Кем же был по национальности генерал Шаймуратов?

Фото: journalufa.com



Однако часто возникают споры, разговоры, кем был по национальности Шаймуратов генерал, и даже кем был «черный генерал» Даян Мурзин. Или что легион «Идель-Урал» только татарский, а вот 112-ая(16) кавдивизия, она башкирская. Причем последнее не из-за того, что она была сформирована на территории Башкирии. На территории нынешного Башкортостана в годы той страшной прошедшей войны были сформированы десять дивизий, и в том числе четыре кавдивизии, но почему то, только 112-ая (16) обязательно объявляется башкирской.

Про легион «Идель-Урал» и про особую башкирскость той героической дивизии оставим на может быть потом, а сами поразмышляем по разговорам о том какой национальности тот или иной известный человек. Оговорюсь, я никогда не участвовал в разных таких спорах за это, но уже достало таковое, и, причём донельзя.

В разговорах про Даяна Баяновича Мурзина приходилось встречать высказывания от земляков: «У татар ни одного путного человека нет что ли, всех башкир к себе приписывают. Он на нашей земле родился, у нас жил, мы им очень гордимся, был бы татapoм жил бы в татарии». Если же не удаётся, хотя бы с «почвой», с землей рождения и проживания этнически увязать героя, начинают негатив на него отыскивать, увязывая того же Мурзина с участием его «в составе татарских батальонов СС». Объявляют: «Короче, дед " сделал" всех. И бывший пленник, и в оккупации был, в Идель-Урале служил. Но наговорил - и все поверили . Молодец дед! Всем дедам дед!». И это о признанном герое Чехословакии, кавалере всех высших орденов этой страны, почетном гражданине 16 городов Чехии, Словакии и Моравии, Даяне Баяновиче Мурзине. А уж что творят, высказывают в адрес героя Советского Союза Мусы Джалиля, это вообще нечто отвратное и мерзкое.

Вместе с тем, как говорят, что вор громче всех кричит «держите вора», так и с криками, что де татары приписывают всё башкирское, и в частности известные личности себе, многие наши земляки башкиры стараются во всём большую башкирскость навести. Про то, что творят по переписям в республике, мы уже неоднократно поднимали вопрос.

На Всемирной олимпиаде в Южной Корее стала победительницей красавица татарочка пятнадцати летная Алина Загитова, уроженка города Ижевска. И нате вам, и её стали башкирить, как например некий краевед Альберт Асылгужин .

Он надергал сведений о н/п Азиаба, Азаба, Азибей из работ Анвара Закировича Асфандиярова, причём без всяких ссылок на авторство, и увязал без всяких обоснований этот н/п с родной деревней отца Алины Загитовой с очень говорящим названием Татарский Азибей. Один сослуживец по армии часто повторял фразу: "С дуба падают листья ясени, нифига себе, нифига себе», правда, матерно.

Материться мы не будем, но, в общем-то, уже зарядились на вопрос о деревне Татарский Азибей и, в общем, на особенности уездов бывшей Уфимской губернии, включая в частности или в особенности Мензелинский уезд, с которым связаны те Азибеи. Пока же на время отставим начатое, и поразмышляем «вслух» по другим частностям явления башкиризации всего и вся.

Это действительно некое явление, доходящее порой до полного абсурда, причём как у остепенённых гуманитариев, так и индивидуумов уровня ПТУшного образования. Один такой, ну может и не ПТУшник, нарисовался было в личке здешнего автора. И стал вещать, мол, ранее считал, осознавал себя татаром, а набрался великих знаний на сайте Уфаген, и понял мы с тобой Ирек северные башкиры. Как я понял, этот товарищ не такого как я возраста, и, наверное, у него жив был его отец татар, а то чего бы он раньше считал себя татаром. Ответ ему был таким, Вы можете пойти к своему отцу татару, и объявить это ему, я же на могилу своего отца татара (а теперь уже и мамы), с таким бредом никогда не приду. Был бы я сыном башкира, гордился бы своим башкирством, но я татар сын своих родителей татар.

