Окно в Европу Романа Каримова


В августе 2010 года на XVIII Фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге фильм уфимца Романа Каримова «Неадекватные люди» получил сразу пять призов: «Лучший сценарий», «Лучший актерский дуэт» (Юлия Такшина и Ингрид Олеринская), Приз зрительских симпатий (вместе с «Кочегаром» Станислава Говорухина), Диплом гильдии киноведов и кинокритиков России и Гран-при. Роман был в этом проекте сценаристом, режиссером, композитором и монтажером.
Мое знакомство с победителем облегчил тот факт, что Роман является  внуком героини нашей же публикации Шушаны Мирзаевой: о ней писала  в июльском выпуске «Родословной Уфы» Рашида Краснова.


-Расскажите о своем пути в кино. Вы окончили Финансовую академию…
- Я всегда любил музыку и кино, писал рассказы. Представлял, что буду музыкантом. После академии появилась возможность поехать в Лондон - правда, виза у меня быстро закончилась, и я оказался нелегалом. Пришлось выживать. Я пытался реализоваться как музыкант: хотел делать «минуса» для рэперов. По вечерам работал поваром…
- Так просто наняться в английский ресторан поваром?!
- Это был ресторан техасско-мексиканской кухни. Сначала надо проявить себя хорошим посудомойщиком. Тебя тут же повышают до помощника повара, а потом, когда этого повара «уводят» в другой ресторан, ты занимаешь его место.
В свободное время я писал сценарии. А в Англии много сайтов, где собираются начинающие сценаристы, операторы, актеры и так далее. Они снимают вместе короткометражку - и потом каждый может включить ее в свое портфолио. Оказывается, можно делать кино, вообще не имея денег! Я пришел к одному продюсеру, который снимал такую короткометражку, показал свой сценарий. Он его раскритиковал. Я сказал, что еще пишу музыку - и музыка ему понравилась. В итоге я внял его советам и написал другой сценарий, который мы и сняли. Потом - благодаря рекомендациям моих новых друзей - я устроился русскоговорящим продюсером на телеканал Viasat. Делал рекламные ролики фильмов и сериалов: сам придумывал сценарий, монтировал - это была отличная школа.
Но потом у меня заболела мама, и я захотел вернуться в Россию. К тому же как раз начался сериальный бум - я думал, буду востребован как режиссер…
- Кстати, как вам понравилась Англия?
- Все чисто. Все работает. Все пунктуальны. Все улыбаются - хотя иногда и лицемерят немного. Но уж лучше так, чем наоборот. Отправившись на родину, я прямо в аэропорту ощутил отечественный сервис: «Ну вот, пришел меня отвлекать от важных дел»… К счастью, это тоже начинает меняться.
Так вот, я пришел на киностудию «Башкортостан», и меня взяли в один из документальных проектов к 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России.. Мы ездили по деревням, было очень интересно… Но я хотел снимать свое кино. Обращался на все уфимские студии… и везде мне был от ворот поворот. Камеру и возможность монтировать мне дал только Виталий Мухаметзянов - руководитель студии  «Муха». За это я занимался монтажом их клипов. Еще подрабатывал переводчиком.
Вместе с моим школьным другом Александром Рябининым (он был продюсером) мы сняли в Уфе четыре фильма. Потом я почувствовал, что достиг какого-то потолка… И перебрался в Москву.
- О чем они были?
Про первый вообще говорить не буду: артхаус в духе Дэвида Линча, там главной была не история, а атмосфера. Второй - история про «пацанов с района» под названием «Не волнуйся!». Парня по ошибке отчисляют из института, мама выгоняет из дома, девушка бросает, гопники отбирают телефон, он «мочит» гопников, у него откуда-то берется пистолет… и в конце звонит мама и говорит: «Прости меня, сыночек, возвращайся домой!» Но уже поздно...
- Тарантино! Но только в русском «Криминальном чтиве» обязательно должна присутствовать мама бандита...
- Маму играла моя мама. Она у меня вообще много где играла.
В Москве я обращался во все телекомпании, хотел показать свое портфолио. Везде говорили: «Пришлите резюме, мы посмотрим». Чисто случайно нарвался на продюсера компании «Парадиз», и меня пригласили участвовать в рекламной компании фильма «Платон». Мы придумали концепцию дискотек «Платон-party»: я придумал обращение Павла Воли к публике, срежиссировал, отснял. На тот момент у меня уже было три полнометражных сценария, а тут я за три недели сочинил «Неадекватных людей». Разослал всем телекомпаниям - никто и не думал интересоваться.


