И "Лучший бой"! Покой нам только снится...

Как уже писала "Вечерка", в Москве прошел Третий российский фестиваль сценического фехтования "Серебряная шпага", на котором отличился Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима, представивший на суд жюри отрывок из спектакля "Ромео и Джульетта" по трагедии Вильяма Шекспира (режиссер Ильнур Муллабаев, постановщик сценических боев Зульфар Ахметов). Наши ребята - актеры Роберт Елкибаев (Ромео), Радмир Абдуллин (Бенволио), Рамзиль Сальманов (Тибальт) и Салават Юлдашбаев (Меркуцио) - завоевали заветный клинок в главной номинации "Лучший бой".

Организатором столь необычного феста выступил Российский университет театрального искусства (в прошлом - знаменитый
ГИТИС) при содействии Союза театральных деятелей РФ и Театрального музея имени Бахрушина. Бессменным президентом "Серебряной шпаги" является заведующий кафедрой сценической пластики РУТИ Николай Карпов, который считает:
- Главная задача фестиваля - сохранение и развитие уникальной российской школы сценического фехтования. Причем речь не только о популяризации, но и о подтверждении необходимости и значимости данной дисциплины в театральной школе - на примере работ актеров, студентов, участвующих в конкурсной программе. Только в нашей стране существует подобная школа! На Западе есть лишь отдельные мастера, там сценическое фехтование базируется на спортивном опыте. Между тем, сценическое фехтование - не узкоспециальная дисциплина, как кому-то может показаться на первый взгляд. Вопрос нужно рассматривать шире, поскольку оно учит актера общению с партнером, развивает внимание, скорость, ловкость и эмоциональность...
Кстати, уфимцы не первый раз пытали судьбу на "Серебряной шпаге". Поскольку на этот фестиваль Зульфар Ахметов, с 2009-го занимающийся у Карпова в рамках лаборатории по сценическому фехтованию, действующей при РУТИ, уже привозил четырех актеров НМТ, которые показали два отрывка. За победу тогда "бились" в Учебном театре бывшего ГИТИСа дуэты - Роберт Елкибаев и Дмитрий Гусев, Салават Юлдашбаев и Лилия Кинзябулатова. Домой они привезли два диплома и нереализованную мечту завоевать "серебро" престижного феста. Думаю, в большей, быть может, степени жажда реванша жгла сердце Зульфара Наировича, преподающего сценическое фехтование (и не только) на театральном факультете Уфимской государственной академии искусств. Вот вам пример того, как актер Молодежного, и, замечу, очень хороший актер, оставаясь в рамках профессии, расширил их, поднявшись на иную высоту. И дело не только в том, что Ахметов ныне является членом Ассоциации каскадеров России, но и в другом. В профессионализме молодого педагога и постановщика, в подходе к делу, ставшему для него не просто любимым, но жизненно необходимым.
Ну а теперь, господа, вернемся к началу, сиречь к разговору режиссера спектакля "Ромео и Джульетта", а также педагога кафедры мастерства актера и режиссуры УГАИ Ильнура Муллабаева с директором Национального Молодежного театра Ринатом Ишмуллиным.
- Я считаю, Ринат Искужевич, что игра стоит свеч, - убеждал Ильнур призадумавшееся и испытывавшее сомнения на предмет суммы перелета "мушкетеров" из НМТ в Москву и обратно начальство. - Вот привезу вам из столицы серебряную шпагу и положу на стол!
Конечно, в каком-то смысле Ильнур Биктимирович блефовал, но ведь в душе каждого творческого человека теплится маленький огонек авантюризма и пылает большой костер надежды.
Ишмуллин посмеялся, сдаваясь, и отпустил соискателей наград в Белокаменную, с легким сердцем подписав все бумаги.
А теперь представьте, читатель, какой эффект произвели ребята, несколько дней спустя представив взору всего коллектива, собравшегося в театре на оперативку, эксклюзивный серебряный клинок работы лидера студии фехтования VOLTE Дмитрия Иванова (он и изготовил четыре шпаги, врученные победителям в основных номинациях - "Лучший бой", "Оригинальный бой", "Лучший исполнитель", "Лучший трюк"; его подопечные, между прочим, "заработали" на фесте два приза)! Мне понравилась реакция Рината Ишмуллина, в тот момент лишь поулыбавшегося и не ставшего комментировать "вложения" НМТ в столь значимую победу. Упомяну также то, что организаторы "Серебряной шпаги" передали директору Молодежного театра специальный диплом - за вклад в развитие сценического фехтования и поддержку фестиваля.


