Во всём мире коллектив воспринимается «визитной карточкой» России, считается её национальным достоянием. С оркестром выступали Лидия Русланова, Ольга Воронец, Иван Козловский, Дмитрий Хворостовский и многие другие звёзды российской му-зыкальной культуры.
Оркестр был создан в 1919 году как Первый Московский Великорусский оркестр Б.С. Трояновского под управлением П.И. Алексеева. С 1940 по 1945 годы руководил оркестром Николай Петрович Осипов. «Как большой му-зыкант и новатор, он обогатил звучание оркестра новыми красками, введя в его состав старинные народные инструменты».
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны оркестр неустанно выступал перед бойцами и тружениками тыла, снискав поистине всенародную любовь.
Лучше самих слушателей фронтовой поры трудно дать оценку труду му-зыкантов: «Прослушав данный вами шефский концерт, мы, бойцы, сержанты и офицеры войсковой части, выражаем свою глубокую благодарность и своё восхищение исключительным мастерством исполнения близких и родных нам песен нашего великого народа».
Николай Петрович Осипов умер в 1945 году, а 13 июля 1946 года в ответ на просьбы самих му-зыкантов постановили: «Присвоить Государственному Русскому народному оркестру имя Заслуженного артиста РСФСР Николая Петровича Осипова».
С 1945 по 1954 годы оркестром руководил брат – Дмитрий Петрович Осипов, тоже заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
И сейчас этот прославленный коллектив продолжает великое дело сохранения русского народного культурного наследия и пропаганды наших му-зыкальных традиций .
В Интернете Вы найдёте массу материалов об оркестре имени Осипова. Но только сейчас стало известно и готовится к печати сенсационный материал, что Николай Петрович Осипов связан с нашим Уфимским краем. Здесь его исторические корни.
Немного найдётся селений в Башкирии, жители которого внесли так много славных страниц в историю Отечества, как старинное русское село Богородское (Сергеевка), что лежит в Благовещенском районе к северу от Уфы.
Основал село полковник и кавалер И.С. Сергеев, его сын Пётр Иванович Сергеев – инженер, прокладывал дороги, один из первых пароходчиков в крае, проектировал первую железнодорожную линию от Самары до Оренбурга, а после присоединения Средней Азии – маршрут трассы до Ташкента.
Женился на Анне Станиславовне Циолковской, дочери командующего Башкиро-мещерякским войском, дальним родственником им приходился будущий всемирно известный учёный К.Э. Циолковский.
Прославили село и сельские труженики. Всемирную известность получил подвиг Николая Яковлевича Киселёва (1913–1974), уроженца Богородского, во время Великой Отечественной войны выведшего из оккупированной Белоруссии в 1942 году группу еврейских жителей, скрывавшихся от ***ов. В 2008 году был снят фильм «Список Киселёва», а в 2015 году в Благовещенске открыт пa-мятник герою.
Единственная дочь помещика-инженера П.И. Сергеева – Александра Петровна вышла замуж за Николая Ивановича Осипова. Их сын надворный советник Пётр Николаевич Осипов (1871 г. р.) служил в аппарате Государственного Совета, высшего органа власти Российской империи. В семье было три сына и дочь, судьба старшего – Николая Петровича Осипова и вошла в историю русской му-зыки.
Он родился в Петербурге, увлe-чeниe му-зыкой пришло неожиданно. Как то раз Ника (так звали его дома) заболел и отец подарил ему балалайку. Иг-paть на ней никто в семье не умел и обучить мaль-чика пригласили... дворника, отставного солдата Степана Соколова. Дворник, правда, учился у самого Василия Васильевича Андреева, организатора первого в России Императорского Великорусского оркестра народных инструментов.
Мaль-чик быстро овладел искусством иг-ры на балалайке, затем с ним занимались профессиональные му-зыканты. А в начале 1909 года его неожиданно пригласили выступить на благотворительном концерте.
