В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проведена проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных на модернизацию системы профессионального образования республики.
На территории республики функционирует 109 профессиональных образовательных организаций, учредителями которых являются органы исполнительной власти.
В данных учреждениях обучается 74 тыс. чел., из них 29,0 тыс. чел. – по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, 45 тыс. чел. – по программам подготовки специалистов среднего звена.
Подготовка ведется по 137 специальностям и 69 профессиям.
В настоящее время в центре внимания государственной стратегии в области профессионального образования и профессионального обучения находятся вопросы развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.
С 2011 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы «Развития образования» на основе реализации механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей в 30 пилотных регионах реализуются комплексные программы развития профессионального образования.
Республика Башкортостан выступила одной из пилотных площадок.
В июле 2011 года постановлением Правительства утверждена «Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан».
Государственным заказчиком программы выступило Министерство образования республики.
Основной целью программы является обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития республики.
В дальнейшем программа вошла в государственную программу «Развитие образования в Республике Башкортостан».
Внесенными изменениями в государственную программу включена новая подпрограмма «Модернизация системы профессионального образования Республики Башкортостан», при этом ранее действующая Комплексная программа не отменена.
Как показала проверка с июня 2014 года, в республике одновременно действуют две аналогичные программы:
«Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан» и «Модернизация системы профессионального образования Республики Башкортостан», цели и задачи реализации данных программ идентичны.
Анализ соответствия мероприятий и целевых индикаторов программы нормативным правовым актам показал, что программа «Модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан» не содержит индикаторы, позволяющие оценить степень исполнения майского Указа Президента РФ в части разработки комплекса мер, направленных на обеспечение доступности образовательных организаций среднего профессионального образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а так же создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов.
Программа не содержит мероприятий по созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций, что предусмотрено Программой деятельности Правительства Республики на срок своих полномочий и Планом мероприятий («дорожной картой») Министерства образования республики.
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет трех источников финансирования: средства бюджета Республики Башкортостан, федерального бюджета и внебюджетных источников.
В целом за последние три года на реализацию мероприятий по модернизации системы профессионального образования направлено 558 млн. руб. Наибольший объем финансирования (230,0 млн. руб. – 41%) это средства республиканского бюджета, практически столько же (224 млн. руб. - 40%) вложили работодатели.
Анализ обоснованности распределения и целевого использования бюджетных средств показал следующее.
1. Порядок предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству, на основании которого производилось распределение средств, не предусматривает расходы на реализацию мероприятий, проводимых в рамках государственных программ (подпрограмм).
2. Положением о государственной поддержке подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств, на основании которого проводились конкурсные процедуры, перераспределение средств, в случае невыполнения условий конкурса получателями господдержки, не предусмотрено.
3. При проведении конкурсного отбора профессиональных образовательных организаций не соблюдалась система оценки результатов.
4. В Положении о Министерстве не предусмотрена функция по согласованию предложений по контрольным цифрам приема, определяемым органами исполнительной власти Республики, для находящихся в их ведении организаций.
5. Министерством своевременно не вносились изменения в объемы финансирования Комплексной программы модернизации в соответствие с фактическим поступлением средств, а также мероприятиями, утвержденными планами-графиками.
6. Оценка качества образовательной деятельности среднего профессионального образования Министерством не проводилась.
В ходе встречных проверок, проведенных в четырех профессиональных образовательных организациях, выявлены факты неэффективного использования оборудования, не соблюдения требований федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нарушения в ведении учета, приобретенного оборудования.
Так, одним из мероприятий модернизации системы профессионального образования является проведение мониторинга выполнения Комплексной программы. В июле 2014 года на создание автоматизированной системы мониторинга Республиканскому учебно-научному методическому центру выделено 3 млн. руб. Работы выполнялись физическими лицами на основании гражданско-правовых договоров. Согласно заключенным договорам подготовку технических заданий, приемку и контроль выполненных работ, осуществляли одни и те же лица.
В ходе проверки технические задания, протоколы приемки работ комиссии не представлены. Аналитические отчеты не определяют необходимых требований к созданию автоматизированных систем.
В ходе встречной проверки автоматизированная система мониторинга не работала. По пояснению директора Центра система в тестовом режиме запущена в феврале 2015 года в двух образовательных организациях, в промышленную эксплуатацию система не введена. В реестре государственных автоматизированных систем программа не зарегистрирована.
В связи с ненадлежащим учетом основных средств в Уфимском машиностроительном колледже комиссия не смогла подтвердить фактическое наличие оборудования, приобретенного в рамках программы модернизации системы профессионального образования.
Нефтекамским, Уфимским многопрофильными колледжами и Уфимским художественно-промышленным колледжем средства, выделенные на обеспечение условий для реализации образовательных программ, адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья, фактически направлены на приобретение компьютерной техники.
Несмотря на недостатки, выявленные в ходе распределения и использования бюджетных ассигнований, выделенных на модернизацию системы профессионального образования, необходимо отметить, что целевые индикаторы установленные программой в целом выполнены.
Разработано и внедрено 14 инновационных образовательных программ, создано 6 – многофункциональных центров прикладных квалификаций, 26 – отраслевых ресурсных центров.
Республике четвертый год подряд выделяется одна из больших квот на получение стипендии Правительства России для обучающихся в образовательных учреждениях профобразования по специальностям, обеспечивающим приоритетные направления модернизации и технологического развития отечественной экономики (более 300 стипендий ежегодно).
По итогам 2014 года Министерством экономического развития Республики Башкортостан дана высокая оценка эффективности реализации госпрограммы «Развитие образования Республики Башкортостан».
В то же время сохраняются вопросы по обеспеченности студентов жилой площадью, необходимостью проведения капитального ремонта учебных корпусов, обеспеченности студентов компьютерной техникой. По данным показателям мы занимаем 14 место среди субъектов ПФО.
Также важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, остается его интеграция с производственной сферой.
Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях.
По итогам проверки Министерству образования республики направлены предложения по принятию ряда нормативных правовых актов и улучшению эффективности системы профессионального образования Республики Башкортостан.