О развитии муниципально-частного партнёрства и об улучшении инвестиционной привлекательности столицы на заседании Общественного совета говорили глава городской администрации Ирек Ялалов и представители бизнес-сообщества.
«Без привлечения инвестиций невозможно достичь нашей главной цели - сделать Уфу одним из лучших городов России», - заявил мэр.
Из-за крупномасштабных проектов по модернизации столицы республики назрела необходимость консолидации частного бизнеса, наиболее эффективной формой сотрудничества здесь представляется именно муниципально-частное партнёрство. Термин ещё не регламентирован законодательством, и в каждом регионе его трактуют по-разному. Большинство предпринимателей понимают его как форму государственной поддержки, однако, это не так. Данная схема призвана привлечь ресурсы бизнеса к решению муниципальных задач и реализации социальных проектов. При этом партнёры распределяют риски и ответственность. На сегодняшний день в Уфе для этого сформирована нормативная база. Кроме того, сейчас в Государственной думе России рассматривается закон об основах государственно-частного партнёрства.
В городе уже известен опыт сотрудничества бизнесменов с администрацией. В 2012 году был реализован проект строительства очистных сооружений на средства Инвестиционного фонда РФ, бюджетов республики и города, а также частного инвестора. Общая стоимость проекта составила более 3 млрд. рублей. В результате мощность городских очистных сооружений увеличилась до 500 тысяч кубических метров в сутки, более того — полностью прекратился сброс неочищенных стоков в Белую.
Какой данную схему партнёрства видит банк, рассказал управляющий республиканским отделением «Сбербанка России» Сергей Попов: «Есть инвестор и инициатор проекта. Важно, чтобы у последнего были свои средства в размере 20-30 процентов от суммы кредита». В этом случае муниципальное образование выступает гарантом, который софинансирует организацию, вносящую свой капитал.
Чаще всего трудности возникают в связи с отсутствием у инициатора проекта собственных средств. Тогда партнёрство может помочь инвесторам через выделение целевых субсидий, привлечения других инвесторов и выдачи гарантий. Не исключено и предоставление кредитов путём формирования залоговых фондов.
О готовности бизнес-сообщества к партнёрству доложил председатель Совета директоров ОАО «Госстрой» Кирилл Бадиков. Он подробно рассказал о механизме концессии, который является одной из форм удобных и прозрачных партнёрств между властью и частным предпринимательством. Принцип сводится к тому, что бизнес управляет объектом концессионного соглашения, финансирует текущие затраты и получает при этом доход от оказания услуг, в свою очередь осуществляя выплаты в муниципальный бюджет. Коммерческий риск и расходы по эксплуатации лежат на бизнесмене, объекты же находятся в муниципальной собственности. Срок действия соглашения обычно составляет от 15 до 30 лет. Данные соглашения позволят снять нагрузку на муниципальный бюджет, установить долгосрочные и жёсткие отношения между инвестором и администрацией.
При применении данной формы взаимодействия важна прозрачность механизмов определения концессионной платы, необходимо понимать, какие параметры берутся за основу при её определении. Предпочтителен такой вариант, когда бизнесмен будет заинтересован не только в создании или реконструкции объекта, но и в дальнейшем станет вкладывать инвестиции уже на стадии эксплуатации.
Основную проблему на пути реализации концессионных соглашений Бадиков видит в неосведомлённости частного бизнеса о подобной форме взаимодействия с муниципальными властями: «Необходимо создать такие условия, при которых коммерсант сможет ознакомиться со всем пакетом условий и выбрать для себя наиболее приемлемый».
В планах администрации города — сложный и дорогостоящий проект строительства второй железнодорожной ветки восточного обхода в Уфе. Этот вопрос уже включён в программу развития РЖД. Если в ближайшие 5-7 лет она будет построена, часть грузопотока будет выведена за город, а это порядка 30 тысяч тонн в сутки. Тогда фактически имеющаяся линия Транссибирской магистрали превратится в городскую железную дорогу.
Колоссальные изменения сейчас в земельных отношениях. Около 500 площадок находятся в аренде, но из них более 90 процентов не осваиваются. 250 участков находятся в разработке. И в самое ближайшее время арендаторы будут вынуждены либо осваивать их, либо территории перейдут в ведение муниципалитета.
Привлечения инвестиций ждёт и строящийся коридор М5 — М7, на строительство которого у администрации сейчас не хватает средств. Возможен вариант дальнейшей эксплуатации моста на платной основе.
Нина МАЛЬЧЁНКОВА.