Потом, как говорится, через знакомых знакомых я встретил Михаила Кукушкина - моего будущего продюсера. Он оценил мой сценарий - а также то, что денег на него нужно было сравнительно немного: у меня же мозг настроен на «нулевой» бюджет. Кукушкин в поезде познакомился с бизнесменами… и они согласились вложить в наш фильм 100  000 долларов! (На съемки обычного фильма уходит в 10-20 раз больше - прим.авт.) А я подружился с Игорем Верником и Аленой Водонаевой, и они согласились сняться у меня бесплатно! Правда, в итоге досняться так и не смогли -но зато «под них» я зазвал к себе Евгения Цыганова, он привел Илью Любимова, а тот - Юлию Такшину. Нам очень повезло.
Я сложил черновой монтаж, и мы понесли его дистрибьюторам... и опять-таки никто не заинтересовался. Кроме «Парадиза». Они предложили доделать все за нас, обеспечить рекламу … но я боялся, что и прибыль они в первую очередь заберут себе, и мои инвесторы не возместят своих вложений, и сказал: «Нет». Мы решили продать фильм на телевидение: один показ на ТВ стоит иногда до 200  000 долларов - все окупилось бы с лихвой. Но достучаться туда оказалось просто невозможно. Нужно иметь специальных людей, чтобы они в нужный момент подбежали, скажем, к Константину Эрнсту и уговорили его посмотреть фильм. Появлялись агенты, которые обещали свести с нужными людьми… так мы протянули время… Но в «Парадизе» поверили в меня - и дали денег на мой следующий проект! А потом и на то, чтобы закончить этот. Мы успели как раз к фестивалю - правда, и сейчас фильм сыроват, я над ним еще поработаю… Сейчас заканчиваю второй фильм - он называется «Вдребезги». Черная комедия, там уже больше экшна, персонажи более гротескные.
На фестиваль я приехал в предпоследний день. Наш фильм показывали утром, никаких афиш не было, накануне все выпили - и на показ пришло только жюри, немногие журналисты и местное население. Но реакция зала меня ободрила: весь фильм люди смеялись, в конце - хлопали, кричали «Браво!» Я подумал, что нам что-нибудь, наверное, дадут. Но пяти призов не ожидал.
- Как вы определите тему своего фильма?
- Человек начинает жизнь с нуля. Переезжает в другой город, нацепляет на себя маску… Многое подсказано моим опытом переселения в Москву. И любовная линия там тоже есть, только без интимных проявлений.
- Это оригинально… Увидим ли мы «Неадекватных людей» в прокате?
- Это будут решать инвесторы. От меня здесь мало что зависит. Показ по ТВ может быть более выгодным, зато кинопрокат дает большую известность.
Кинопрокат устроен так: на кинорынок в Санкт-Петербург съезжаются владельцы кинотеатров и закупают что им понравится. Там показали трейлер моего фильма, сделанный не мной, - мне он очень не понравился. Не знаю, закупили ли его уфимские прокатчики.
- Роман, а сколько вам лет?
- Двадцать шесть.
- Итак, чтобы осуществить оригинальный сценарий, нужно адское упорство и большое везение. Между тем, продукция известных российских кинокомпаний, о которой слышно на каждом углу, как правило, большого успеха не имеет… причем заслуженно. Как же так? И что делать?
- Есть два вида финансирования кино: частное и государственное. Скажем, «Возвращение мушкетеров» снято на деньги олигарха - поклонника первоначального фильма. Что получилось, сами знаете… И государственное финансирование не лучше. Это очень коррупционная система. «Чужим» туда не пробиться. Я считаю, что нужно полностью отменить государственное финансирование.
- В США госфинансирования нет, но они тоже не балуют нас оригинальностью сценариев…
- Там думают только о деньгах, привыкли к ним и не хотят рисковать. Идут проторенными путями. Доходит до смешного: например, «Самый лучший фильм» имел какой-никакой кассовый успех - и американцы скупили права на его продолжение! Не задумываясь о том, что суть этого проекта - пародирование наших фильмов и участие «комедиклабовцев».
- Кстати, а как вам понравилось английское телевидение?
- Качественное и оригинальное. Там хватаются за новые идеи. И не боятся кому-то не понравиться.
- А вы будете как-то использовать Уфу в своих фильмах? Воспоминания…
- Скорее натуру. Я бы еще поснимал здесь. Ведь это мой город, я его чувствую.

С марта 2010 года основная часть финансовой помощи государства кино распределяется через Фонд поддержки кинематографии - в его ведении находится 2,8 миллиарда рублей, из которых 2 миллиарда разделены между компаниями: "СТВ", "Дирекция кино", "Тритэ" Никиты Михалкова, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова, "Централ Партнершип", "Профит", Art Pictures Федора Бондарчука и "Рекун". Эти компании уже сдали трехлетний план работы. Остальные 800 миллионов предназначены для премирования успешных проектов (средства на реализацию полнометражных художественных фильмов получат компании, которые создали в 2008-2009 годах фильмы, собравшие в кинотеатрах более 10 миллионов зрителей) и финансирования социально значимых фильмов.
Министерство культуры же на конкурсной основе будет финансировать анимационные, документальные, научно-популярные проекты, дебюты, фильмы детской тематики и авторское кино. Причем субсидии не будут выделяться одному и тому же проекту несколько лет подряд, а список проектов, выбранных экспертным жюри, будет опубликован.

Екатерина КЛИМОВИЧ

 
По теме
Мероприятие запланировано на 26-27 апреля в г.Мелеуз. Событие направлено на популяризацию хореографического искусства Башкортостана, Урала и Поволжья,
В рамках республиканского проекта в поддержку наших героев на передовой в зоне СВО, 22 марта в 17.00 в Городском доме культуры г. Октябрьского (Геофизиков,
В Башкирии прошёл семинар по партнерскому финансированию - Сетевое издание Республика Башкортостан Семинар для членов Координационного совета по реализации эксперимента по партнерскому финансированию в республике состоялся на площадке межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра.
Сетевое издание Республика Башкортостан
Международный день родного языка - Отдел Культуры Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Каждый человек с детства начинает говорить и понимать родную речь.
Отдел Культуры