Относительно недавно уфимский историк, журналист, и человек в безрукавочке с БСТ Салават Хамидуллин статьей «Потомки Салавата отступать не умеют!»: как жил и погиб командир Башкирской кавдивизии на вспоминал (?!) эпизоды из жизни генерала Шаймуратова ». Ну и, конечно же, за национальность генерала обязательно отписался, с громким заявлением, что «поскольку вопрос относительно его национальной принадлежности часто становится объектом различных спекуляций, нелишне осветить его, опираясь на имеющиеся архивные документы».

Предоставим слово за это самому Хамидуллину Салавату:

«Согласно официальной биографии, Минигали Мингазович (Мингажеддинович) Шаймуратов родился 15 августа 1899 года в ауле Биштэкэ (пять баранов), ныне это село Шаймуратово Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Хотя в его метрике, составленной при рождении приходским имамом Оренбургского духовного магометанского собрания (ОДМС), написано: «Минигалим (правильно Минигали) родился 15 марта [1899 года]. Отец — Минхаж ад-Дин, сын Фахрислама — башкир из мишарей (мишәрдән башҡорт). Мать — Биби́-Таифá, дочь Мухаммед-Гирея — башкирка из тептярей (типтәрдән башҡорт)».

Деревня Биштэкэ была основана мишарями в 1755 году. Они поселились в качестве припущенников (арендаторов) на вотчинной земле башкир родового объединения Минг (Минская волость). Мать будущего генерала происходила из числа сословных тептярей башкирского происхождения, селения которых в большом числе располагаются в данном регионе, о чем говорят многие документы. Вот один из них: «Уфимского уезду Ногайской дороги Минской волости башкирской природы окладные тептяри Мустай Иликеев, Биткул Эмбулатов с товарищи к поданию надлежит в правительствующий сенат февраля дня 1734 году челобитчики тамги свои приложили». Анализ метрических книг ОДМС показывает, что тептяре башкирского происхождения указывали себя как «башкиры из тептярей», а тептяре из числа казанских татар — просто как тептяре, ясаклы (ясашный) или вовсе без каких-либо определений.

Что касается мишарей, то у многих из них за время проживания в Башкирии, а особенно за годы службы вместе с башкирами в составе Башкиро-мещеряцкого (с 1855 — просто Башкирского) войска сформировалась башкирская идентичность. Поэтому многие мишари во время переписей, а также в метрических книгах ОДМС указывали себя башкирами. Хотя в случае с аулом Биштэкэ и конкретно с семьей Шаймуратовых данный вопрос осложняется некоторыми обстоятельствами. Дело в том, что, по словам самого Шаймуратова, записанным командиром эскадрона 112-й Башкавдивизии А.Х. Насыровым, его предки происходили из числа башкир племени Айле, живших в Исетской провинции (Челябинская область). После подавления башкирского восстания 1735—1740 годов зауральские башкиры массово лишались своих вотчин, конфискуемых под крепости (Челябинск, Чебаркуль, Верхнеуральск, Троицк и др.), а также под учрежденное в 1748 году Оренбургское казачье войско. Башкиры, оказавшиеся в зоне отчуждения, ставились перед выбором — либо уходить из этих мест и становиться припущенниками или даже тептярами в соседних башкирских волостях, либо записываться в оренбургские казаки. Многие выбрали последнее. Однако часть из них могла попасть в число служилых мишарей Зауралья, которые активно участвовали в подавлении восстания, за что также получили конфискованные башкирские земли. Одним словом, Шаймуратовы и другие жители села могли происходить из числа этих башкир, потерявших свои земли, но сохранивших память о своем происхождении даже после переселения из Исетской провинции в Уфимскую. Иначе как объяснить, что из трех приходов аула Биштэкэ, приписанных к трем мечетям, два прихода указали себя в метрической книге за 1899 год как «башкиры из мишарей», а один приход почему-то просто как «мишари» (мишар тайфасы)?

