Уфа мусульманская (древняя). Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 28


Хотя Уфа была и остаётся в рядах славных российских (русских) городов, с древнейших времён судьба нашего города тесно связана с историей мусульманских тюркоязычных народов.



Примерно с конца XV века, судя по работам московского историка В.В. Трепавлова, на территории Уфы находилась cтa-вка ногайских наместников.

Первым здесь обосновался Ямгурчи около 1480-х годов. Приблизительно в 1522 – 1538 годах наместником служил Хакк-Назар, впоследствии знаменитый казахский хан (Акназар башкирских преданий). Расположенная на полуострове и хорошо защищённая Уфа привлекала в первую очередь покорителей края, здесь ключ южного Предуралья, поэтому каждый кто завоёвывал эти земли тут же появлялся на уфимском полуострове.

Нет достоверных источников как выглядела ногайская cтa-вка на территории Уфы. Ногайцы вообще относятся к так называемым «чистым, классическим» кочевникам, как калмыки, их военно-политические центры были небольшими поселениями. Вот что пишет П.И. Рычков в своей знаменитой работе «Топография Оренбургская»:

«О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым Нагайские ханы, изстари живучи в здешних местах, город свой именовали». Башкирский старшина Ногайской дороги Каратабынской волости Кедряс Муллакаев сообщал, что «задолго до покорения Российскому скипетру Казанского царства и Башкирцев, на самом том месте, где ныне город Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине вёрст на десять».

Хотя эту фразу поклонники градбашкортов стараются присобачить к якобы древнему городу, аж непрерывно существовавшему на месте Уфы с V по XVI века, речь здесь идёт о ногайском городище-cтa-вке. При последнем легендарном Ногайском хане этот военно-политический центр находился «на том Уфимском месте... тогда Туратав именовали (а ныне Казаньтав называют)». То есть ногайская cтa-вка именовалась и Уфа, и Тура-тау (крепость на горе), и Казань-тау (казанская гора). Последнее прозвище не должно удивлять читателей, что наша Уфа Казанью звалась. В те времена на огромных просторах вокруг существовал единственный город Казань (сказки некоторых профессоров ещё не были известны), слова город и Казань стали синонимами. По такому же принципу возникли имена, к примеру, Стамбула и Таллина.

Слово Стамбул восходит к греческой фразе «ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)» – (идти) «в город» или «к городу», хорошо знa-кoмое греческое слово «полис» (город), отсюда политика и пр., лежит в основе. Кочевники арабы и затем турки, ещё не имевшие развитой городской цивилизации, так именовали огромный Константинополь. Также не знавшие городов эсты с древности звали построенный датскими рыцарями город Ревель как «Tallinn(a)», в эстонском языке – «taani linn» («датский град») и пр. И у башкир ногайское городище Уфа / Тура-тау отождествлялось с единственным городом в округе Казанью.

Историк Трепавлов приводит ещё туманное свидетельство, что ногайская cтa-вка на уфимском городище именовалась Имэн-кала, ссылаясь на неопубликованное шежере Гирает-бия. Уфа служила конечным пунктом перекочёвок ногаев. Так, в 1613 году сообщали, что ногаи «на весну будут кочевать под Уфинский город, как снег сойдёт».

Приведённые академиком П.П. Пекарским свидетельства о возникновении русской Уфы в 1586 году показывают, что, к моменту переговоров русских и ногайских дип-лoматов в Астpa-xани осенью 1586 года, ногайское городище было уже несколько десятилетий заброшено. Ногайский бий Урус писал Ивану Грозному: «ты на четырёх местах хочешь горо(ды) ставити на Уфе да на Увеке, да на Со(маре), да на Белой Воложке. А теми местами мои деды и отцы владели». Ни о каких существовавших к тому времени городах речь не шла. Ногайцы не предъявили претензий московском дьякам, чего это, мол, вы в нашем городе Уфе поселились. И башкирские легенды показывают уход ногайцев на юг, в степи.

А что сохранилось от ногайской cтa-вки? В источниках почти нет свидетельств, да в общем никто это не изучал. Попробуем реконструировать ногайскую Уфу / Тура-тау / Казань-тау.