Как вспоминал сам Николай Петрович Осипов: «Крикам "бис" не было конца. ... Во время иг-ры я видел обращённые на меня тысячи глаз, но они меня не смущали. ... Но вот уже я в артистической комнате, а из зала всё ещё слышны крики и аплодисменты. Последний раз я вышел раскланиваться без балалайки и возвратился с громадной коробкой конфет».
Юный талант выступал с лучшими коллективами Санкт-Петербурга, не уехал из России в Гражданскую. «Когда его спрашивали, собирается ли он бежать за границу, отвечал, что его призвание – искусство, а его искусство вышло из русского народного творчества, с которым он не хочет порывать живую связь. Он остался в голодном Петрограде».
Русский композитор и дирижёр Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859–1935) свидетельствовал: «Когда слушаешь Николая Осипова, невольно возникает образ величайшего скрипача Николо Паганини. Так же как и Паганини силой колоссального гения утвердил скрипичное мастерство в его настоящем совершенстве, так и Осипов вызвал к жизни балалайку и сделал её в своих руках таким же совершенным инструментом, как скрипка.
Потрясающий (как говорили о Паганини: "дьявольский") темперамент с невероятной техникой – ещё более усиливают это сходство Николая Осипова с Николо Паганини».
Когда началась война, сначала все му-зыкальные коллективы были распущены, но оркестр русских народных инструментов уже давно сотрудничал с радио. Его восстановили и всю войну для бойцов и тружеников тыла звучали душевные русские народные песни.
Среди стa-poжилов села Богородского (Сергеевки) сохранялась память, что знаменитый оркестр носит имя их земляка. До 1925 года рядом с селом проживала тётушка артиста – Любовь Николаевна Грунская. Она, без сомнения, переписывалась с родственниками, а к этому времени Николай Осипов уже был известным му-зыкантом. По всей видимости, от неё сельчане и узнали о прославленном артисте, сыне их последнего помещика.
Приходилось ли самому Николаю Петровичу Осипову бывать на уфимской земле? Точных сведений нет, но в мае 1909 года в нашей Уфе родился его брат, впоследствии также известный му-зыкант Дмитрий Петрович Осипов (1909 – 1954). Кроме того, в 1908 году Осиповы продают имение в Богородском.
Это был сложный и длительный процесс, в селе оставалась большая усадьба, которую в 1908 году Осиповы бec-плaтно подарили уфимскому земству под школу.
Наверняка, вся семья, отец Пётр Николаевич Осипов и супруга Татьяна Васильевна, обосновалась в Уфе на этот период, а когда стало ясно, что ожидается рождение младшего сына – возвращаться в Петербург не стали. Скорее всего, родители взяли с собой и старших детей Марию (10 лет), Николая (8 лет) и Сергея (4 года). Для состоятельного столичного чиновника не проблема была снять хорошее жильё в Уфе, тем более, что здесь служил его брат Александр Николаевич Осипов, владелец поместья в Стерлитамакском уезде.
Вполне вероятно, что многие месяцы в 1908 и начале 1909 года Ника Осипов провёл на уфимской земле. С отцом он мог ездить в Благзавод и Богородское, а так как он уже хорошо иг-paл на балалайке, этот небольшой инструмент легко взять с собой в дорогу, то, возможно, сидя на крылечке старинной усадьбы Сергеевых / Осиповых в Богородском он перебирал струны, удивляя здешних крестьян – ишь как сынок барина-то иг-paет. А может Коля Осипов сам слушал богородских балалаечников, запоминал понравившиеся аккорды.
И когда, вернувшись в Петербург, в 1909 году он впервые выходил на большую сцену, возможно, перед взыскательной столичной публикой зазвучали напевы земли благовещенской и уфимской...
Роднов Михаил, доктор исторических наук
Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»
Источник: Уфимский Журнал
10.01.2016 13:02