Так или иначе, в ходе сельскохозяйственной переписи 1917 года, организованной Временным правительством, все жители аула Биштэкэ указали себя башкирами по национальности и крестьянами по сословию. Минигали Шаймуратов, которому тогда было уже 18 лет, в это время в ауле отсутствовал, так как работал в Бельском речном пароходстве. Он пошел по стопам отца, который по причине своей бедности часто нанимался бурлаком. Именно поэтому будущий генерал не был учтен указанной переписью в родной деревне, но зато там был зафиксирован один из его ближайших родственников — Султан-Гирей Шаймуратов, о котором в его подворной карточке сказано следующее: «Сословие — крестьянин; национальность — башкир».

Ну, и сказитель же этот Хамидуллин Салават. И как трактует то, как сказывает, ну почти как, кручу, верчу, запутать хочу. Попробуем почитать «вслух» творение этого автора, но тоже, как и он без конкретизированных ссылок. Хотя список «использованной» (т.е. постоянно пользуемой) по теме литературы, наверное, в заключение все же представим.

Термины «башкиры из мещеряков» и «башкиры из тептярей» вообще-то по истории использовались для обозначения процесса выхода иных в башкиры, в башкирское звание. Причём во второй половине XIX века эти термины были вытеснены термином «новобашкиры». Н.Н. Томашевская (Моисеева) писала: «Генеральное межевание башкир¬ских земель в 1798 – 1823 гг. и последующие земельные акции правительства официально узаконили существование так назы¬ваемых «новобашкир». Она же указывала, что этот термин во второй половине XIX века вытеснил уже бытовавшие прежние, как то, например «башкиры из мещеряков» и «башкиры из тептярей». Ею же по Х ревизии 1859 года по трём губерниям Оренбургской, Вятской и Пермской было подсчитано 54 665 «башкир из тептярей» и 34 665 «башкир из мещеря¬ков», или (54 665 + 34 665) 89 330 «новобашкир». Заметим, что это по её же приводимым данным получается 15,06% от общей численности башкир в 593 173 человек. По временам той же ревизии 1859 года, она, дополнительно изыскивая башкир из сартов, аюкинских калмыков, каракалпаков, из «султановских ногайцев» казачьего иррегулярного войска, «казанских торговых татар», киргиз (т.е. казахов), доводит эту цифру «новобашкир» до 100 тыс. Это по её приводимым цифрам составляет 16,86% от общей численности башкир. Вычитая численность этих «новобашкир» из общей численности башкир 593 173, выводит численность собственно башкир в 493 173 человек. Если она правильно посчитала, скажем так, в «сухом остатке» численность башкир, то получается «новобашкиры» по численности были равны более чем пятой части собственно башкирского народа, или 20,28%. Много это или мало для малочисленного народа предоставим решать специалистам, но заметим, что процесс выхода в башкиры не ограничивался только временами Х ревизии 1859 года.

Хамидуллин же вещает: «Анализ метрических книг ОДМС показывает, что тептяре башкирского происхождения указывали себя как «башкиры из тептярей», а тептяре из числа казанских татар — просто как тептяре, ясаклы (ясашный) или вовсе без каких-либо определений». Показал бы этот сказитель, на каких таких данных из метрических книг проводил он свой шибкий анализ, и озвучил это своё. Получается так, сначала значит, из башкир становились тептярями, а потом башкирами из тептярей. И да, как там Хамидуллин с тептярями из чувашей и фино – угорских народов?

А впрочем, что удивляться этому анализатору. В одном его фильмце на БСТ «Преемник Валидова» утверждается, что башкир Муллаян Давлетшинович Халиков сын новобашкира. Ну, почти как в СССР, для членства в КПСС, надо было сначала в кандидатах походить. Отец Муллаяна Халикова был, значит в кандидатах, в новобашкирах, а его сын Муллаян, значит, стал уже башкиром. И тоже объясняют это аналогично по схеме башкир – тептяр– новобашкир – и вновь башкир. Мол, де после отмены кантонного управления с потерей военного сословия башкиры – тептяри, которые помнили что они башкирского происхождения стали новобашкирами. В пору бы воскликнуть, где у этих людей логика, но обойдёмся без восклицаний. Известный уфимский археолог В.А. Иванов сказывал, «Когда я читаю эти публикации и телевизионные передачи, которые ведет Хамидуллин, первая реакция бывает такая что, хочется постучать по телевизору и сказать: «Ты мозги-то включи, прежде, чем такие грандиозные передачи устраивать!!!».

