выпускались при участии В. Корецкого, Дени, А. Рачевского, А. Кейль и других художников («Непрошенному гостю краснофлотский гостинец», «Линия иль вал, чтоб их чорт побрал! Красноармеец всё попрал!!!», «Молниеносная война…». «Если сунет враг к нам рыло, с фронта будет он разбит и с тыла!» «Взвыл бесноватый. Слышит он…»).
Иллюстративный характер носит плакат М. Авилова «Клятва казаков перед Доном. В бою. Отбили родную станицу».
Определяющим направлением удара является указующий жест на плакатах И. Тоидзе «Клянусь победить врага!», Д. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой!», АГИТ-ОКНО № 16. (Худ. А. Баранов. Текст П. Карпова) «Да здравствует неугасимая дружба советского фронта и тыла!»
Военный плакат обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Широко использовались отечественные традиции. Призывом к мщению звучали плакаты В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», Н. Жукова «Бей насмерть!», П. Голованова «Мсти немецким псам!» А. Бубнова «Это тебе для разгрома врага от колхозницы Ольги Ромашко!».
Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдём до Берлина!» (1944), образ которого близок к популярному литературному герою А.Т. Твардовского Василию Тёркину.
Документальный фонд Национального музея РБ предоставил также на выставку предметы военного времени: почтовые карточки, антифашистские листовки, плакаты, отпечатанные большим тиражом в годы Великой Отечественной войны в издательстве Управления по делам искусств и Башхудожника. Среди военной атрибутики – советская и фашистская каски, фотоаппараты, фляжка, офицерский планшет и другое.
Летопись военных лет продолжается в произведениях башкирских художников – К.С. Девлеткильдеева, Е.О. Георгиевой, К.Е. Орлова, А.Т. Платонова, Г.В. Огородова, Г.Ш. Имашевой, чьи фронтовые рисунки 1942–1945 годов поступили на выставку из Нестеровского музея. На них изображены бойцы Башкирской кавалерийской дивизии, фронтовые друзья, мизансцены в часы затишья между боями. Натурные портреты и зарисовки – это ещё один уникальный документ военного времени.
Фотовыставка, организованная Уфимской мастерской художественной фотографии «Визуал» познакомит зрителя с фотоматериалом, предоставленным жителями Уфы. На 8 стендах – 65 авторских фотографий военных лет. У каждого своя биография, своя судьба, которую изменила война.
Данная выставка играет большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения, в уважительном отношении к историческому подвигу ветеранов, которые благодаря сплочённому братскому единению изгнали фашизм и подарили человечеству мирную жизнь и светлое будущее.
Автор – Ольга Поленок
Фото – Валерий Широков