Мошенничество мобильных операторов - миф или правда

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
Оператор/Услуга/Подключение
Как защититься от списаний
Мошенничество мобильных операторов - миф или правда
Фото: www.ufa.kp.ru
Пожилые люди все чаще попадаются на обманки при использовании мобильного телефона Евгений КРЕСТНИКОВ

В своем околотке я уже телефонным шаманом стал, постоянно бабушкам соседским отрубаю невесть откуда взявшиеся на их номерах услуги/подписки и выставляю запреты на новые подключения. Такое вот «спасибо деду за победу» от сотовых операторов - вкрячим деду подписочку и пару ненужных услуг, авось сослепу не заметит. Главный хит моей коллекции: Tele2 подписала одноногую пенсионерку на автоштрафы, хотя бабушка только на коляске по дому рассекает и за это ГИБДД пока не штрафует. Обнаруживают «подарочек» старики, только когда деньги со счета начинают утекать с невиданной скоростью - уже потеряв несколько сотен рублей.

Невиноватая я - он сам кнопочку нажал

Эпоха повышения доходов сотовых операторов за счет новых абонентов давно в прошлом - рынок поделен. На нынешнем этапе главный показатель - средняя выручка с одного пользователя. Тут включается принцип «курочка по зернышку - весь двор в дерьме». Пять - десять рублей в день за услугу вроде «мелодия вместо гудка» - копейки. Но когда они капают в течение месяцев, да с миллионов абонентов, получаются вполне себе ощутимые миллиарды. Зачастую о подключении этих дополнительных услуг абонент даже не догадывается. Или думает, что услуга бесплатна.

- У нас нет услуг, которые сначала были бесплатными, а потом неожиданно становятся платными. В тарифы «Смарт» и «Хайп» входит бесплатная опция Гудок с промопериодом, но как только промопериод заканчивается, гудок автоматически отключается у абонента, - сообщили «КП» в пресс-службе МТС.

Похожий ответ дали и в «Билайне»:

- При предоставлении некоторых информационно-развлекательных услуг может предоставляться бесплатный период, но абонент всегда сам подтверждает подключение услуги (в том числе на бесплатный период). При этом информацию о стоимости услуги абонент получает в виде СМС-сообщения сразу после того, как он самостоятельно подключил услугу, так и в последний день бесплатного периода с напоминанием о том, что с завтрашнего дня услуга станет платной. Сообщение всегда содержит информацию о способе отключения.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Действительно, при подключении услуги всегда отправляются информационные сообщения и до завершения бесплатного периода от нее можно отказаться без потери денег, но сотовый оператор рассчитывает на вашу невнимательность. Дьявол кроется в мелочах. А пенсионеры и дети в массе своей вообще беззащитны перед таким «маркетингом». Дети и старики просто не знают, что сообщение от оператора им чем-то грозит. Пожилые к тому же плохо видят, а иные просто не умеют читать SMS. Но попадаются и продвинутые пользователи - автору этих строк «Билайн» несколько лет назад заменил гудки ритмами российской эстрады на тарифном плане для мобильного интернета. Сложно своевременно прочесть SMS, когда SIM-карта вставлена в модем, а тот подключен к роутеру. Никакого подтверждения при этом не потребовалось, хотя техническая поддержка оператора впоследствии утверждала, будто я отправил сообщение «оk» в ответ на предложение о подключении услуги. Судя по всему, в моем TP-Link MR3020 завелся искусственный интеллект.

