Молох по имени «Прибыль»

Кирилл МОСКВИН
             


 

Катастрофы нового типа

В фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод – герои смотрят телевизор, а с экрана веселые куплетисты Нечаев и Рудаков распевают сатирическую песенку:

 

Чтоб построить новый дом,

Динамита грянул гром…

Не взорвался старый дом –

Рухнул новый за углом!

 

Сегодня все обстоит несколько иначе. Некоторое время назад звучала масса апокалиптических рассуждений о том, что запас прочности советской инфраструктуры исчерпан и скоро по всей стране начнутся катастрофы. Катастрофы и впрямь не редкость, только вот ведь какое дело – происходят они либо с новоделами (вспомним обрушение аквапарка в Москве), либо в результате отвратительного технического обслуживания инфраструктуры, машин и механизмов, работающих с советских времен.

Конечно, было бы абсурдом утверждать, что раньше катастроф не случалось. Они были. Но нынешние времена дают нам все новые и новые примеры катастроф нового типа – катастроф, которые можно было предотвратить, причем пред-
отвратить до обидного легко. Есть у них и еще одна отвратительная особенность: очень редко несут ответственность те, кто в них виновен.

 

Причины мнимые и настоящие

После катастрофы с теплоходом «Булгария» досужие комментаторы поспешили сообщить, что виной всему сам корабль, – мол, ему больше 50 лет! Однако полвека для корабля – это еще далеко не старость. Самый старый в мире корабль работает в Норвегии – по информации сайта sea-transport.ru, колесный пароход «Скибладнер» спущен на воду 155 лет назад и, хотя дважды тонул, сейчас чувствует себя вполне неплохо, совершая регулярные рейсы по озеру Мьоса. Чуть менее «зрелые» старички-пароходики ходят по рекам и каналам Германии. До сих пор в строю и парусные барки «Седов» и «Крузенштерн», хотя в нынешнем году первый отметит свое 90-летие, а второму исполнится 85.

Так что возраст корабля совсем не показатель его состояния, – впрочем, это правило применимо практически к любой вещи, машине, конструкции. При должном уходе, при бережном отношении, при соблюдении правил эксплуатации долго служить могут и ботинки, и велосипед, и железнодорожный мост; а если наплевательски к ним относиться, ничего хорошего не жди.

Именно так и произошло с «Булгарией».

А потом Премьер-министр сказал, что причина катастрофы кроется в желании судовладельцев получить прибыль.

Это верные слова.

Но это не вся правда – даже не половина ее.

 

Победная поступь «оптимизации»

Да, очень многие катастрофы последних лет вызваны именно желанием извлечь максимальную прибыль. «Эффективные собственники» экономят на всем, до чего дотянутся: без конца «оптимизируется» численность сотрудников и внутренняя структура предприятий, сокращаются затраты на разного рода «маловажные» вопросы. Все реже появляются в цехах и ангарах люди в спецовках – контролеры, слесари, наладчики. Возможно, их сермяжный вид режет глаз обитателям кондиционированных офисов и поклонникам строгих костюмов: фи, мужичье! А уж мысль о том, что каждый, кто в спе­цовке, еще и зарплату получает, так и вовсе словно нож острый. И вот уже слышится – да зачем они нужны, эти слесаря да техники? Ведь все «и без них работает»! На резонное возражение, что все работает именно потому, что слесаря и наладчики все вовремя чинят, следует ответ: вот когда сломается, тогда и вызовем! Но тратиться «всегда» не желаем!

И под нож идут должности, увольняются люди.

Поначалу все даже может быть хорошо: издержки снизились, цифры прибыли подросли… А потом – конечно же, «внезапно» – разносит в лоскуты гидроагрегат на ГЭС или падает очередной самолет. Десятки людей отправляются на кладбище в гробах, которые родственникам ненавязчиво рекомендуют не открывать.

А техников вызывать уже поздно.

 

«Невиноватые мы!»

Признавать свою вину «эффективные менеджеры», конечно же, не торопятся. Когда сгорела энергоцентраль под Петербургом, причину нашли быстро: «сказались ошибки при строительстве, инженеры в 50-х чего-то там недосмотрели». Говорилось это с известным выражением лица: мол, ну а чего вы ждали от этих совковых инженеров? Однако централи было почти 60 лет, и при наличии нормального техобслуживания все работало без нареканий, никакие «ошибки проектирования» на стабильной работе не сказывались. Но стоило «оптимизировать затраты» на обслуживание, и авария не заставила себя ждать.

