На ошибках мучаются!

Почему школьные учебники напичканы ляпами и к чему приведёт попытка Минобрнауки России навести порядок?

Орешек знаний тверд!

Учебник – как много в этом слове для сердца школьника слилось. Много во всех смыслах. Сегодня вместо одной школьной программы – несколько, вместо одного-двух учебников по предмету – десятки. Вроде есть свобода выбора – учись и радуйся. Но это изобилие нисколько не радует. Мало того, что школы одной страны занимаются по совершенно разным учебникам, причем весьма друг от друга отличающимся, еще и классы в одной школе, в одной параллели могут учиться по разным учебникам, предлагающим принципиально отличающиеся образовательные подходы.

Так, к примеру, происходит в одной из уфимских гимназий – параллель четвертых классов с самого начала получает образование по различным педагогическим системам Занкова, Эльконина-Давыдова и традиционной. То есть, если кто-то из учеников захочет по каким-то причинам перейти из 4А в 4Б, ну в школьной жизни всякое бывает, то просто не сможет этого сделать – после трех лет обучения влиться в новую систему не сможет даже вундеркинд.

Качество самих учебников вызывает массу вопросов, а то, что в них написано, зачастую просто изумляет своей абсурдностью. Однажды, обсуждая в узком кругу «достоинства» одного из самых распространенных учебников математики, человек, более двадцати лет профессионально ею занимающийся, сказал: «Надо учить детей математике, а не фантазиям на ее тему». А некоторые так называемые «умные» учебники по русскому языку, которые якобы заставляют детей думать, просто выводят из себя и детей, и родителей своим оригинальным подходом – сначала дается задание и только несколько страниц спустя – правило к его выполнению. Смысл – догадайся сам! Еще лет пятнадцать назад такое новаторство сочли бы абсурдом, а сегодня этот принцип положен в основу изучения многих фундаментальных предметов в школе.

А ошибки и опечатки… Это просто притча во языцех. Внимательные родители так часто находят их и обнародуют в Интернете, что создается ощущение, будто каждый второй современный учебник кишит авторскими ляпами. Учителям в буквальном смысле приходится проверять не только тетради, но и учебники.

 

Папа у Васи бессилен в математике

Вот лишь некоторые из ляпов, обнаруженные и обнародованные в Сети родителями и учителями.

В учебнике по математике Л.Петерсон для 3-го класса у детей спрашивают (стр.82): «Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось 100?» . Может, кто-нибудь знает, как?

Авторы многих учебников математики начальной школы очень любят включать в них задачки типа: «На берёзе росло пять яблок, два упало. Сколько осталось?», «На трубе сидели четыре медвежонка. Двое улетели, один упал. Сколько осталось?», «У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?» . Но цель этих оригинальных задач, оказывается, вовсе не в том, чтобы научить детей считать, а в том, чтобы сформировать у них способность логически мыслить и правильное мировоззрение – яблоки ведь не растут на берёзах.

К примеру…

  • Авторы учебника «Биология. Животные» для 7-го класса О. А. Корнилова, И. Н. Былинкина просят детей «понаблюдать за характером применения хвоста домашней кошкой (собакой)» .
  • В учебнике «Литературное чтение» для первоклашек (автор Э. Кац) задают детям вопрос: «Почему Юле кажется, что она сошла с ума?» .
  • В учебнике «Биология» для 8-го класса 2008 г. (А. Г. Драгомилов) издательства «Вентана-Граф» детей учат: «Термический ожог промыть холодной водой, протереть спиртом, одеколоном или раствором марганцовки». То есть дожечь то, что не сожгли.
  • Но всех превзошёл учебник ОБЖ для семиклассников , выпущенный издательством «Просвещение», где автор И. Торопов рассказывает детям об эрогенных зонах, объясняя, что «прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение».
  • А вот еще несколько примеров:

  • «Физика», А. В. Пёрышкин, 7-й класс . В таблице под заголовком «Средняя скорость движения некоторых тел…» пишут: «Автомобиль «Жигули» – 60 м/с» . То есть 216 км/ч. Неплохо!
  • «Физика», В. А. Касьянов, 10-й класс. «…Перемещение звёзд и планет по звёздному куполу» . Оказывается, есть звёздный купол?
  • «Русский язык», А. В. Полякова, 3-й класс, 1-я часть. В задании нужно отгадать слово, вписав по нескольку букв из названий птиц, изображённых на картинках. Получается «гуснеица» . Это какой-то новый зверь?
  • «Окружающий мир», Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, 3-й класс. По мнению авторов, масштаб 1:25 000 означает, что в 1 см содержится 25 000 см, что равно 250 км. А не 250 м?
  • В рабочей тетради по информатике для 2-й класса издательства «Баласс» (автор Горячев) написано: «На обоих осях» . Слово ось женского рода, поэтому правильно – «на обеих осях».
  • На берёзе росло пять яблок…

    Казнить нельзя помиловать?

    Да, создание учебников превратилось в бизнес. Причем весьма прибыльный. Чем их больше, тем сытнее живется издательству и авторам. Но куда смотрит Минобрнауки и почему вообще допускает некачественные учебники в школы? Оказывается, до недавнего времени оно вообще имело к ним очень слабое отношение. Экспертизу проводили учёные из Российской академии наук и Академии образования.