Оператор/Услуга/Подключение

Подписной пылесос

Практически все российские мобильные операторы (кроме, пожалуй, Йоты) предоставляют платные подписки на кучу дополнительных информационных сервисов от своих партнеров (контент-провайдеров): от рассылки гороскопов до онлайн-просмотра видео. Оплата за подписку списывается со счета номера. Часть этих денег в качестве комиссии остается сотовому оператору. Среди контент-провайдеров попадаются и откровенные мошенники, которые готовы навязать услуги даже незаконным способом. Поселившийся в смартфоне вирус может совершать звонки или отправлять SMS на короткие номера подключения услуг. Но самое главное - подписаться можно даже через браузер на сайте партнера. Для этого достаточно подключиться к мобильному интернету, зайти на сайт и нажать специальные кнопки для подтверждения своих намерений. Так это работает у добросовестных контент-провайдеров. Мошенники же могут замаскировать кнопку подписки под какую-то совершенно безвредную ссылку. А во многих случаях пользователю даже не придется ничего нажимать - вредоносная программа сама все сделает.

Как защититься от списаний

Сообщения о подключенной подписке от оператора действительно приходят. Но неискушенные абоненты пропускают их как ничего не значащий спам. Подписки обычно не дешевые: 30 - 40 руб. в день. Вот вроде положил на счет 400 руб. и уверен, что на месяц хватит, а тут через пять дней получаешь СМС: «Ваш баланс стремится к нулю».

- Положишь 200 руб. на счет, а через пару дней снова: «Папа, у меня номер заблокирован за неуплату». Звоню оператору, отключаю подцепленную подписку. А поставить принудительный запрет на любые подписки вроде как невозможно. Девочки-мальчики-операторы говорят, дескать, не могут ограничивать свободу абонентам. Зато предложили мне услугу родительского контроля - возможность видеть и блокировать подключаемую на номер ребенка подписку. Только услуга эта тоже платная - оператор из любого положения хочет деньги с меня взять. После очередного такого списания в 450 руб. за какую-то хрень, типа «подписка на лучшие видеоприколы», взбесился. Написал открытую жалобу на странице оператора в Facebook. Передо мной извинились, вернули 450 руб. И, о чудо, сделали-таки запрет на платные подписки - оказывается, возможность есть, - рассказывает москвич Антон.

Услуга «Запрет контента (черно-белые списки)» в «Билайне» действительно уже в списке архивных. У поставивших запрет ранее абонентов она еще работает, но для дальнейшего подключения уже недоступна. Этот оператор большой тройки первый отменил блокировку контента (подписок). У остальных такая возможность пока есть, хоть и не афишируется. В МТС, например, запрет контента нельзя включить из личного кабинета - только командой-звонком на специальный номер (USSD-командой) или звонком в абонентскую службу. Еще одна возможность, которую операторы не афишируют, - отдельный лицевой счет для услуг контент-провайдеров. Заводить который по требованию абонента их обязывает российское законодательство. Если держать этот счет пустым, то и подписки подключаться не смогут.

 
По теме
На заседании Правительства Башкортостана под руководством Премьер-министра Андрея Назарова рассмотрели порядок оказания поддержки проектам по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
В Уфе прошел концерт «Крымская весна» - Единая Россия Сегодня в Республике Башкортостан, как и в других регионах нашей большой страны прошел концерт «Крымская весна», посвященный десятилетию воссоединения Крыма с Россией.
Единая Россия
В Башкирии мелиораторам добавят поддержки - Сетевое издание Республика Башкортостан Вопросы поддержки проектов по мелиорации земель сельхозназначения были вынесены сегодня на обсуждение участников заседания правительства региона.
Сетевое издание Республика Башкортостан
Неделя профилактики инфекционных заболеваний - ГАУЗ РВФД Забота о здоровье – это залог крепкого иммунитета и активной жизни. Вместе мы можем принять простые, но эффективные меры, чтобы защитить себя и окружающих от различных инфекций: Соблюдение гигиены:
ГАУЗ РВФД
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
РОО Собор русских Башкортостана
В Уфу пришла «Крымская весна» - Сетевое издание Республика Башкортостан Сегодня в Государственном концертном зале «Башкортостан» в Уфе состоялся праздничный концерт «Крымская весна», посвященный десятилетию воссоединения Крыма с Россией.
Сетевое издание Республика Башкортостан