Исламский фактор


…Пять лет назад Регина стала носить платок. Она просит не употреблять слово «хиджаб», говорит, что оно себя дискредитировало. 
- Что происходит, когда женщина начинает носить платок? – Регина удивляется моему вопросу. От природы у нее прекрасные волосы, но она уверена, что не выйдет на улицу с непокрытой головой. – Это - харам, зачем всем видеть, какие у меня волосы? Выйду замуж, буду для мужа красивая, - отшучивается она.

Регина подрабатывает нянечкой. Когда она сидит с маленькими детьми, играет с ними в куклы и машинки, то одета вполне обычно: в джинсы и футболку. К работодательницам у нее одна просьба, чтобы они звонили ей за полчаса до прихода домой мужа. За это время Регина успевает надеть просторное платье и покрыть голову. Чужой мужчина не должен видеть ее фигуру.
Сколько в Уфе девушек таких, как она, не подсчитаешь. Ислам в республике исповедуют многие. Но, как и в любой религии, есть истинно верующие, а есть те, кто просто носит на шее полумесяц.
- Их можно назвать этническими мусульманами, - говорит имам-наиб Инсаф-хазрат. Он вот уже несколько лет ведет занятия в мусульманской школе в исламском центре на улице Сельской Богородской, 45/1. В основном к нему приходят заниматься дети, но обращаются и взрослые, всех их хазрат учит читать по-арабски. Программа создана специалистами Исламского университета, прошла аккредитацию в Духовном управлении мусульман РБ.
Сейчас дети на каникулах. Кого-то родители отправили в лагерь, но есть и те, кого увезли в деревню на лето, лишь бы не ходили в мечеть.
- Очень часто приходится встречаться с непониманием, - сетует Инсаф-хазрат. – Зачастую подростки духовно намного чище своих родителей. Мамы с папами думают, что ребенка волнуют только дискотеки и пиво, но многие ребята задумываются о смысле жизни, о религии, хотят ее изучать и понимать. В тех семьях, где родители привыкли ходить в мечеть, проб-лем не возникает, они сами приводят к нам своих детей. Сложнее там, где мамы с папами только формально являются верующими, они не знают, где расположены исламские центры, не интересуются системой обучения. Пытаюсь их переубедить, объяснить, что тяга к вере естественна и намного лучше, если подросток будет читать Коран, чем приобщаться к вредным привычкам, но понимание мы находим, к сожалению, не всегда…
…Вот уже 225 лет как Уфа является центром российского исламского мира. На Тукаева, 50 расположено Центральное духовное управление мусульман России. В Уфе же находится Исламский университет, славящийся высоким качеством духовного образования. При всех мечетях есть приходские школы, занятия в них абсолютно бесплатны. Казалось бы, для человека, интересующегося темой, найти школу и начать заниматься, не составляет труда. Но в то же время в Уфе и республике регулярно задерживают представителей псевдорелигиозных организаций.
Немного о «не тех»
Тема деструктивных организаций в республике считается сложной, местами даже настораживающей. Уровню религиозной толерантности, сложившемуся у нас, может позавидовать большинство регионов России. Что на Курбан-байрам, что на Пасху, гуляет вся республика.
Но, к сожалению, на территории Республики Башкортостан имеются организации радикальных течений, деятельность которых запрещена Верховным судом Российской Федерации.
Недавно были осуждены четверо жителей Баймакского района. В их домах оперативники обнаружили два самодельных взрывных устройства и компоненты для их изготовления, боеприпасы, магазины к автомату Калашникова, огнестрельное и пневматическое оружие. Также были изъяты инструкции по минированию автомобилей. Как сообщили в пресс-службе ФСБ по Республике Башкортостан, один из осужденных в 1998 году отправился в хадж в Саудовскую Аравию. Тогда же его завербовали представители чеченских бандформирований, исповедовавшие ваххабизм. Вернувшись в Баймак, он создал там ячейку организации «Имарат Кавказа». Она признана террористической, и в России ее деятельность запрещена. Все четверо агитировали баймакцев за смену государственного строя и установление теократии. Пока все ограничивалось кухонными разговорами, организации удавалось оставаться в тени, но потом эти люди попытались захватить мечеть, они просто не пустили туда имама и выбрали нового, из числа своих сторонников. После скандала деятельность организации была прекращена.