Ну, это дела гуманитариев, а мы последуем далее за нашим сказителем. Его доказательства, что «Мать будущего генерала происходила из числа сословных тептярей башкирского происхождения, селения которых в большом числе располагаются в данном регионе, о чем говорят многие документы» на примере одного совершенно стороннего документа о тептярах из башкир из той же его схемы башкир – тептяр – башкир. А уж как связан этот документ собственно с мамой Шаймуратова, это вообще некоторая вершина доказательств этого историка с БСТ.

И что касается его, этого представителя второй древнейшей профессии утверждения «Что касается мишарей, то у многих из них за время проживания в Башкирии, а особенно за годы службы вместе с башкирами в составе Башкиро-мещеряцкого (с 1855 – просто Башкирского) войска сформировалась башкирская идентичность», обычно говорят, Остапа понесло. Понесло, очень понесло этого Остапа.

Ну, прежде всего вопрос, в какой такой Башкирии жили те мишаре, или вернее мещеряки. Знак вопроса не станем ставить, не к чему. И интересная деталь. Если глянуть на итоги переписи 1897 года отдельно по губерниям, то выясняется, что мещеряки, практически наличествовали только вместе с башкирами, но раздельно. Согласно этой переписи, ни в Пензенских краях, ни на Нижегородчине, ни в нынешней Ульяновской области, где в настоящее время наиболее компактно проживают татары – мишары, мещеряки, или вернее, население с родным мещерякским языком тогда практически не фиксировались. В Симбирской губернии только были отмечены 5 человек. Не было таковых и в Казанской губернии. А вот в Уфимской губернии их наличествовало 20 957 на 899 910 человек с башкирским родным языком, в Оренбургской 4 898 на 254 561, в Пермской 21 163 на 85 395, в Самарской 6 580 на 57 242. В Саратовской же губернии на 1 262 человек с башкирским родным языком было таких всего 7 человек, а в Вятской на 13 909 человек первых вторые вообще не наличествовали. Везде же в иных губерниях Российской империи, как говорится, хоть шаром покати, один, два человека, но, не дотягивая даже до десятка, а чаще всего полный нуль. И получается так по переписи 1897 года, что мещеряки практически по всей империи, за исключением нескольких губерний, где живали башкиры, считали свой родной язык просто татарским.

И вот, заключает наш сказитель Хамидуллин, что де «в ходе сельскохозяйственной переписи 1917 года, организованной Временным правительством, все жители аула Биштэкэ указали себя башкирами по национальности и крестьянами по сословию». Ну, и что, хочется озвучить вопрос. Тем более что, собственно по Минигали Шаймуратову наш товарищ историк приводит лишь сказ о ближайшем родственнике будущего генерала.

Да по 1917 году, всяк могло быть, сословные привилегии на землю ещё сохранялись, а вот к 1920 году случился просто обвал башкирской демографии. Вот, например данные по трём уездам Уфимской губернии:

Бирский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 232 869 208 579 140 928 -91 941
тептяри 53 448 81 815 52 509 -939
мещеряки / мишари 45 079 63 945 51 310 6 231
татары 17 287 12 507 107 792 90 505

Белебеевский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 202 550 175 649 87 704 -114 846
тептяри 85 162 130 331 48 514 -36 648
мишари 19 597 38 472 5947 -13 650
татары 38 232 31 409 207 311 169 079

Уфимский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 96 421 66 765 18 595 -77 826
тептяри 25 676 53 345 25 448 -228
мишари 39 732 49 425 33 932 -5 800
татары 1 182 650 47 688 46 502

В последней колонке таблиц представлены значения прироста или убыли соответствующих категорий населения по переписи 1920 года относительно Подворной переписи 1912-1913 гг.

К 1920 году произошло два знаковых события. Во первых, по Соглашению от 20 марта 1919 года с большевиками был узаконен Башкурдистан, провозглашённый автономией 15 ноября 1917 года. Оставшаяся территория Уфимской губернии, была во вне этого образования, со всеми вытекающими следствиями. А во вторых, уже после переписи 1917 года, пришедшие к власти большевики одним из первых своих декретов «Декретом о земле» полностью отменили любые привилегии на землю. И всё, весь предыдущий башкирский демографический взрыв пошёл бурно в обратку.