Заметим, что это не чисто российская проблема, так что реплики «всегда у нас так» неуместны. Да, у нас в стране эта проблема проявляется очень жестко и страшно, этого не отнять – ведь обновление техносферы происходит чрезвычайно медленно и бессистемно, – но и в других странах масштабные бедствия происходят ровно по тем же самым причинам.

 

Их нравы

Аналогичная ситуация, например, на японской АЭС «Фукусима». Почему станцию не построили в безопасном районе побережья, где цунами не угрожают? Экономили. Почему не заделывали трещины в стенах, а заклеивали их бумагой, расписанной «под бетон»? Денег не нашлось. Почему не деактивируют накопившиеся отходы на специальных площадках, имеющихся на других АЭС, а сливают в океан или просто заливают водичкой? Дорого. То есть у них уже земля под ногами горит, а они все глядят, где бы пару иен выкроить. С момента аварии прошло уже больше четырех (!) месяцев – за это время на Чернобыльской АЭС, где нужно было обезопасить не в пример больше атомного топлива и радио­активных обломков, уже была завершена первая, самая сложная, стадия работ, а в Фукусиме-то еще самурай не валялся. Более того – в ближайшей перспективе каких-то радикальных мер предпринимать даже не планируется: только и разговоров третий месяц, что про «монтаж системы охлаждения», которая без конца лопается да отказывает. Казалось бы, уже все признали – и что врали про показания, и что активная зона расплавилась, а по-прежнему ничего не делается.

Есть и еще один нюанс: катастрофы сегодня выгодны. Выгодны настолько, что их устраивают специально. Так, совсем недавно озвучена версия о том, что заинтересованные круги подсуетились и сняли сливки с прошлогодних пожаров в Подмосковье, – во всяком случае, есть серьезные основания подозревать, что целый ряд пожаров был устроен искусственно. Опять-таки ничего нового, специфически российского в этом нет, это обычная практика в Европе: обгоревшая древесина на корню скупается переработчиками по бросовой цене, а контракты на восстановление насаждений получают «нужные» подрядчики. Правда, в Подмосковье заодно «высвободилась» земля, – а о том, сколько стоит тамошний гектарчик, вряд ли есть смысл лишний раз распространяться.

Чиновники высокого уровня и топ-менеджеры превратились фактически в неприкосновенных лиц – и опять-таки это не чисто российская проблема, а общая тенденция. Они «оптимизируют» и «пилят», а когда вполне твердо стоявшее на ногах предприятие схватывает «экономический инфаркт», топ-менеджеры покидают его с «золотыми парашютами» и многомиллионными бонусами, а чиновник «переводится на другую работу».

Так что же нужно для решения проблемы? Неужели всего лишь пресловутые «посадки»?

 

Коллапс

Увы, дело здесь отнюдь не в том, что «кто-то кое-где у нас порой». Нет, это стремление к деньгам любой ценой, готовность пожертвовать чем угодно ради очередного нуля в сумме на банковском счете – не единичный сбой в голове конкретного начальника. Это жесточайшее требование экономической системы, в которой проигрывает не только тот, кто прибыли не получает, но даже и тот, чья прибыль меньше, чем у конкурента. Именно поэтому крупные компании довольно часто закрывают даже прибыльные направления деятельности – закрывают не из-за отсутствия прибыли как таковой, а потому, что прибыль эта мала.

Это страшно, но подобное людоедское поведение в нынешних экономических условиях есть поведение единственно верное – конечно, не с этической точки зрения, а с точки зрения максимального соответствия внутренним требованиям самой экономической модели. А требования эти безжалостны: предприятие, фирма, компания должны приносить максимально возможную прибыль, приносить ее любой ценой.

Поэтому спекуляции выгоднее производства.

Поэтому выгодно экономить на всем, чтобы получить прибыль сейчас, в данный момент, – а о том, что будет потом, потом и подумаем. А еще лучше, если будут думать другие, – поэтому компенсации семьям погибших платит государство, то есть налогоплательщики, а не хозяин утонувшего корабля или рухнувшего самолета.