В конце XIX века проживавший в Уфе археолог-любитель Александр Васильевич Черников-Анучин по-пытался реконструировать облик ногайского городища. Процитируем фрагмент его статьи (cмo-тpи книжку «Судьба редактора» на моём сайте): «Тура-Тав или Уфа, по преданию, был большой город, расположенный на тех же местах горы Тура-Тау, где теперь и нынешний город Уфа, и служил главным центром башкирии, откуда, первоначально, собственные князья, а потом Болгары и Ногаи, управляли страною. Ханская cтa-вка (резиденция), находилась тогда на месте, занимаемом зданиями семинарии и училища до "Черкалихина оврага", а старшины, батыри (наездники) и разный служивый люд жили на местах стa-poй Уфы, что на левой стороне ключа Сутолоки, а по башкирски и татарски Су-талак (водо-раздел), на Случевской горе и где ныне Успенский мужской монастырь и дача гг. Новиковых, на так называемом "Чёртовом городбище". Некоторые места были укреплены земляными валами, в средине которых помещались городские обыватели в землянках, лубочных балаганах и кошемных кибитках (юртах или кошах), а по углам, на высоких местах, были сторожевые башни из дерева и дикого (известкового) камня, следы которых хорошо были видны ещё в конце XVIII ст., а от укреплений, вроде цитаделей, и до сих пор сохранились останки одного из таковых на "Чёртовом городище"».

Если просеять рассуждения Черникова-Анучина, то кроме умозрительных реконструкций встречаем упоминание о конкретных фактах. Неизвестно откуда, но Черников-Анучин (родился около 1836 года) знал об остатках сторожевых башен из дерева и дикого камня, сохранявшихся до конца XVIII столетия.

Александр Васильевич принадлежал к одной из самых старинных дворянских фамилий Уфы и, возможно, слышал какие-то семейные предания. Из туманных размышлений Черникова-Анучина логично предположить, что остатки сторожевых башен стояли на высоких местах по берегам Белой, где-то возле семинарии и духовного училища, примерно на отрезке от совр. мечети до БашГУ.

В ногайскую Уфу им включено и Чёртово городище, древний археологический пa-мятник, что лежит за территорией совр. санатория «Зелёная Роща» на крутом обрыве Уфимки. П.И. Рычков в конце XVIII века тоже связывал его с ногайцами: «над самою рекою Уфою от города верстах в пяти, в весьма высоком и прекрасном месте, поныне видно Татарское городище, где, как сказывают, Нагайские ханы живали».

Не прошёл мимо ногайской эпохи и краевед Руф Гаврилович Игнатьев (cмo-тpи второй том его сочинений на моём сайте). В частности, он приводит интересное предание «об Уфимских нагаях. В 2 вер. от городища паслись на лугу близ р. Уфы табуны хана Нагая, под приcмo-тpом старшины над ханскими пастухами Терегула, Терегул был тиран, мучил своих пастухов и, выведенные из терпения, пастухи зарезали Терегула тут же на пастбище, и с тех пор прозвалось это место "Терегулова-лука" или луг Терегулов, так он и теперь называется».

Затем Игнатьев добавлял, что «с южной стороны местность, окружающая чортово городище, представляет место лесистое и обрывистое; таковая местность идёт к р. Уфе; берег реки – это сенные покосы, называемые "Терегуловою-лукою" в старину, а теперь Терегуловым лугом. Терегулов луг примыкает к лесистой местности и к пашням, тоже подходящим к городскому выгону. ... Мы уже говорили о том предании, которое ходит в народе об этом луге, где паслись ханские стада; этот луг носит ещё и прозвище городбища, уже не знаем от чего и откуда происходящее; народ теперь его не знает, но оно было встарь, а теперь всеми забыто, иначе содержатель перевоза, стрелец Антон Дудкин, не называл бы так терегулов луг».



