Арбитражный суд Москвы своим решением приравнял концессию по строительству дороги «Стерлитамак – Кага – Магнитогорск» обычной государственной закупкой.
Случайности, как говорится, не случайны. Только с утра пришлось пообщаться со специалистами по государственным закупкам, которые рассказали о некоторых нечистоплотных схемах реализуемых государственными чиновниками, особенно в сфере дорожного строительства. Они ненароком обронили, что у них много вопросов вызывает концессия на строительство автодороги Стерлитамак – Кага – Магнитогорск и без оптимизма вздохнули, что, видимо, распил задуман на федеральном уровне. А уже к вечеру поступила информация, что такого «одобрения» от Москвы нет.
Арбитражный суд Москвы отказал в совместной жалобе Госкомитету РБ по транспорту и дорожному хозяйству и ООО «Башкирдорстрой» («дочка» «Дортрансстроя») к Федеральной антимонопольной службе РФ.
Конкурс на отбор концессионера для строительства первой платной дороги в Башкирии Стерлитамак — Кага — Магнитогорск, завершившийся в конце декабря 2016 года победой компании «Башкирдорстрой», была аннулирована ФАС еще в феврале 2017 года.
По итогам конкурса, инвестиционный платеж компании должен был составить 10,2 млрд рублей, а эксплуатационный платеж - 15 млрд рублей.
По условиям контракта, в первые шесть лет концессионер обязан построить дорогу, чтобы в последующие девять лет ее эксплуатировать. Республика перечислит инвестору свою часть затрат, а сама компания заработает на эксплуатации объекта около 9,7 млрд руб.
Тогда решение ФАС было инициировано по жалобе ООО «Южноуральская дирекция автодороги», которое уже в данном арбитражном процессе выступило третьей стороной. Примечательно, что в начале года ФАС саму жалобу компании признала необоснованной. В своем решении антимонопольная служба исходила из того, что в лице субъект федерации необоснованно принял на себя все расходы на реконструкцию и эксплуатацию объекта концессионного соглашения, в результате чего было нарушено положение части 13 статьи 3 закона «О концессиях».
Последнее же решение Арбитражного суда Москвы напротив поддержало как ФАС, так и компанию «Южноуральская дирекция автодороги».
«ООО «Южноуральская дирекция автодороги» было представлено письмо АО «Глобэксбанк» от 11.11.2016г. № 01/21/212-1, указанное в описи документов и материалов к конкурсному предложению как письмо рефинансировании. Средства облигационного займа АО «Глобэксбанк» ООО «Южноуральская дирекция автодороги» планировало использовать в целях устранения рисков увеличения процентной ставки по заемным средствам ПАО «Сбербанк». При этом в конкурсном предложении ООО «Южноуральская дирекция автодороги» АО «Глобэксбанк» не указано в качестве финансирующей организации. Следовательно, у Организатора торгов отсутствовали основания для предъявления к письму АО «Глобэксбанк» требований, установленных Конкурсной документацией для писем финансирующих организаций», - говорится в решении суда.
Суд также отметил, что Закон о концессионных соглашениях не допускает финансирование создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, полностью за счет бюджета. Между тем, как следует из материалов дела, ФАС России было установлено, что Конкурсной документацией предусмотрено возмещение затрат концессионера на 7 создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессионного соглашения в полном объеме за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Между тем, Конкурсной документацией предусмотрено возмещение затрат концессионера на 7 создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессионного соглашения в полном объеме за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При таком варианте финансирования строительства объекта концессионного соглашения фактически стирается грань между концессионным соглашением и государственным контрактом, вместе с тем выбор концессионера происходит без соблюдения обязательных для госзакупки требований.
- Дорожникам Хамитова реально не везет. Через концессию они хотели обойти торги, как видим, не получилось. Ранее они планировали контракты с рассрочкой платежа на 3 года, но 1 мая президент подписал закон о том, что срок оплаты не должен превышать 30 дней. Теперь ему за своих "земляков" приходится краснеть в Караиделе и обещать мост с дорогой в 2019 году, - комментирует собеседник, знакомый с ситуацией.