Но, сэкономив гроши на обслуживании, на выходе обязательно получаешь колоссальные убытки, когда все летит в тартарары. Затраты на всех лесников Подмосковья – жалкая часть тех колоссальных сумм, которые придется потратить для восстановления хотя бы десятой доли сгоревших в прошлом году лесов. Затраты на крепеж и системы вентиляции в шахтах на порядки меньше убытков, которые причинит шахта заваленная. Затраты на компенсации, спасательные работы и подъем судна не идут ни в какое сравнение со стоимостью нормального обслуживания «Булгарии» – не говоря уже о том, что никакими деньгами не оценить загубленные жизни.

Но принцип «После нас хоть потоп» сегодня возведен в абсолют, и когда наступает пора платить по счетам, ответственные за произошедшее обычно уже далеко. Как, например, бывший вице-губернатор и министр Подмосковья А. Кузнецов, похитивший более 90 млрд рублей и бежавший из страны: теперь, чтобы закрыть проделанную им дырищу в бюджете, он с улыбкой советует сэкономить на социальных расходах.

Конечно, виновные в масштабных катастрофах – в том числе и в катастрофе «Булгарии» – должны быть наказаны.

Но нужно понимать, что поведение руководителей, экономящих на спичках, есть неотъемлемая часть существующей экономической модели. Нужно осознать, что в мире, где все направлено на извлечение прибыли, человеческая жизнь – уже давно не высшая ценность.

И задуматься – а нравится ли нам быть лишь жертвами молоха по имени «Прибыль»?

 

Алмас Шаммасов

Течет река Волга…

                 Памяти погибших
                 при крушении парохода «Булгария»
                 10 июля 2011 г.


Что молчишь ты, Волга?

Что не скажешь людям,

Что солёны стали берега твои?

Боль сидит глубоко,

Глубже волжской глуби…

Потому сегодня,

Волга, назови

Тех, кто не воскреснет,

Скрывшись в водах донных,

Тех, кто не обнимет близких и родных.

Назови же, Волга, всех ты поименно,

Чтобы мать-Россия

Помнила о них.

Как им там покоится,

Как им там, детишкам,

Как им, женам нашим, нашим матерям?

Что сказать хотели,

Волга, дай услышать,

Передай их слезы по седым волнам.

Иль таят обиду?

                        Иль глядят с укором?

Иль уже простили под церковный звон?

Стоит лишь окинуть всю Россию взором:

На воде, на суше, даже в небе – стон.

Ты скажи нам, Волга:

Мы зачем продали,

Будто на базаре, Родину свою?

Вновь она забита,
                                 нищи ее дали,

И венок терновый ей в столице вьют…

Износилась, видно, матушка-Россия,

Износилась совесть у людей вокруг…

Вновь моя Отчизна в боли и бессилье

Повторяет горько
                                 свой смертельный круг.

Остается память.

Остается траур.

Катит волны Волга, тайное тая...

Это не сегодня, это было завтра –

Утонула в Волге родина моя…


 
По теме
Росреестр Башкортостана отметил снижение количества приостановлении при осуществлении кадастрового учета на основании документов, подготовленных региональными кадастровыми инженерами.
  Кушнаренковским районным судом Республики Башкортостан принято решение о лишении 34-летней жительницы с. Ахметово родительских прав  в отношении двоих малолетних детей.
Правительство Республики Башкортостан заключило соглашение о защите и поощрении инвестиций с инициатором строительства второй очереди завода по производству промышленных корпусов для электротехнических изделий – компание
В Сибае местный житель предстанет перед судом за убийство мужчины - Следственный комитет Сибайским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении 68-летнего местного жителя по факту совершения им общественно-опасного деяния,
Следственный комитет
Расширенное заседание Президиума Совета руководителей представительств - Представительство РБ при Президенте РФ В Представительстве Ханты-Мансийского автономного округа Югры 28 марта 2024 года состоялось расширенное заседание Президиума Совета руководителей представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве.
Представительство РБ при Президенте РФ
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» состоялось профсоюзное собрание - Центр стандартизации, метрологии и сертификации В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» подвели итоги выполнения в 2023 году социальных обязательств со стороны руководства и деятельности профсоюзной организации, членами которой являются 100 процентов сотрудников.
Центр стандартизации, метрологии и сертификации
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа