С 18 на 19 мая в Уфе, как и в других городах страны, прошла « Ночь музеев ». В этом году в Башкирии к акции присоединились 38 учреждений, которые посетили около 32 000 человек. Почти треть этой цифры пришлась на Национальный музей РБ – за 12 часов там побывали 9 600 человек, на втором месте Музей боевой славы – 5 800.
В Национальном музее РБ считают, что подобные акции, конечно, интересны и нужны, но музеи не рассчитаны на такой наплыв посетителей. За один день учреждение выполнило пятую часть плана по количеству посещений. За год оно должно обслужить 53 000 человек.
- С точки зрения музейщиков, для экспонатов это не хорошо, - говорит заместитель генерального директора по научной работе Любовь Чишкова . - Была такая духота, что кондиционеры вырубались. К 3 часам ночи пришлось закрыть подход к аквариуму, потому что температура воды в нем повысилась, а на форели рост даже на 2 градуса может сказаться пагубно. Некоторые посетители со вспышкой фотографируют, пальцем в аквариум тычут. Я боялась, что рыба у меня на следующее утро не проснётся. К счастью, среди экспонатов «жертв» нет.. Но один раз в год всё-таки подобные вещи можно потерпеть. Ведь это возможность жителям ознакомиться с культурой. Почему-то именно на такие акции люди идут с удовольствием.
По её наблюдениям, с 18.00 до 23.00 шли пожилые и семьи с детьми, после полуночи – молодежь.
- Я у молодых спрашиваю: «Что заставило прийти в 3 часа ночи?» «Пришли потусоваться», - отвечают. Наверно, старые мы, нам непонятна эта позиция. Раньше ведь не с такими целями ходили в музеи, - рассуждает Любовь Александровна.
Последние два посетителя зашли в 5.10 утра. В акции участвовали почти все сотрудники. На следующий год планируют ограничить время посещения 2 часами ночи, как поступили почти все остальные музеи республики.
Заметим, что в этом году многие участники акции сделали вход платным. Чтобы пройти в Национальный, надо было заплатить 50 рублей, в музей Боевой славы – 40. По словам Л. Чишковой, они изучили опыт соседних областей, крупных городов – во многих «Ночь» не является поводом делать вход свободным. Кроме того, таким образом сотрудники пытались снизить ажиотаж, что, впрочем, результата не дало. Количество посетителей наоборот выросло на 3 000. По примерным подсчётам, акция принесла Национальному музею РБ прибыль в 475 000 рублей, а музею Боевой славы – 232 000. Но стоит учесть, что некоторые категории граждан проходили бесплатно.
Айгуль МУСИНА