Какой была деревня Биштяки по переписи 1920 года это вопрос, а вот по советским переписям 1959, 1979 и 1989 годов село Шаймуратово было татарским. Запамятовал, наверное, это Хамидуллин Салават. Опять же он, Хамидуллин пишет: «Дело в том, что, по словам самого Шаймуратова, записанным командиром эскадрона 112-й Башкавдивизии А.Х. Насыровым, его предки происходили из числа башкир племени Айле, живших в Исетской провинции (Челябинская область)». А что под записями этого командира эскадрона, есть подпись самого генерала Шаймуратова, иль даже утверждающая печать какая? А вместе с тем есть наградной лист Минигали Мингазовича Шаймуратова, где черным по белому указана его национальность – татарин.

Мы бы всё же посоветовали этому историку Хамидуллину Салавату обратиться в архив Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, России по личному делу генерала Шаймуратова, и думается всё станет ясно, кем же был он по национальности, а не потчевать народ своими фантазиями и сказами, подкрепляя их записями, иль, чем там А.Х. Насырова.

А всё же обратимся к сведениям по н/п Биштяки к работам главного и признанного специалиста по «Истории сёл и деревень Башкортостана Анвара Закирович Асфандиярова:

Д. Биштяка (биш — пять, тэкэ — баран) сегодня называется Шаймуратово в честь народного героя, командира 112-й (16-й) Башкирской кавалерийской дивизии, прославившегося в годы Великой Отечественной войны, уроженца деревни Минигали Мингажевича Шаймуратова. Деревня основана мишарями по договорной записи о припуске, заключенной между башкирами – вотчинниками д. Мусино Минской волости и мишарским старшиной Урманом Уразовым в мае 1755 г.(66). Всего было 8 дворов. К ним прибавилось в 1764 г. еще 7 семей. Мишари, припущенные минцами, в 1759 г. оформили купчую, став владельцами приобретенных земель. (Вот с подобного и становились «башкирами из мещеряков», а не с фантазий разных сказителей. И мама будущего генерала «башкиркой из тептярей» стала по той же причине, выйдя замуж за «башкира из мещеряков», т.е. тоже своим отношением к землевладению. – И.Г.).

17 апреля 1792 г. мусинцы припустили тептярей из команды старшины Мавлюта Мусина сроком на 50 лет. 18 апреля 1792 г. теми же вотчинниками из д. Мусино припущена сроком на 70 лет другая группа тептярей из команды старшины Гумера Баязитова (67).

Мишари и тептяри подчинялись разным управлениям. В первой половине XIX в. мишари находились в составе 12-й юрты 3-го мишарского кантона, а тептяри - в рядах тептярской команды № 1 Уфимского уезда. Затем деревня относилась к Кармаскалинской волости.

Мишари численно преобладали над тептярями. В 1816 г. мишари имели 76 домов (211 мужчин), а тептяри — 13 (78 душ м.п.). По VIII ревизии 1834 г. мишарей было 630 человек, тептярей — 160 (68). 902 мишаря показала IX ревизия. Им принадлежало 95 домов. В 1895 г. всех жителей насчитывалось 1017 мужчин и 991 женщина при 349 дворах. В 547 домах проживало 1296 мужчин и 1389 женщин в 1920 г. Мишари — преобладающая национальность. Высокий прирост населения можно объяснить не только естественным ростом, но и припуском новых групп тептярей и мишарей.

В конце XIX в. здесь получили распространение плотницкое и печное ремесла. Имелась лесопилка. По воскресным дням проводился базар. 4 хозяина держали домовые лавки. Мусульманский приход владел 3 мечетями.

От кантонного периода истории деревни сохранилось одно «военно-судное дело», по которому указом 1835 г. губернатором В. А. Перовским разжалованы в рядовые старшинский помощник Абдулхабир Умеров и походный старшина Сахивалит Абдулгафаров за незаконный сбор денег по 50 коп. с каждой из 212 душ (69).