    Школы же имеют право приобретать и использовать только те учебники, которые входят в федеральный перечень, формирующийся по результатам двух экспертиз – научной и педагогической. Часто те, кто учебники писал, сами же их и инспектировали. Понятно, что госзаказ на выпуск миллионных тиражей учебников сулит авторам немалую прибыль. Более того, в перечне утверждённых министерством издательств можно было обнаружить организации, ранее не издавшие ни одного учебника. Но сейчас не об этом.

    В силу правовых пробелов, в этот перечень можно было попасть и никак нельзя было из него выйти – предусматривалась только функция включения, а возможность исключения – нет. Это привело к тому, что до недавнего времени перечень насчитывал порядка трех тысяч школьных учебников. Это в среднем по восемь учебников на предмет в каждом классе. Понятно – в таком огромном количестве и учителям, и родителям, и ученикам трудно сориентироваться и сделать правильный и осознанный выбор.

    Новый закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., ужесточил требования к школьным учебникам, входящим в федеральный перечень.

    Во-первых, устранен этот правовой пробел, а во-вторых, утвержден новый порядок экспертизы – кроме научной и педагогической, добавлены еще и общественная, и этнокультурная, и региональная. Две последние не обязательны и, как говорится, по желанию.

    В результате в этом году перечень сократился почти в 2,5 раза. Новый список из 1 369 пособий утвердило на февральском заседании Минобрнауки. Действовать он будет в течение трех лет.

    Издатели же, учебники которых не попали в перечень, пребывают, мягко говоря, в недоумении. Им нужно было повторно пройти уже пройденные научную и педагогическую экспертизы, причем в нереально короткие сроки – до 15 февраля, и по заметно завышенным ценам за ее проведение.

    В результате многие просто не успели этого сделать. И за всем этим видят просто войну издательств, благодаря которой, например, самое крупное из них, занимающее почти треть российского рынка учебной литературы, оказалось не у дел – ни один из 104 учебников издательства не попал в утвержденный перечень!

    Не попали туда и широко известные пособия Людмилы Петерсон, Леонида Занкова, Льва Выготского и весьма популярный учебник Happy English. Самое интересное, что во многих уфимских школах эти учебники уже закуплены. Родители в панике – не придется ли им еще раз платить за учебники утвержденных авторов. А те, кто еще не успел этого сделать, думают, как им быть – покупать ли следующие части учебников, которые теперь оказались «за бортом»?

    Как нам пояснили в Минобрнауки, по уже закупленным учебникам в 2014 году еще можно будет обучаться, а вот в 2015 – уже нет. Сейчас обиженные издательства готовят иски в суды, пишут жалобы в прокуратуру и антимонопольную службу, пытаясь отстоять свои права и добиться признания неправомерности действий министерства.

    Если им это удастся, то перечень вынуждены будут пересмотреть, несмотря на то что по закону это можно делать только через три года. И тогда исчезнувшие учебники снова могут оказаться в списке рекомендованных. Так что это история с продолжением. Кто выиграет войну – неизвестно, ясно одно – только не дети, до которых всем ее участникам, кажется, нет никакого дела.

    Алла РУБЦОВА.

    Ещё новости о событии:

    Учебник по математике для первых-четвертых классов Людмилы Петерсон исключат из рекомендованных Минобрнауки РФ пособий.
    14:46 14.04.2014 Уфа1.Ru - Уфа
    Учебники с ошибками (1) - Молодёжная газета
    Почему школьные учебники напичканы ляпами и к чему приведёт попытка Минобрнауки России навести порядок?
    13:54 14.04.2014 Молодёжная газета - Уфа
     
    По теме
    20 марта 2024года специалисты Инспекции в рамках реализации мероприятий по налоговой культуре и грамотности населения провели занятие в ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж.
    27 марта 2024 г. обучающиеся СОШ №5 Павловских (малых) медицинских классов города Кумертау посетили университет.
    На площадке Евразийского НОЦ обсудили проект по функциональному питанию Ученые БашГАУ активно работают в данном направлении На площадке Кампуса Евразийского НОЦ состоялось совещание по реализации проекта по функцио
    Сегодня, 28 марта 2024 года на базе МАДОУ детский сад «Миляш» состоялось совещание заведующих, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений и воспитателей групп дошкольного образования при школах.
    В настоящее время имеются серьезные угрозы вовлечения детей и подростков через социальные сети в противоправную деятельность, предложения за деньги или под риском жизни и здоровья близких совершить теракт.
    Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Анзор Музаев рассказал, что до конца апреля текущего года будет утверждено новое расписание Единого государственного экзамена,
    «Вкусный путь» ведёт… в Нефтекамск! - Красное Знамя В Уфе состоялся республиканский конкурс профессионального мастерства «Вкусный путь», в котором приняли участие порядка двадцати команд со всей республики, в том числе и повара компании «ИП Умурбаева» из г.Нефтекамска.
    Красное Знамя
    Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
    Башинформ
    Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
    УФССП по Республике Башкортостан
    В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
    Красное Знамя
                                                                                                            На заседание Совета                                                                                              
    ОМВД по Нефтекамску
    В Уфе наградили победителей республиканских конкурсов для учителей - Сетевое издание Республика Башкортостан В ГКЗ «Башкортостан» состоялась церемония награждения победителей межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы» и региональных конкурсов «Молодой учитель года», «Учитель года Башкортостана»,
    Сетевое издание Республика Башкортостан