Почему школьные учебники напичканы ляпами и к чему приведёт попытка Минобрнауки России навести порядок?
Орешек знаний тверд!Учебник – как много в этом слове для сердца школьника слилось. Много во всех смыслах. Сегодня вместо одной школьной программы – несколько, вместо одного-двух учебников по предмету – десятки. Вроде есть свобода выбора – учись и радуйся. Но это изобилие нисколько не радует. Мало того, что школы одной страны занимаются по совершенно разным учебникам, причем весьма друг от друга отличающимся, еще и классы в одной школе, в одной параллели могут учиться по разным учебникам, предлагающим принципиально отличающиеся образовательные подходы.
Так, к примеру, происходит в одной из уфимских гимназий – параллель четвертых классов с самого начала получает образование по различным педагогическим системам Занкова, Эльконина-Давыдова и традиционной. То есть, если кто-то из учеников захочет по каким-то причинам перейти из 4А в 4Б, ну в школьной жизни всякое бывает, то просто не сможет этого сделать – после трех лет обучения влиться в новую систему не сможет даже вундеркинд.
Качество самих учебников вызывает массу вопросов, а то, что в них написано, зачастую просто изумляет своей абсурдностью. Однажды, обсуждая в узком кругу «достоинства» одного из самых распространенных учебников математики, человек, более двадцати лет профессионально ею занимающийся, сказал: «Надо учить детей математике, а не фантазиям на ее тему». А некоторые так называемые «умные» учебники по русскому языку, которые якобы заставляют детей думать, просто выводят из себя и детей, и родителей своим оригинальным подходом – сначала дается задание и только несколько страниц спустя – правило к его выполнению. Смысл – догадайся сам! Еще лет пятнадцать назад такое новаторство сочли бы абсурдом, а сегодня этот принцип положен в основу изучения многих фундаментальных предметов в школе.
А ошибки и опечатки… Это просто притча во языцех. Внимательные родители так часто находят их и обнародуют в Интернете, что создается ощущение, будто каждый второй современный учебник кишит авторскими ляпами. Учителям в буквальном смысле приходится проверять не только тетради, но и учебники.
Папа у Васи бессилен в математике
Вот лишь некоторые из ляпов, обнаруженные и обнародованные в Сети родителями и учителями.
В учебнике по математике Л.Петерсон для 3-го класса у детей спрашивают (стр.82): «Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось 100?» . Может, кто-нибудь знает, как?
Авторы многих учебников математики начальной школы очень любят включать в них задачки типа: «На берёзе росло пять яблок, два упало. Сколько осталось?», «На трубе сидели четыре медвежонка. Двое улетели, один упал. Сколько осталось?», «У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?» . Но цель этих оригинальных задач, оказывается, вовсе не в том, чтобы научить детей считать, а в том, чтобы сформировать у них способность логически мыслить и правильное мировоззрение – яблоки ведь не растут на берёзах.
К примеру…
А вот еще несколько примеров:
На берёзе росло пять яблок…
Казнить нельзя помиловать?Да, создание учебников превратилось в бизнес. Причем весьма прибыльный. Чем их больше, тем сытнее живется издательству и авторам. Но куда смотрит Минобрнауки и почему вообще допускает некачественные учебники в школы? Оказывается, до недавнего времени оно вообще имело к ним очень слабое отношение. Экспертизу проводили учёные из Российской академии наук и Академии образования.
Школы же имеют право приобретать и использовать только те учебники, которые входят в федеральный перечень, формирующийся по результатам двух экспертиз – научной и педагогической. Часто те, кто учебники писал, сами же их и инспектировали. Понятно, что госзаказ на выпуск миллионных тиражей учебников сулит авторам немалую прибыль. Более того, в перечне утверждённых министерством издательств можно было обнаружить организации, ранее не издавшие ни одного учебника. Но сейчас не об этом.
В силу правовых пробелов, в этот перечень можно было попасть и никак нельзя было из него выйти – предусматривалась только функция включения, а возможность исключения – нет. Это привело к тому, что до недавнего времени перечень насчитывал порядка трех тысяч школьных учебников. Это в среднем по восемь учебников на предмет в каждом классе. Понятно – в таком огромном количестве и учителям, и родителям, и ученикам трудно сориентироваться и сделать правильный и осознанный выбор.
Новый закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., ужесточил требования к школьным учебникам, входящим в федеральный перечень.
Во-первых, устранен этот правовой пробел, а во-вторых, утвержден новый порядок экспертизы – кроме научной и педагогической, добавлены еще и общественная, и этнокультурная, и региональная. Две последние не обязательны и, как говорится, по желанию.
В результате в этом году перечень сократился почти в 2,5 раза. Новый список из 1 369 пособий утвердило на февральском заседании Минобрнауки. Действовать он будет в течение трех лет.
Издатели же, учебники которых не попали в перечень, пребывают, мягко говоря, в недоумении. Им нужно было повторно пройти уже пройденные научную и педагогическую экспертизы, причем в нереально короткие сроки – до 15 февраля, и по заметно завышенным ценам за ее проведение.
В результате многие просто не успели этого сделать. И за всем этим видят просто войну издательств, благодаря которой, например, самое крупное из них, занимающее почти треть российского рынка учебной литературы, оказалось не у дел – ни один из 104 учебников издательства не попал в утвержденный перечень!
Не попали туда и широко известные пособия Людмилы Петерсон, Леонида Занкова, Льва Выготского и весьма популярный учебник Happy English. Самое интересное, что во многих уфимских школах эти учебники уже закуплены. Родители в панике – не придется ли им еще раз платить за учебники утвержденных авторов. А те, кто еще не успел этого сделать, думают, как им быть – покупать ли следующие части учебников, которые теперь оказались «за бортом»?
Как нам пояснили в Минобрнауки, по уже закупленным учебникам в 2014 году еще можно будет обучаться, а вот в 2015 – уже нет. Сейчас обиженные издательства готовят иски в суды, пишут жалобы в прокуратуру и антимонопольную службу, пытаясь отстоять свои права и добиться признания неправомерности действий министерства.
Если им это удастся, то перечень вынуждены будут пересмотреть, несмотря на то что по закону это можно делать только через три года. И тогда исчезнувшие учебники снова могут оказаться в списке рекомендованных. Так что это история с продолжением. Кто выиграет войну – неизвестно, ясно одно – только не дети, до которых всем ее участникам, кажется, нет никакого дела.
Алла РУБЦОВА.