Исторические картинки. Ляховская масленица

Фото: journalufa.com



А лимонно-маковые блины, а торт «Монастырская изба» из блинов?! Какой хороший и полезный сайт. Спасибо составителям!

Жители Ляхово с бананами знакомы не были. Не растут они на Уршаке. Бананы. Почему то. Но и без заморских диковин умели в Ляхово погулять.

Помещик Эпинет Петрович Ляхов в 1848 году рассказывал о местных обычаях: «Особых поверьев и обрядов здешними жителями ни в каких случаях житейских не производится».

Народ простой российский в первую очередь гулял на свадьбах и крестинах, отмечая приход в наш мир нового человечка.

«Крестины по большей части приноравливаются к воскресному или праздничному дню. Приглашённая в кумы берёт новорождённого и отправляется вместе с кумом на его лошади в приходскую церковь, отстоявши обедню и окрестивши ребёнка, возвращаются прямо в дом родителей его, которые угощают их обедом».

Ну, а свадьба – это целая церемония!

«При свадьбах, отправляют за неделю до венчания сваху от жениха к невесте, которая по окончании переговоров возвращается с отчётом в дом жениха. Естли дело идёт удачно, то немедленно приступают к приготовлению, варят пиво, стряпают… К засватанной немедленно является несколько подруг её и гостят у неё до самой свадьбы, шьют ей приданое и дары для родных, заключающиеся в холщёвых рубашках, портках и полотенцах, поют ежедневно свадебные песни, под которые невеста плачет голосом, или воет, чаще всего без слёз, для порядку; – не вопить нельзя, злые люди скажут; эх обрадовалась замужеству и слезинки не выронит о своём девичестве.

Сваха женихова ежедневно ходит проведать невесту и приносит ей от жениха гостинцы, курник или другой какой пирог, жбан или кувшин пива, а иногда орехов, пряников или других каких сластей. Этими гостинцами невеста угощает своих подруг. На каждой свадьбе подруги невесты отправляются в дом жениха с песнями за мылом; там их подчуют пирогом или сластями и пивом. После этого угощения, получивши кусок мыла и лоскут ленты, непременно алой, для перевязки веника, они возвращаются с песнями же к невесте. Вслед за ними приезжает брат, или близкий родственник жениха парою в телеге, или санях и приглашает девушек покататься.

Они берут перевязанный лентою веник, садятся в телегу и держат его в середине себя так, чтоб он был виден всем проходящим и с песнями проехав несколько раз вдоль по улице, возвращаются к невесте. Вскоре потом ведут они невесту под руки с песнями же в баню. Между тем в другую баню тоже с песнями ведут жениха товарищи его.

Вечером жених с ближайшими родными своими и друзьями отправляется к невесте на вечёрку, там его сажают рядом с невестою за приготовленный заранее стол, в переднее место; за этим же столом усаживаются и пришедшие родственники по старшинству; один дружка без чинов помещается в последнем месте для того, чтоб ему удобнее было выходить из за стола и декламировать свои побасёнки.

Под песни девушек начинается угощение и продолжается далеко за полночь. От любезности дружки много зависит удовольствие этого и последующих пиров. Если дружка тороват на выдумки и прибаутки, то смеху и весельям конца нет.

На другой день по утру невесту и жениха благословляют родители их и крёстные отцы с матерями, каждого в своём доме. Невеста вопит и при этой церемонии, но непритворно; часто льётся горючьми слезами и жених и все присутствующие – так велик этот шаг в нашей жизни и поселяне постигают его вполне. Не буду описывать дальнейшее празднество, оно повсеместно одинаково и вероятно Географическому обществу известно».

Снег пушистый копытом взрывая,
Кони мчаться быстрей и быстрей.
Обниму я тебя дорогая,
Наша жизнь сразу станет светлей.



«Праздники в нашем краю, как и везде у добрых крестьян есть в каждой деревне свои», замечал Эпинет Петрович Ляхов. Но в нашей деревне особым почётом пользовался русский народный и церковный праздник Кузьмы и Демьяна. Православного храма в Ляхово в 1848 году ещё не имелось.