В своей челобитной уфимскому воеводе Дудкин в 1676 году просит отдать ему в содержание перевоз чрез р. Уфу, под «Терегуловым городбищем». Но, рассуждал Игнатьев, Дудкин перевоз скорее находится под чортовым городищем, нежели терегуловой-лукой или Терегуловым лугом.

Действительно, в ***V томе «Известий Геологического комитета» за 1916 год в статье Н.Н. Яковлева находим план города Уфы, явно старинный, там показано ещё прежнее устье Дёмы, где чётко видно «Урочище Терегулово» под горой возле Каменного перевоза. Это полуостров, образуемый рекой Уфой. Сразу за автомобильным мостом на Каменной переправе, выше река Уфа совершает крутой изгиб, к которому можно спуститься с улиц Колгуевской, Софьи Перовской, Авроры. Это и есть Терегулов луг или лука (а старинное русское слово «лука» и означает изгиб, поворот).

Кстати, Р.Г. Игнатьев пытался суммировать ногайские следы в истории Уфы: пa-мятником бывшим жителям Уфы служили переправа чрез реку Белую в южном направлении, перевоз так и именовался «Нагайским», в самом городе протекает речка «Нагайка», в 12 верстах от города есть село «Нагаево», а берег реки Белой в виду города прозывался ещё в XIX столетии «Нагайская сторона».

Итак, попробуем обобщить имеющуюся информацию. Ногайская топонимика в Уфе очень логична. Единственная удобная переправа через многоводную тогда Белую, где оба берега пологие, там сейчас стоят два автомобильных моста, в южном направлении – к Ногайской стороне (дороге) веками называлась Ногайская переправа. Рядом, выше автомостов из берега торчит труба, по которой вытекают жалкие стоки – это и есть устье речки Ногайки, которая с притоками-ручейками протекала в оврагах между улиц Пушкина, Окт. революции и Коммунистической.

Судя по туманным словам А.В. Черникова-Анучина вдоль крутых обрывов Белой в сторону мечети стояли сторожевые башни из дерева и дикого камня для контроля за забельской поймой, отсюда далеко всё просматривается. Такой же военный пункт находился на древнем Чёртовом городище, возле него начиналась дорога в Сибирь (Дудкин перевоз). А благодатные прибельские пойменные луга, где Белая и Уфимка делают крутые излучины в сторону Каменного перевоза, служили местом выпаса конских табунов ногайских властителей. Кстати, тоже логично. Они паслись под прикрытием реки, не угнать, не убежать. Вот злобный Терегул и измывался над пастухами.

Конечно, исключая романтические вирши Черникова-Анучина, не имеется никаких представлений, как выглядела ногайская Уфа. Но если учесть, что ногайцы считаются классическими кочевниками, скорее всего, на большом пространстве от совр. БашГУ до санатория «Зелёная Роща» на полянах среди лесов стояли шатры, юрты, какие-нибудь постройки, на стратегических крутых обрывах Белой и Уфимки были возведены какие-то сторожевые наблюдательные башни, рядом паслись табуны скота. Не случайно К. Муллакаев вспоминал о великом городе, «который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине вёрст на десять».

Свидетельство башкирского старшины точно укладывается в ногайскую топонимику Уфы, эти самые десять вёрст и будут, если прогуляться по указанному маршруту.

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»
 
По теме
Строительство арочного моста через Белую проходит под неустанным наблюдением уфимцев.
- У кого-то начался дачный сезон, а у нас в разгаре - строительный. Зимой, конечно, тоже работы ведутся, но летом, пока погода позволяет, надо успеть больше,
Плох солдат, не мечтающий стать генералом, и плох муниципальный служащий, не мечтающий стать начальником или даже… чего в жизни не бывает – главой района!
- Они меня уже узнают, - Марина Викторовна кивает на галдящих уток, которые, мешая друг другу, спешат урвать свою порцию хлебных крошек.
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» состоялось профсоюзное собрание - Центр стандартизации, метрологии и сертификации В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» подвели итоги выполнения в 2023 году социальных обязательств со стороны руководства и деятельности профсоюзной организации, членами которой являются 100 процентов сотрудников.
Центр стандартизации, метрологии и сертификации
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа