Сегодня первый призыв муэдзина раздается над улицей Тукаева в полвосьмого утра: ведь первый утренний намаз должен начинаться вместе с рассветом. Поскольку время намазов определяется только по Солнцу, летом это происходит намного раньше - около четырех часов, и день мусульманина длится дольше. (Впрочем, никто не мешает ему поспать днем). Совершив положенное количество поясных и земных поклонов, верующие – их пока немного – пожимают друг другу руки.
- Ежедневный пятикратный намаз – одна из основных обязанностей мусульманина, и кто не может прийти в мечеть, обязан молиться дома. Начинаются все намазы одинаково - с суры «Аль-Фатиха», открывающей Коран, после этого мулла может прочитать любую суру, но длиной не менее трех аятов, - посвящает меня в тонкости служения помощник секретаря мечети Хасан-хазрат. - В Коране сказано: «Ищите средства приближения к Богу», а намаз - это и есть основное средство. Выражение покорности и благодарности Аллаху - единственному подателю всякого блага - очищает ум от дурных мыслей, а мысли имеют свойство материализовываться. И у каждого человека после смерти будет спрошено: совершал ли ты намаз? Был ли ты благодарен?
Для бесед имама с прихожанами в храме есть специальная комната, но сейчас идет ремонт, так что мы беседуем в небольшой нише у входа в основной зал. Для посетительниц, которые хотят приблизиться к богу, но забыли покрыть голову, на окне лежат платки. Верующие то и дело обращаются к хазрату с вопросами и просьбами.
- Я татарка, а муж – русский. Хотелось бы совершить обряд имянаречения ребенка…
- А вы совершили никах?
- Нет.
- Ваш муж обязательно должен попросить у Аллаха благословения на брак. Поговорите с ним. А обряд имянаречения мы можем провести. Приходите с ребенком до шести часов.
(Сегодня для совершения никаха обратились уже две семьи: не праздничным образом, как рекомендует Коран, но все же Божье разрешение получено).
- Мы даем ребенку имя и просим, чтобы он вырос мусульманином, далее его должны воспитывать родители.Аллах решает, кто будет мусульманином, а кто нет, - поясняет мой собеседник.
- Как вы пришли к вере?
- Я учился на юридическом факультете Башгосуниверситета, но часто приходил в мечеть: мой дед был верующим. Затем мир стал разочаровывать меня… и появилась возможность продолжить образование в медресе. Это лучше делать вдали от прежнего окружения. Я учился в Октябрьском. Звание «хазрат» получаешь после окончания медресе: оно дает право проповедовать ислам и вести учительскую деятельность. Мусульманин должен знать основы арабского языка, чтобы правильно читать молитвы, поэтому у нас организованы курсы арабской графики и Корана: по будням - для мужчин, в воскресенье - для женщин и детей.
Тем временем народу приходит все больше, и меня просят спуститься вниз: основной верхний зал предназначен для мужчин, пятничная соборная молитва – джума – в первую очередь их обязанность. Оказывается, если возносить молитву вместе – она в двадцать семь раз более угодна Аллаху. Сегодня службу проводит Верховный муфтий - председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин.
До женщин в нижнем зале его слова доносятся через динамик.
- «Кто кормит сироту, тот в Царстве Небесном будет рядом со мной, как палец с пальцем», - сказал Пророк, ибо и сам он был сиротой. Мать растила его одна – и какого сына она вырастила! А сейчас жене некогда подать мужу обед, некогда присмотреть за детьми: она тоже на работе, хотя в деньгах нет недостатка…
Пророк сказал: «He уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». И мы должны помнить что брат – это не только тот, кто находится рядом с нами в мечети, но все, кого мы знаем. Все люди – братья.
К нам в Центральное духовное управление пришло предписание от ФСБ: в нашей республике в городе Мелеузе появились сторонники экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир Аль Ислами», и мы обязаны не допустить распространения этой идеологии у нас. Адепты этого учения хотят «освободиться» и построить «истинно мусульманское государство». Но от чего нас освобождать? Мы давно свободны. На территории Башкортостана – более тысячи мечетей. Я предлагаю создать в нашей общине молодежную патриотическую организацию. Ее первое собрание состоится в воскресенье, приходить могут все желающие.
Уйти после молитвы торопятся не все. Наоборот, площадь перед мечетью - место общения с друзьями.
- Я еще не принял ислам, просто послушать прихожу, - коротко отвечает мне молодой человек, встреченный на площади.
- А я начала посещать храм год назад, когда меня сократили. Работу пока не нашла, но дела идут лучше, - признается девушка.
- Я стала мусульманкой два года назад, хотя Бог жил в моей душе и раньше, и я чувствую божественную защиту, - рассказывает Аида Юнусова. - Учусь в Башгоспедуниверситете на социального работника. Занятия обычно продолжаются до восьми часов, после этого я прихожу сюда или в мечеть «Гуфран». Корану и арабскому языку меня учит муж, у него два образования: историческое и исламское. Самостоятельно ислам изучать не рекомендуется: у такого человека учителем становится шайтан. Вахаббиты ведь тоже издают много литературы.
- Зачем во время молитвы смотрят сначала направо, потом налево?
- На правом плече сидит ангел, записывающий добрые дела, а на левом - дурные. Мы их приветствуем.
- А вы можете прийти к мулле и поговорить о своих проблемах?
- Конечно. Только если проблемы возникли между мужем и женой, о них не рассказывают: в семейную жизнь никто не должен вмешиваться. Надо самим разговаривать друг с другом.
К вечеру посетителей становится только больше. Молиться лучше в установленный срок, однако возмещать пропущенную молитву можно в любое время. Ночной намаз начинается уже после захода солнца (сегодня - в 19.30).
Очищаться от тяжелых мыслей и благодарить за то, что есть, нужно как можно чаще.
Кстати
В 1828 году муфтий Габдессалям Габдрахимов обратился к губернским властям с просьбой отвести место для постройки мечети, и в 1830 году Первая соборная мечеть была построена на улице Фроловской (сейчас – Тукаева, 52). Возвел ее купец Мукмин Тагиров на добровольные пожертвования горожан. В 1887 году здесь открылось медресе, а в 1960-1992 годах это была единственная действующая мечеть Уфы. Во дворе мечети находятся могилы нескольких знаменитых деятелей ислама в Башкортостане – например, мирового судьи Мензелинского и Белебеевского уездов, а впоследствии пятого муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяра Султанова.
Екатерина КЛИМОВИЧ.