1 июля по старому стилю или 14-го по современному отмечается день Святых чудотворец и безсребреник Козмы и Домиана (284 год), иже в Риме пострадавших. Братья были врачами, лечили не токмо людей, но и домашних животных!

На Руси это время покоса и сбора первых огородных овощей, собирали малину и крыжовник, говорят, что малиновое варенье, сваренное именно в этот день особенно вкусное. Это был народный праздник – Летние Кузьминки.

Но были и Осенние Кузьминки. Их отмечали первого ноября (14-го по новому стилю). Кончались все полевые работы, можно от души погулять.

Вот в Ляхово Осенние Кузьминки и были главным деревенским праздником! Слушаем рассказ Эпинета Петровича:

«У нас с ноября, Козма и Дамиян. В этот праздник в каждом доме пива вволю, есть у каждого и вино, смотря по достатку, ведро или больше, и день праздника утром приезжает священник, служит до домам молебны и всё тихо и чинно до вечера; по вечерам съезжаются из соседних деревень гости и начинается гульба.

Сначала гости угощаются в домах хозяев, у которых остановились; потом идут с ними вместе с песнями к соседям и несмотря на то, что хозяина не застают иногда дома – стол у всех накрыт, хозяйка дома и они располагаются без церемонии кушать и пить, и таким образом продолжают свои походы из дому в дом пока не одолеет их хмель и сон; а как русский человек могуч и храбр, то часто сражение с хмелем производится у них почти во всю ночь.

Так приятно проводится и второй день праздника и часть ночи. На третий день утром гости разъезжаются по домам; а хозяева приводят себя в порядок от неумеренного веселья. Вечером гуляют друг к другу компаниями и с песнями хозяйки домов, не имевшие время повеселиться во время праздника и угощают себя остатками пива и яств.

На четвёртый день всё приходит в прежний порядок, который и сохраняется до пятницы на масляной недели. Тут опять начинается гульба с тою только разницею, что сторонних гостей не приезжает, разгуливают друг к другу с песнями свои истреблять блины и запивать их пивом и вином. Молодые женщины и девки катаются вдоль улицы с песнями на лошадях и с гор на салазках, чуманах? и скамейках. В воскресенье песни утихают, пьяных нет, все ходят друг к другу прощаться».

В последнем абзаце любезный Эпинет Петрович смешал разные праздники – сельский Кузьмы и Дамиана с масленицей. Видимо, вспоминал, как хороша масленица в Ляхово!

И в дворянских семьях любили масленицу. На сайте музея-заповедника «Тарханы», где провёл детство Михаил Юрьевич Лермонтов, тоже есть… вкусненькое:

«Среди друзей Лермонтова в Петербурге известностью пользовались "новоизобретённые блины" повара Е.А. Арсеньевой Тихоныча, подаваемые на масленице. На каждый день масленицы во многих дворянских домах подавали особый вид блинов: в понедельник – красные (из дрожжевого теста с начинкой), во вторник – картофельные, в среду – манные, в четверг – рисовые, в пятницу – пшённые. Но самыми популярными были блины из гречишной муки. Например, по словам Ф.Г. Солнцева, "полугречневые блины величиной с тарелку и толщиной в палец, обыкновенно с икрою, Иван Андреевич Крылов съедал в присест до тридцати штук". Распространены были и блины с припёком. В качестве припёка использовались рубленые яйца, грибы, ливер, рыба» (см.: Ссылку ).



Особое место в русском праздничном цикле имеет Святая Пасха, главный православный день. Как её отмечали в Ляхово:

«В святую пасху возвратясь от обедни всякий в своём доме и с своею семьёю разговляются куличём и пасхою, ходят к ближайшим родственникам христосоваться. К вечеру, если погода хороша, все выходят сидеть на улицу; пожилые люди говорят о чём нибудь; а молодые женщины, девки и парни сидят группами и поют христос воскресе.

