Кто в ответе за недобросовестного контрагента

Кто в ответе за недобросовестного контрагента
Фото: ufacity.info

Отсутствие должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента – это одна из самых частых проблем налогоплательщиков. Чтобы признать расходы по сделке документально неподтвержденными, налоговым органам достаточно заподозрить контрагента в недобросовестности. Для избежания таких проблем надо еще до подписания документов убедиться в юридической чистоте стороны по договору.

Отсутствие должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента – это одна из самых частых проблем налогоплательщиков. Чтобы признать расходы по сделке документально неподтвержденными, налоговым органам достаточно заподозрить контрагента в недобросовестности. Для избежания таких проблем надо еще до подписания документов убедиться в юридической чистоте стороны по договору.

Контрагент – это партнер по сделкам (от латинского «contrahens», т.е. договаривающийся). Им является любая организация или физическое лицо, с которым организация вступила в договорные отношения .

Зачем проверять контрагента?

Обязанность проверять контрагента нигде в законе прямо не установлена. Все дело в судебной практике, на которой основываются критерии оценки получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода – это снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Рассмотрим пример.

В ходе мероприятий налогового контроля согласно информационному ресурсу ПК АИС Налог 3 ФБ 1 Пром было установлено расхождение по 3 кварталу 2016 года по книге покупок индивидуального предпринимателя.

В книге покупок индивидуального предпринимателя отражен контрагент ООО «Ромашка»: счет-фактура от 30.09.2016, стоимость покупок 3 745 570 рублей, в том числе НДС 571 358,14 рублей.

Организацией ООО «Ромашка» за 3 квартал 2016 декларация по налогу на добавленную стоимость не представлялась.   

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате, на установленный этой статьей налоговый вычет.

Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров, приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

В рамках статьи 93.1 НК РФ в инспекцию по месту учета ООО «Ромашка» направлено поручение по истребованию документов у ООО «Ромашка» и предоставлении информации по системе налогообложения, сданных отчетах за 2016, сведения о наличии имущества, транспортных средств в собственности за период с 01.01.2014 по 30.09.2016 года ООО «Ромашка». Согласно информации представленной инспекции, ООО "Ромашка" снята с налогового учета 18.10.2016 в связи с исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрационных налоговых органов на основании п.2ст.21.1 №129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно п.2 ст.346.11 НК РФ организация ООО"Ромашка" применяла упрощенную систему, последняя декларация представлена 29.01.2013 по  УСНО за 12 месяцев 2012 года, организация относится к категории не отчитывающихся. Сведения о наличии имущества, транспортных средств, земельных участков в собственности отсутствуют.

Согласно выписки банка об операциях по расчетному счету индивидуального предпринимателя за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 расчеты за поставленный товар с ООО «Ромашка» не производились.

В ходе проверки установлено, что оформление сделки осуществлено налогоплательщиком с единственной целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности, по взаимоотношениям между индивидуальным предпринимателем  и  ООО «Ромашка» отсутствует реальное движение денежных средств, сделка с указанным предприятием создает только видимость приобретения товара.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, Инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, индивидуальному предпринимателю доначислены налог на добавленную стоимость, в размере 571358 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 114271,60 руб., пени в размере 43499,37 руб.

Таким образом, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не отвечают за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможные в связи с этим выбором неблагоприятные налоговые последствия. Проявление должной осмотрительности и осторожности предполагает проверку налогоплательщиком правоспособности и дееспособности контрагентов, полномочий лиц, подписавших документы от их имени. Использование рекомендаций ФНС России, Минфина России поможет отличить добросовестного контрагента от недобросовестного.


 
По теме
«Не стоит воспринимать статью 54.1 Налогового кодекса , где прописаны критерии налоговых злоупотреблений, как универсальный инструмент в работе налоговых органов.
Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин, половина из них — фуры - Сетевое издание Республика Башкортостан В эти минуты на трассе М-5 в Уфимском районе работают сотрудники МЧС России и Госкомитета РБ по ЧС, и ГИБДД, и скорой помощи… Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин,
Сетевое издание Республика Башкортостан
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя