Жюри под руководством Сэма Мендеса, режиссера двух последних «бондовских» фильмов (а также «Дороги перемен» и «Красоты по-американски»), проявило редкую адекватность, даже неожиданную в этом фестивальном сезоне.
Самое спорное решение – присуждение «Золотого льва» филиппинцу Лаву Диасу за его снятое почти полностью в темноте действо под названием «Женщина, которая ушла» продолжительностью три с половиной часа (предыдущий фильм Диаса, удостоившийся в этом году в Берлине приза за инновации, шел все восемь!). Сюжет о женщине с золотым сердцем, отсидевшей в тюрьме 30 лет и вынашивавшей план мести обидчику, но передумавшей в связи с просветлением, постигшим её ввиду заботы об изнасилованном трансвестите, ничем особенно не плох, но его вполне можно было бы уложить в полтора часа, но тогда этот фильм мало бы кто заметил. Работа Лава (полностью – Лаврентия) Диаса, являющегося большим поклонником русской литературы, вдохновлена рассказом Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», написанным им для «Азбуки» и излагающим прописные истины доступным языком. Автор «Войны и мира» мог себе это позволить. Очень хорошо, что Лав Диас не покусился на эпопеи Толстого, хотя он и «Анну Каренину» превратил бы в наивное (во всех смыслах) искусство. Герои Диаса по несколько раз, как в плохом сериале, проговаривают все то, что хорошие режиссёры нашли бы способ показать на экране. Поклонники режиссера списывают это на экзотические особенности его почерка, который европейцам не так легко оценить, а нагон метража объясняется особыми отношениями филиппинца со временем. В любом случае, не отметить этот арт-примитив от автора из развивающейся страны жюри Сэма Мендеса, разумеется, не могло – хотя бы из чисто гуманитарных соображений. Но особого протеста это решение не вызывает – где еще, как не в Венеции вознаграждать этот концептуальный продукт, ведь Венецианская Мостра – часть Биеннале современного искусства, нравится оно кому то или не нравится.
Работает Диас, как видим, очень быстро - почти 12 часов видеоматериала в год - и поскольку нужно ковать железо, пока оно горячо – не сомневаюсь, что его следующее многочасовое свершение мы увидим в главном конкурсе в Каннах.
«Серебряный лев» за лучшую режиссуру в этом году решено было разделить. За картину «Рай» - неожиданно решенную драму о Холокосте, призом был отмечен Андрей Кончаловский. Это решение не стало большой неожиданностью: сложно сконструированная и великолепно снятая Александром Симоновым картина полна глобальных философских идей и проклятых вопросов, а только этого и ждут за рубежом от русского искусства. Любопытно, что предыдущий фильм Кончаловского, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», два года назад совершенно другое жюри отметило в Венеции точно такой же наградой. Не зря говорят, что постоянство - символ мастерства. Получая награду, режиссер на хорошем итальянском языке говорил о сынах и дочерях своей Родины, отдавших жизнь в ужасной войне – им он и посвятил свою картину.
«Вторая половина» приза за лучшую режиссуру отошла молодому мексиканцу Амату Эскаланте за его «Дикое место» - действительно диковатый и, вероятно, самый скандальный фильм фестиваля. Модный в этом сезоне сюжет о пришельцах мексиканец взял в «эротическом» ракурсе: в его фильме щупальца иноземного происхождения создают вокруг себя зону, располагающую людей и зверей к повышенной похотливости. Не все выходят из нее живыми. Фильм, мягко говоря, оказался близок далеко не всем, но не оценить его экспериментальности прогрессивное венецианское жюри тоже, как видим, не решилось.
«Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль справедливо оказался у Оскара Мартинеса, с редкой убедительностью и обаянием исполнившего роль нобелевского лауреата по литературе в аргентинской картине «Почётный гражданин» Мариано Кона и Гастона Дюпра – негромкой, остроумной, полной тонких наблюдений комедии об искусстве, жизни и их отражениях друг в друге.
Симметричный женский приз отошел молодой голливудской звезде Эмме Стоун, прекрасно сыгравшей, станцевавшей и спевшей в мюзикле «Ла Ла Лэнд» молодого американского режиссера Дэмиена Шазелла. Жюри не стало игнорировать американское кино, как обычно это случается на больших фестивалях, и присудило свой специальный приз «Отбракованным» молодой американской иранки Аны Лили Амирпур – каннибальской фантазии из недалекого будущего Америки, когда будет реализован план Дональда Трампа по созданию специальных резерваций для мигрантов на американской границе.
Лучшим сценарием была признана работа Ноа Оппенхайма для фильма «Джеки» чилийского режиссера Пабло Ларрейна, дебютировавшего в англоязычном кино этим нестандартным байопиком. Биографический фильм – один из самых неблагодарных жанров в кино, но авторы картины о Жаклин Кеннеди уклонились от академического описания ее жизни и сняли компактный и изысканный фильм, укладывающий жизнь и судьбу Джеки в невесомые 90 минут.
Гран-при жюри справедливо присужден знаменитому дизайнеру Тому Форду за его вторую режиссерскую работу «Под покровом ночи» (оригинальное название – «Ночные животные»), в которой он выступил и как драматург, и как режиссер. Картине Франсуа Озона «Франц» присудили неглавную, но приятную награду - приз молодому актёру имени Марчелло Мастроянни. Немке Пауле Беер, сыгравшей главную женскую роль в этом фильме, приз вручила дочь великого итальянского актера, Кьяра.
Стас ТЫРКИН