В этот и последующие два дня, в которые гостит у нас священник с дьячками, ни песен, ни игр не бывает. Проводя все образа на третий день пасхи вечером, девки и женщины составляют хоровод, поют и пляшут под песни, тростниковую дудку, балалайку или под гармошку, которая грозит вытеснить из употребления первые два инструмента.

Молодые ребята в особом кругу борются, или присоединяются к женскому обществу и участвуют в играх в горелки и в хороводных; пожилые сидят кучками, толкуют о чём попало между собою, а матушки следят за дочками, чтоб не слишком заигрывались. По приказу их дочки возвращаются по домам и хоровод оканчивается.

Четвёртый и остальные дни праздника молодые ребята играют в свайку, в чушки, девки и женщины катают яйца, ребятишки играют в бабки; по вечерам как прежде хоровод и прочии игры и эти вечернии игры продолжаются во всю весну каждый вечер часа по два до петровского заговенья. На пасху не только праздников, и воскресный день не бывает игр и песен, потому что считается это грехом.

В Сёмик женщины и девки ходят хороводом в близлежащую рощу завевать венки, в Троицу ходят туда же развевать их. Заговенье оканчивает всякии весёлости, хороводы и игры прекращаются – и когда по вечерам собираются девки лощить холсты – колотить их вальками. Эту работу сопровождают они песнями, но не весенними, а обыкновенными, народными».

Умеет трудиться наш великий народ, умеет и отдохнуть!

А жили в Ляхово справно. «Деньги приобретаются крестьянами продажею в Уфе хлеба, скота, домашней птицы, коровьего масла и частию сена. Верных сведений сколько проживается ими в год денег собрать невозможно, но утвердительно можно сказать, что каждый домохозяин среднего состояния имеющий у себя двух или трёх детей издерживает на свои нужды и прихоти не менее 15 руб. серебром в год.

Нравственность у здешнего народа прекрасная, занимаются они хлебопашеством и скотоводством усердно; но к ремёслам наклонности не имеют; что я отношу к тому, что они имеют избыток в пахотной земле и сенокосе, следственно не видали никогда нужды и потому усиленный труд щитают излишним; в этом меня убеждают переводные из Симбирской губернии крестьяне; там они были малоземельны и потому все ремесленники, обзавелись же здесь, мало помалу оставили совершенно свои занятия ремёслами.

Пороки в здешних жителях не опрятность в жизни и отвращение от грамотности, они никак не отстают от своего закоснелого мнения, что детям их полезнее привыкать слегка к работам; а не сидеть за книгами, которою в последствии домовитому хозяину некогда будет заняться».

На этом кончается повествование Эпинета Петровича Ляхова о жизни окрестного крестьянства. Низкий поклон ему через 170 лет! Поднимая рюмочку, помяните земляка, что тоже любил блины на масленицу. Поговорки:

Блин не клин – брюха не расколет.
Блины и поцелуй счёта не любят.

Не хочется расставаться с уютным Ляхово, здесь ещё столько интересного откроет нам история. В следующее воскресенье…

Михаил Роднов, доктор исторических наук

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»
 
По теме
Широкая Масленица в нефтекамском отделении реабилитации - Делогазета.RU 16 февраля на игровой площадке отделения реабилитации города Нефтекамска добрые, отзывчивые друзья центра – волонтёры Нефтекамского педагогического колледжа организовали концерт, в программе которого народные песни, танцы,
22.02.2018
 
Приглашение на Масленицу - Управление образования г. Уфа Закончилась масленичная неделя. На Масленицу есть одна примечательная традиция — печь вкусные блины и потчевать ими своих дорогих гостей.
19.02.2018
Масленица в гимназии № 86 - Управление образования г. Уфа Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней.
19.02.2018
 
Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры, и на протяжении многих веков сохранивший характер народного гулянья.
18.02.2018
Масленая неделя ярко и красочно стартовала в Бирском историческом музее.  Русские песни и пляски, звонкие частушки, старинные народные игры, вкуснейшие блины создали атмосферу незабываемого праздника для гостей.
18.02.2018
 