66 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 2.

67 Там же. Л. 80.

По словам самих тептярей, некоторые из них были припущены с уплатой башкирам оброка по 25 коп.
со двора в год по договору от 10 мая 1765 г. Там же. Ф. 2. Оп. 1.

Д. 1755. Л. 101.

68 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 459. Л. 50.
69 Там же. Ф. 6. Оп. 1. Д. 102. Л. 2.

Никаких слов о башкирскости родной деревни Шаймуратова Биштяка у известного автора работ по истории сёл и деревень Башкортостана не наблюдается. И да, Анвар Закирович в своих работах очень категорично возражал против возможности иных становиться башкирами, только как исключение из строгих правил. А наш сказитель Хамидуллин Салават и слова нашёл, и сделал родителей генерала башкирами.

Вернемся к его словам: «Так или иначе, в ходе сельскохозяйственной переписи 1917 года, организованной Временным правительством, все жители аула Биштэкэ указали себя башкирами по национальности и крестьянами по сословию». Ну не все, башкирами по той переписи согласно данным М.И. Роднова прописаны 2640 человек, а 11 жителей этого н/п в русских.

В одной из своих работ М.И. Роднов сделал очень важное замечание: «В 1926 г., накануне готовившейся очередной переписи в Уфе издаётся «Список населённых пунктов Башреспублики», составленный БашЦСУ. В 2002 г. эта книга в полном объёме была переиздана. Она состоит из табличного материала по кантонам, волостям и селениям, где приведены данные переписи 1920 г. (число дворов, мужчин и женщин). Рядом имеется графа – «Преобладающая национальность» без указания даты. Эти-то сведения нередко историки и краеведы и считают почему-то за данные переписи 1920 г.
Однако в предисловии к изданию 1926 года уфимские статистики честно и открыто заявили совершенно другое. Читаем. «В основу показаний о преобладающей национальности для тюрко-татар по селениям быв. Уфимской губернии взяты данные земской переписи 1911–1912 гг., а в отношении всех остальных народностей по быв. Уфимской губернии и вообще всех народностей по быв. Малой Башкирии приведены данные переписей 1917 и 1920 гг.». Таким образом, информация из списка насе¬лённых пунктов 1926 года - это комбинированные сведения из разных источников. Для «тюрко-татар» бывшей Уфимской гу¬бернии в основу были положены дореволюционные материалы переписи 1912-1913 гг. (ошибочно датированные 1911— 1912 гг.). Можно предположить, что при подготовке к сле¬дующей переписи 1926 г. составители статистического сборника по сути произвольно, в угоду собственным (или заказчика) представлениям, мягко говоря, корректировали итоги переписи 1920 г. главным образом по «тюрко-татарам».

Вот и заглянем в этот «Список населённых пунктов Башреспублики». За номером 6886 в Уфимском кантоне Башреспублики в этом списке показана дер.

Биштяки с численностью жителей обоего пола 2685 человек, с указанием преобладающей национальностью мещеряки. Мы физтехи народ дотошный, а у нас на Физтехе (МФТИ) других не держали, не учили, добрались и до данных Подворной переписи 1912-1913 гг. В н/п Биштяки Биштякинской волости Уфимского уезда Уфимской губернии по этой переписи числилось 2680 мещеряков. Вот и стало всё на свои места, а почему по переписи 1917 года в этом н/п показаны 2640 башкир, это вопрос, и может быть даже просто ошибка. Но «делать» этот н/п, который вплоть до 1913 года был иным, башкирским, как это сотворил Хамидуллин Салават, это не есть хорошо, и то, если только мягко говоря. А земляки не стесняются. Как было отмечено выше, по советским переписям 1959, 1979 и 1989 годов село Шаймуратово было татарским, а вот по переписи 2002 года, в этом селе нарисовали 64% башкир, оставив татар всего лишь в 33%.
 