Но все это было потом. А начинался путь на "фехтовальную дорожку" Учебного театра РУТИ, где, собственно, проходили конкурсные баталии, гораздо раньше - с работы над спектаклем "Ромео и Джульетта". Режиссер Муллабаев, пересмотрев массу сценических версий знаменитой трагедии Шекспира, поставил перед Ахметовым задачу:
- Наши бои не должны повторять ни один из уже существующих.
Легко сказать! Впрочем, концепция Ильнура Биктимировича предполагала наличие шпаг в спектакле только у представителей высшего сословия, слуги же дрались друг с другом огромными костями, цепями и прочим подручным материалом. И только в одной из последних сцен в порыве отчаяния Ромео хватался за кирку...
- И я тогда подумал про японский меч - катану, - рассказывает Зульфар. - Бой на шпагах - это работа кисти, изящное фехтование, так сказать, с виньетками и инкрустацией. Мы с Ильнуром поначалу даже рассуждали о том, что шпаги в "Ромео" внешне могут напоминать трости... Но в процессе репетиций, реально прочувствовав, что речь идет о кровной вражде и исходом поединка практически всегда является смерть, поняли - нам нужно иное оружие. И тогда пришла мысль: почему бы не построить бой иначе - не на выпадах и колющих ударах, а на рубящих!
...Наши шли в программе феста четвертыми (из двадцати трех номеров). Вместо запланированных семи минут парни, с первого же мгновения поймавшие кураж, "рубились" чуть больше шести. И даже Ильнур, на камеру снимавший выступление сверху, не сразу понял, что Радмир Абдуллин получил травму - уфимский Бенволио довел поединок с выбитым плечом (от адской боли темнело в глазах), о чем не догадались ни члены жюри, ни многочисленные зрители, были в числе коих и не имеющие отношения к театру - просто пришли с улицы, увидев афиши "Серебряной шпаги". Ладно, не растерялся наш Ромео - Роберт Елкибаев, который сейчас учится в аспирантуре РУТИ на кафедре сценической пластики, ежемесячно летая на спектакль в Уфу. Схватив Радмира в охапку и умудрившись по дороге прикупить шоколадку, он поволок беднягу в ближайшую "скорую", где пострадавшему, приняв скромный презент, сделали обезболивающий укол и вправили плечо.
...Между прочим, свой бой НМТ закончил под крики "Браво!", а затем наступила долгая тишина - собравшиеся чесали головы, недоумевая: откуда они взялись, эти башкиры, всех положившие на лопатки? А что это значит, читатель? Всего лишь то, что среди таких знаменитых школ, как ГИТИС, "Щепка", "Щука", питерский ЛГИТМИК, Ярославль, Красноярск и так далее, Уфа по праву заняла свое законное место. И это через столько лет после отъезда в Сирию такого профессионала, как Александр Дыба, у которого некогда еще не в Академии, а в институте искусств учился Ильнур Муллабаев, после стольких лет затишья! Нереально, но ныне столица Башкортостана решительно заявила о себе.
И вот здесь важно сказать о человеке, который тоже оказал большое влияние на формирование современной движенческой школы в театральном пространстве нашей республики - об Айдаре Загитовиче Закирове, профессиональном каскадере, заведующем кафедрой, профессоре ВГИКА. Наш земляк, он часто бывает в Уфе, раз в год уж обязательно, тесно сотрудничает с театрами республики, с особой любовью относясь к Молодежному. Его азарт и увлеченность оказали мощное воздействие на того же Зульфара Ахметова, безусловно, как и большинство пацанов, с детства мечтавшего вступить в ряды мушкетеров и грезившего о холодном оружии.
И на "Серебряной шпаге" мастер "болел" за уфимцев, предоставив им к тому же репетиционную площадку во ВГИКЕ.
- Айдар Загитович, скажите честно, вы лоббировали наши интересы в процессе обсуждения фестивальных работ? - спросил у Закирова, уже узнав о победе НМТ, Ильнур Муллабаев.
- Да вы что! - замахал обеими руками тот. - Жюри на дух никого не подпускало, даже самого Карпова - президента фестиваля! Не волнуйтесь: чистая победа. Поздравляю! - и крепко, по-мужски, пожал руку медным грошиком сиявшему от радости режиссеру.
- Так чем же сценическое фехтование отличается от спортивного? - прощаясь после беседы с обладателями "Серебряной шпаги", спросила я у Зульфара Ахметова.
- А лучше, чем Николай Васильевич Карпов, об этом еще никто не сказал, - ответил он. - Спортсмен выходит на бой, как правило, не зная, куда нанесет укол сопернику. Конечно, мастера продумывают предстоящий поединок. Но... Рассчитать его так, как это делается у нас, на театре, можно, только срежиссировав бой. Причем технически безопасный, не травмируя партнера. Короче, наша задача - создать иллюзию реально происходящего боя.
И последнее, ну, кроме того, конечно, что у наших героев много планов и покой им даже и не снится. Заниматься этим могут только истинные фанаты. Имею в виду то, что нынешняя "Серебряная шпага" осталась без финансирования. И организаторы, а это в основном педагоги во главе с Николаем Карповым, собрали деньги и на личные средства провели фестиваль. А за клинки заплатил Союз театральных деятелей России.