Расследуется дело о подготовке теракта в Москве. В поле зрения УФСБ они находились еще с 2010 года, когда выехали в Афганистан прямо в лагеря боевиков, когда вернулись в Россию, за ними стали наблюдать. После того как стало ясно, что на съемной квартире в Орехово-Зуево они готовят теракт, прошла спецоперация. Во время нее все трое стали отстреливаться. Квартиру пришлось брать штурмом. В результате двое квартирантов погибли, задержать удалось лишь одного мужчину, он оказался родом из Стерлитамака. Сейчас подозреваемый дает показания. Установлена его причастность к «Исламской партии Туркестана». В планах ее членов - переделать политическую карту всего Ближнего Востока. Активисты грезят о создании исламского халифата на территории Средней Азии с включением туда поволжских регионов России. В квартире найдены заготовки для создания самодельных бомб и поясов смертников. Руководитель российской ячейки организации тоже оказался из Стерлитамака. Сейчас он задержан.
В начале июля в Уфе осуждены двое участников запрещенной в России организации «Хизб ут Тахрир аль-Ислами». Как сообщили в прокуратуре Орджоникидзевского района столицы, следствие установило, что они в 2009 году создали ячейку объединения и стали бороться за создание исламского халифата, распространяли экстримистскую литературу, проводили собрания. Суд приговорил их к году и семи месяцам условно. Совсем недавно вынесен приговор в отношении еще двоих участников «Хизб ут Тахрир аль-Ислами» из Давлеканово. За два года в республике возбуждено 12 уголовных дел, связанных с этой организацией.
По данным УФСБ РБ, минимум 50 жителей республики сейчас находятся в лагерях международных террористических организаций на Ближнем Востоке.
Зерна от плевел
- Да. Проблема есть, и она очень серьезная, - отмечает Председатель Cовета по государственно-конфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан Вячеслав Пятков. – Республика Башкортостан является многонациональным и многоконфессиональным субъектом Российской Федерации. Ведущие религиозные течения у нас - ислам и православие. В республике действует 1954 религиозные организации, 12 духовных центров. Вероисповедальная политика Республики Башкортостан выстроена между государством, органами власти и религиозными организациями в целую систему. Она включает в себя возврат зданий, которые когда-то принадлежали религиозным организациям, и когда-то были несправедливо отобраны, льготное обложение религиозных организаций налогами, объявление нерабочими днями религиозных праздников: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рождество, Пасха. Такое толерантное отношение друг к другу, межконфессиональный диалог в республике очень важны на сегодняшний день, когда есть попытки спровоцировать ненависть на межнациональной и религиозной почве, а также дестабилизировать ситуацию в Российской Федерации. Этого нельзя допустить.
Ситуация с различными радикальными организациями в республике находится под контролем органов власти, силовых структур.
Несколько лет назад в Аскинском районе двое парней пытались создать радикальную группировку «аскинский джамаат». Мне довелось пообщаться с мамой одного из бомбистов. Обычная женщина, простой дом, вроде бы куча домашних хлопот, но все валится из рук. С ней разговаривали и полицейские, и сотрудники ФСБ, женщина не верила, что ее сын мог быть причастен к террористическим организациям. В самой деревне Урмияз, где они жили, работы особо нет, вот сын и уехал на Север на заработки. А потом вернулся, сжег все свои фотографии, замкнулся в себе. Женщина тогда и внимания на это не обратила, мало ли что у нынешней молодежи на уме. Северный след прослеживается и у руководителя ячейки «Исламской партии Туркестана», в его биографии тоже есть пункт «уехал на заработки, вернулся другим».