По теме
 
 
Как на самом деле жили люди при Сталине - Уфимский Журнал Разумеется, такие представления далеки от реальности — в довоенном сталинском СССР люди жили намного сложнее, чем в шестидесятые и семидесятые годы, и несравнимо тяжелее, чем они живут сейчас.
09.06.2018
 
Исторические картинки. Авдон-Авдон - Уфимский Журнал Кроме вкусной и нужной продукции (фото с сайта птицефабрики), Авдон знаменит своей историей, частичку которой предлагаю любителям старины.
03.06.2018
 
Исторические картинки. Шемяк - Уфимский Журнал Самая ранняя история Шемяка теряется в седой старине. Земли к западу от выстроенной в 1586 году Уфы, примерно от современной Михайловки в сторону Шемяка, принадлежали одной из древнейших дворянских фамилий Артемьевых,
13.05.2018
 
Исторические картинки. Милый аксаковский уголок - Уфимский Журнал В музее Аксакова выпустили интересный путеводитель «Аксаковская земля», где перечислены все связанные с именем писателя и его окружения места Золотого кольца аксаковского Поволжья.
06.05.2018
Исторические картинки. Страсти по завещанию Иглиной - Уфимский Журнал Покойная подписала ещё отпускную от 24 мая 1824 года, по которой вольную выдала «вдове Акулине Корниловой с сыновьями Изосимом, Михайлою, Корнилою и дочерью девицею Устиньей», но «неиначе, как по смерти моей».
15.04.2018
 
Мужчина уходил от удара с легковушкой и въехал в большегруз Эльвина АПАРИНА 16 июля на трассе Уфа – Оренбург рядом с кафе «Отдых» произошла серьезная авария.
19.07.2018 Комсомольская правда Уфа
Бывшему главе МЧС Кузбасса продлили срок содержания под стражей до 25 сентября Екатерина РОМАНОВА Екатерина Бормотова В Центральном районном суде города Кемерова 19 июля прошло заседание,
19.07.2018 Комсомольская правда Уфа
«Изюминкой» башкирско-татарского сабантуя в Москве станет чак-чак весом 2018 кг - Башинформ Фото: УФА, 20 июл 2018. /ИА «Башинформ», Алим Фаизов/. В субботу, 21 июля, в Московском историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Коломенское» пройдет ежегодный общегородской праздник «Сабантуй-2018».
20.07.2018 Башинформ
В городской картинной галерее начала работать выставка из собраний БГХМ имени  М.Нестерова, на которой представлены 60 работ башкирских художников двух первых  десятилетий XXI века.
18.07.2018 Стерлитамакский рабочий
В старинном уфимском особняке, известном как дом купца Чижова, что на Октябрьской революции, 10 в корпусе №2 библиотеки имени Заки Валиди всегда интересная, насыщенная культурными событиями жизнь.
17.07.2018 Уфимские Ведомости
Представляем соперника: «Удинезе» - ФК Уфа 20 июля футбольный клуб «Уфа» проведет заключительный контрольный матч на учебно-тренировочном сборе в австрийском Майрхофене.
20.07.2018 ФК Уфа
Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России. Не модельная картинка, а настоящая женщина, сердечная и живая Фото: REUTERS - Комсомольская правда Уфа Чем жгучая блондинка так полюбилась миллионам болельщиков во время чемпионата мира по футболу Дарья АСЛАМОВА Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России.
20.07.2018 Комсомольская правда Уфа
Уфимская пловчиха дала откровенное интервью «Комсомольской правде». Ильдар АХМАДЕЕВ Десять лет назад на небосклоне башкирского спорта появилась новая звездочка.
19.07.2018 Комсомольская правда Уфа
С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
16.07.2018 Комсомольская правда Уфа
Экс-хоккеистка «Агидели» в жесткой манере раскритиковала руководство своего бывшего клуба Рустам МАКСЮТОВ Победа женского хоккейного клуба «Агидели» в ЖХЛ стала единственной радостью уфимских болельщиков в прошлом сезоне.
18.07.2018 Комсомольская правда Уфа
Обстановка на автодорогах Республики Башкортостан по состоянию на 07:00,  20.07.2018 г. Автомобильные дороги Республики Башкортостан находятся в режиме повседневной деятельности.
20.07.2018 Комитет по транспорту и дорожному хозяйству