Сто и больше - Журнал Уфа 23 марта 1919 г. в печати было опубликовано «Соглашение Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии».
01.10.2018 Журнал Уфа
Исторические картинки. Два юбилея - Уфимский Журнал В следующем году собираются шумно отмечать 100-летие республики Башкортостан, хотя подписанное в 1919 году соглашение между Советской властью и башкирскими националистами к сегодняшней РБ имеет весьма отдалённое отношение.
23.09.2018 Уфимский Журнал
Информация об обрушении лифта по Молодежному бульвару в Уфе не соответствует действительности - Администрация городского округа Уфа Сегодня, 17 октября 2018 года, информационный портал UfacityNews.ru разместил информацию о том, что 11 октября в многоквартирном доме по адресу Молодежный бульвар, 5 обрушился лифт.
17.10.2018 Администрация городского округа Уфа
10 октября помощь спасателей потребовалась в доме №16 по ул. Академика Курчатова, где за заблокированной дверью остался маленький ребенок.
16.10.2018 Огни Агидели
Мать на несколько часов отлучилась на работу, оставив малыша одного Инга НОВИЦКАЯ Страшная трагедия произошла сегодня утром, 16 октября, в селе Стерлибашево.
16.10.2018 Комсомольская правда Уфа
В минздраве уже проводится внутренняя проверка Эльвина АПАРИНА Вопиющий случай произошел в начале октября в детской республиканской больнице в Уфе – детям, больным сахарным диабетом,
16.10.2018 Комсомольская правда Уфа
DSC 5437 - Управление культуры г. Кумертау С октября 2018 года в Центральной городской библиотеке продолжают свою работу бесплатные курсы по обучению компьютерной грамотности.
17.10.2018 Управление культуры г. Кумертау
Впервые в театральной истории Стерлитамака эксперты национальной театральной премии «Золотая маска» посмотрели спектакль Русского драматического театра.
12.10.2018 Стерлитамакский рабочий
fmnwrl0tcpm.jpg - Sterlitamak.Ru В минувшие выходные в рамках I тура чемпионата России по волейболу сезона 2018-2019 года среди мужских команд Высшей лиги «А» стерлитамакский «Тархан» на выезде встретился с оренбургским «Нефтяником» (ВК «Оренбуржье»).
17.10.2018 Sterlitamak.Ru
Состоялся праздник посвящения в спортсмены детей 4-8 лет, принятых в секцию аэробики Детско-юношеской спортивной школы г. Агидель Аэробика представляет собой физические упражнения под музыку,
15.10.2018 Огни Агидели
Информация об обрушении лифта по Молодежному бульвару в Уфе не соответствует действительности - Администрация городского округа Уфа Сегодня, 17 октября 2018 года, информационный портал UfacityNews.ru разместил информацию о том, что 11 октября в многоквартирном доме по адресу Молодежный бульвар, 5 обрушился лифт.
17.10.2018 Администрация городского округа Уфа
КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА РАЗЪЯСНЯЕТ: КАК СОГЛАСОВАТЬ ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА С СОБСТВЕННИКАМИ СОСЕДНИХ ЗЕМЕЛЬ - Администрация Стерлитамакского района Для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет или уточнения его необходимо осуществить процедуру межевания.
17.10.2018 Администрация Стерлитамакского района
Нужна адресная работа над проблемными вопросами - Администрации г. о. Сибай Главная новость сегодня в Республике Башкортостан – это досрочная отставка Главы Республики Рустэма Закиевича Хамитова и назначение врио на эту высокую и ответственную должность Радия Фаритовича Хабирова.
16.10.2018 Администрации г. о. Сибай
Обстановка на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан по состоянию на 07:00 17.10.
17.10.2018 Комитет по транспорту и дорожному хозяйству
Специалистами отдела ветеринарного надзора на Госгранице РФ и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан с 1 по 16 октября 2018 года досмотрена 31 партия – 2122,6 тонны шротов рапсового и подсолне
17.10.2018 Россельхознадзор
В ходе открытых конкурентных переговоров определен победитель с последующим оформлением договора на выполнение строительно-монтажных работ по строительству котельной с теплосетями в г. Агидель.
16.10.2018 Огни Агидели