Илюзя КАПКАЕВА.
На верхнем снимке: Рамзиль Сальманов, Ильнур Муллабаев, Зульфар Ахметов и Салават Юлдашбаев - вот он, заветный клинок!
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

 

Ещё новости о событии:

автор: Розалия Валеева Актеры башкирской труппы Национального молодежного театра им.
18:18 18.04.2012 Башинформ - Уфа
И "Лучший бой"! Покой нам только снится... - Вечерняя Уфа
Как уже писала "Вечерка", в Москве прошел Третий российский фестиваль сценического фехтования "Серебряная шпага",
21:58 17.04.2012 Вечерняя Уфа - Уфа
 
По теме
Сегодня, 29 марта, в Центральной районной библиотеке состоялся ежегодный районный конкурс сочинителей «Родники вдохновения – 2024» ,
Союз театральных деятелей РБ  приглашает лиц, причастных к культуре, принять участие в республиканском конкурсе чтецов «Мастер слова», который пройдёт 6 мая в Уфе.
В Сибае местный житель предстанет перед судом за убийство мужчины - Следственный комитет Сибайским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении 68-летнего местного жителя по факту совершения им общественно-опасного деяния,
Следственный комитет
Расширенное заседание Президиума Совета руководителей представительств - Представительство РБ при Президенте РФ В Представительстве Ханты-Мансийского автономного округа Югры 28 марта 2024 года состоялось расширенное заседание Президиума Совета руководителей представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве.
Представительство РБ при Президенте РФ
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» состоялось профсоюзное собрание - Центр стандартизации, метрологии и сертификации В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» подвели итоги выполнения в 2023 году социальных обязательств со стороны руководства и деятельности профсоюзной организации, членами которой являются 100 процентов сотрудников.
Центр стандартизации, метрологии и сертификации
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа