Управляющая компания «Башжилсервис» была создана застройщиком микрорайона «Юрюзань». В течение гарантийного срока, а это 5 лет, компания успешно справлялась с возложенными на нее обязательствами.
Дальше началось самое интересное – имея долг в 2 млн рублей компания начала процедуру банкротства. Позже из офиса УК были украдены все документы по дебиторской задолженности. После этого долг увеличился до 18,5 млн.
- Вы говорили, что компания пыталась скрыть банкротство. Для чего?
- Видимо для того, чтобы провести его незаметно от жителей. Потому что они знали – люди очень ими недовольны и собрать подписи им будет проблематично. Однако они прокололись: создали одноименную компанию с теми же самыми лицами в руководстве. В частности, исполняющая сейчас обязанности исполнительного директора Лия Гиниятуллина публично заявляла, что никакого банкротства нет, что компания просто открыла новый счет. Но как только мне пришла новая квитанция с непонятными реквизитами и изменением счета, я приостановил выплату квартплаты. Потом мы нашли информацию, что компания обанкротилась, что появилась одноименная компания, которая никаких юридических прав на управление домами она не имеет. Мы написали жалобы в прокуратуру, полицию, Государственный комитет по жилищному и строительному надзору. В результате управляющая компания составила фальшивый протокол о своем избрании, причем протокол этот существовал в двух разных вариантах с различным текстом. Он был обжалован мной и представителями еще двух домов и был признан судом недействительным.
- Известно, что перед Новым годом после многочисленных попыток «легализоваться», то есть собрать злосчастные подписи, компания «Башжилсервис» уступила ваш дом другой организации. Как происходила смена компании?
- Смена происходила очень тяжело. Когда договор с жильцами был согласован, и компания подала документы, жилищный комитет находил основания для отказа. Сначала они заявили, что договор с новой компанией должны подписать более половины собственников. Но для новой компании это очень проблематично. Хотя такого закона нет, мы все же согласились и подписали договора. Это лишь привело к задержке времени. Потом были вопросы к оформлению. Придрались к тому, что по каждому пункту должно было быть написано – «слушали-решили». А у нас было написано: «решили-постановили». Хотя решение принято на заочном голосовании, где никто никого не «слушал». Но комитет решил придраться даже к такой мелочи.
- Было ли какое-то давление на управляющую компанию, которую выбрали жильцы?
- Избранная жильцами управляющая компания говорила, что их заставляют отказаться от нашего дома. Поначалу они даже хотели взять под свое управление и другие дома, то есть летом прошлого года я сводил их с представителями других домов. Но внезапно на публичном собрании новая УК заявила: извините, мы не можем взять ваши дома. Вероятно, это было потому, что на них оказывалось давление со стороны городской администрации.
- Сколько по времени заняла смена компании?
- Вообще управляющие организации должны легко сменяться, по просьбе жильцов. Но у нас это заняло полгода обращений во все инстанции и органы, угроза подачи судебных исков, внимание СМИ.
- Почему управляющая компания не хотела уступить дом?
- Потому-что это деньги. Они взяли на свое обслуживание дома, регулярно брали за них плату, повышали ее и при этом ничего не делали, только полы мыли – здесь вопросов нет. А то, что трескается фасад, вылетают кирпичи, в соседних домах затоплены подвалы, протекают крыши, это никого не волнует. Когда жительница с дома 14/1 подала в суд, ей УК прямым текстом сказала, что мы сейчас проведем экспертизу, которая признает, что мы невиновны, что это вина застройщика, а стоимость экспертизы вы будете возмещать из собственного кармана.
- Как работает новая управляющая компания?
- Они только 29 декабря приступили к работе. Но сразу обошли дома на предмет недоделок, осмотрели все проблемные места. Вот вчера соседка с третьего подъезда возмущалась, что пришло пять человек с новой управляющей организации. Держали открытой дверь и напустили в подъезд холод, шумели. Так я говорю: радоваться надо, что люди работают, ликвидируют недоделки, которые после десятилетнего правления БЖС создались
- Вы говорили, что хотите создать Совет района. Для каких целей? И что это такое?
- В первую очередь, для контроля за деятельностью управляющих организаций. Недовольных управляющими компаниями много. Но контроль это не основная деятельность. Главное – сравнение деятельности в различных компаниях и координация действий по благоустройству микрорайона. Есть проблемы жильцов, их надо решать. Например, в наш микрорайон все еще очень тяжело приехать. Единственная дорога, которая идет по улице Софьи Перовской вниз, состоит из бетонных блоков, из которых торчит арматура.
- Какие еще проблемы в районе есть? Помню, здесь обещали садик построить
- Садика не будет. Эту проблему нашими силами не решить. Когда строились дома, обещали, что у нас будет построены два садика и школа. Но частный сектор, который хотели отдать под это, как стоял, так и стоит. То есть квартиры продают за живые деньги, они окупаются, а объекты соцкультбыта несут только нагрузку. Мне обещали, что мой ребенок успеет пойти в этот садик. Сейчас она в четвертый класс заканчивает. Ни садика нет, ни школы.
- Как будут отстаиваться интересы района?
- Пока интересы будут отстаиваться активистами.
- Идут ли люди в активисты?
- Процесс идет медленно. Когда я начинал борьбу с этой управляющей компанией, соседи сами хотели посадить меня. Вызывались собрать подписи, чтобы меня посадили года на три. За то, что я против управляющей организации. Я не буду говорить о юридической стороне вопроса, просто говорю об отношении людей к активистам. Сейчас те люди всецело поддерживают меня. То есть отношение сменилось практически на противоположное.
- Есть ли в Уфе еще такие Советы района или дома?
- В Уфе такого нет. Существует лишь общественный совет ЖКХ. Но это марионеточный орган под администрацией. Я не знаю, чтоб были созданы такие советы. Но эта идея витает в воздухе давно, она растет. Просто существует в городе много инициативных групп, которых пытаются обобщить, координировать. Я неоднократно ставил вопрос, что надо объединять эти разрозненные группы в движение, в массовое движение. Но к сожалению, это не нашло поддержки. Поэтому мы решили не идти далеко, не замахиваться на движение. Мы создали в своем районе прообраз этого движения, ее ячейку.
- А есть ли поддержка?
- Конечно! Если бы не было поддержки, глупо было бы начинать. Отдельные инициаторы существовали здесь изначально. Но лишь в 16 году мы сумели сформировать инициативную группу, объединить разрозненные усилия. И сейчас, после проведения собрания в ряде домов, после выявления и формирования инициативных групп домов, встал вопрос координации на более высоком уровне, то есть Совете района.
- Что можете сказать – соблюдаются ли у нас законы?
- Нет, не соблюдаются. Вот даже когда было заседание о признании протоколов недействительными, люди, которые якобы подписали протокол, отказывались от своих подписей. И тогда я спросил: «А откуда у вас взялся этот протокол?» На этот вопрос представители управляющей компании заявили, что принес кто-то из жителей. Кто принес, можете сказать? Нет, не можем. «То есть вам принесли бумажку, подбросили ее на стол, вы ее подобрали и обрадовались: О! Ура! Нас избрали!» Вот такое было юридическое обоснование.
- Что бы вы посоветовали людям, которые видят нарушения в ЖКХ, но не верят, что у них получится добиться правды?
- Верить в себя и, главное, никогда не сдаваться. Даже если тебя съели, у тебя, как минимум, два выхода.