Магистратура в России: как прижился новый уровень высшего образования

Слово «магистр» произошло от латинского «magister», которое в переводе означает «наставник», «учитель». Согласно историческим данным, первые остепененные магистры появились в 12 веке. В России впервые ученая степень магистра появилась только в 1803 году, которая была введена вместе со степенями кандидата и доктора наук указом императора Александра I, и отменена после революции 1917 года. Степень магистра была вновь восстановлена только уже после распада СССР в 1993 году, после чего она медленно, но верно занимает свое место под солнцем российской системы образования. Высшая школа экономики была одним из первых университетов, где начали реализовываться программы магистратуры по инициативе ректора Ярослава Кузьминова.

Толчком для широкого развития магистратуры в России послужил Болонский процесс, одной из благих задач которого является стандартизация европейских систем высшего образования. На сегодняшний день в российских вузах существует более 3000 магистерских программ, спрос на которые постоянно увеличивается: так, если в 2011 году в магистратуру поступили чуть более 76 тысяч человек, то уже к 2015 году эта цифра практически утроилась, достигнув отметки в 207 тысяч.

Вместе с тем, этот уровень высшего образования мало изучен. Пожалуй, одним из первых опубликованных систематических исследований развития магистратуры стала публикация Лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ «Высшая школа экономики», вышедшая в конце 2017 года.

Как подчеркивает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, спрос на магистратуру есть как со стороны государства, которое является основным источником финансирования, и в 2015-2016 учебном году предоставило более чем 110 бюджетных мест, так и со стороны студентов, 94 тысячи которых самостоятельно оплачивали свое обучение.

Согласно приведенным в публикации данным, к числу российских университетов-лидеров по доле магистров в студенческом составе относятся МФТИ, где магистры составляют 29,3% от всей численности студентов (к общему числу студентов авторы не относят аспирантов, студентов СПО и ДПО), МГИМО (27,6%), МГППУ (27%). Доля магистрантов увеличивается не только в государственных вузах, где в среднем на 2015-2016 учебный год составила 16,98%, но и в частных, где доля магистров увеличилась более чем в 2 раза с 2,46% до 5,96%.

Руководитель Лаборатории «Развитие университетов» Дарья Платонова отмечает: «Ожидаемо, что города с наиболее развитой и обширной системой высшего образования привлекают и больше всего студентов-магистрантов. Речь здесь идет о Москве и Санкт-Петербурге, где по состоянию на 2015 год располагались 183 и 77 российских вузов соответственно. Их ряды дополняют Ростовская область и Республика Татарстан, которые, однако, уступают двум лидерам более чем в 2,2 раза».

Говоря о предпочтениях студентов, в публикации отмечается, что выбор направлений подготовки в бакалавриате и магистратуре довольно схож. «Видимо, это может быть связано с тем, что бакалавры предпочитают не менять свою специальность и получают степень магистров в тех же областях. Науки об обществе, инженерное и педагогическое направления являются самыми востребованными как среди бакалавров, так и магистров», – уточняет Фрумин Исак Давидович.

Подробная аналитика представлена в докладе «Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов», прочитать и скачать который можно на сайте Института образования ВШЭ.

Эти и другие актуальные, острые, порою скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются экспертами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Анонсы предстоящих семинаров – на сайте Института образования ВШЭ. Видео прошедших семинаров всегда можно посмотреть на официальном канале Института на видео-хостинге YouTube.

http://ufavesti.ru/

Автор: Юрий Курбанов

 
По теме
Образовательный процесс - это организованная и целенаправленная деятельность обучающихся и педагогов, с целью формирования необходимых знаний и практических навыков и умений.
В Башкирии прошёл семинар по партнерскому финансированию - Сетевое издание Республика Башкортостан Семинар для членов Координационного совета по реализации эксперимента по партнерскому финансированию в республике состоялся на площадке межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра.
Сетевое издание Республика Башкортостан