- Да. Аскинские парни уезжали в Новый Уренгой, там на них было оказано воздействие салафитского толка. К сожалению, такие вещи происходят и в других северных городах. Мусульманские религиозные организации, которые находятся в Западной Сибири, относятся к юрисдикции Центрального духовного управления мусульман России. Председатель Центрального духовного управления мусульман России уважаемый верховный муфтий Талгат Таджуддин регулярно туда выезжает. Да, на некоторых вахтовиков оказывают воздействие. К сожалению, такие вещи есть и в других городах Сибири. Люди из Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации выезжают вахтовым методом в эти города и на них пытаются воздействовать представители радикальных учений. В основном интервенции подвержена молодежь, чья вера еще не очень крепка, а знаний по религии немного. Тут выход один – надо повышать уровень религиозных знаний, повышать религиозную грамотность, причем не где-нибудь, а в мечетях. Только развитие мусульманского образования в нашей стране даст иммунитет против радикальных учений, - подчеркнул Вячеслав Пятков.

Тот или не тот
Позицию советника по делам религий полностью разделяют и в Исламском университете. Его декан Ахмат-хазрат Гарифуллин признается: каждый год западно-сибирские регионы обращаются в университет с просьбой прислать им имамов, гарантируют им жилье и хорошую заработную плату.
- Там поняли масштабы проблемы и пытаются ее решить, - поясняет Ахмат-хазрат. – Если в 90-е годы центром радикализма был Северный Кавказ, то теперь благодаря усилиям Ахмада Кадырова деструктивные учения оттуда выдавлены, но они переместились в Западную Сибирь. Там для этого сложилась, к сожалению, благоприятная почва. Еще в годы сталинских репрессий туда было переселено множество выходцев с Кавказа. Сейчас работа там ведется большая: власти стараются, чтобы в каждой мечети был имам, чтобы проводились различные просветительские мероприятия. Почему наши вахтовики подхватывают этот «вирус»? Из-за неграмотности. Столкнувшись с неизвестным учением, оказавшись в изоляции, без друзей, близких, человек легче ему поддается. Поэтому вахтовикам я могу дать один совет: прежде чем уезжать, найдите себе в мечети наставника, которому бы вы потом могли рассказать обо всех подозрительных ситуациях.
Ахмат-хазрат всю свою жизнь связал с исламом и, конечно, людей, придерживающихся радикальных взглядов, он видит сразу. Но отмечает: внешний фактор тут не главный.
- Можно сколько угодно перечислять, что они носят одежду в пол или длинные бороды, но практика показывает, что можно и переодеться, и бороду сбрить, их отличает поведение, противоречащее канонам ислама. Так, правоверный мусульманин всегда почитает своих родителей, а многие радикалы от них отказываются, называя их неверными. Традиционный ислам подразумевает заботу о могилах ближних, радикалы отрицают это. Мусульмане празднуют день рождения пророка Мухаммеда, а члены деструктивных учений - нет. Истинный ислам отрицает любое насилие, он говорит о том, что Бог един. Если вам пытаются доказать обратное, значит, речь идет о каком-то другом учении, не имеющем с исламом ничего общего, - объясняет он.
Ахмат Гарифуллин является имам-хатыбом мечети «Ляля-Тюльпан». На вечерние молитвы сюда иногда приходят те, кто исповедует совсем не традиционный ислам.
Бывает и такое, что правоверному мусульманину незнакомые люди на улице предлагают попить чаю, поговорить о религии и, уже оказавшись на собрании, человек понимает, что попал к представителям радикальной группировки.
Беда не только в том, что прихожане могут случайно попасть на собрания деструктивных организаций, страшнее другое. Пообщавшись однажды с салафитами, человек уже чувствует себя изгоем, он не рассказывает об этом близким, не идет в мечеть и не советуется, хотя зря.
- Мы ни от кого не отказываемся, - подчеркивает Ахмат-хазрат. – Человек всегда может вернуться в мечеть, и его там примут. Так называемые деструктивные учения просто перевирают Коран. Они не имеют отношения к исламу, и мы пытаемся объяснить людям, которые к ним идут, что они ошибаются, становятся жертвами политической игры.
Сейчас внимание исламского мира приковано к событиям в Сирии и Египте. А для наших мусульманских центров это еще один маячок. В свое время из республики много молодых людей ездило на Ближний Восток изучать ислам. Многие тоже возвращались «другими».
- Данная тема бесконтрольного выезда студентов на обучение в зарубежные страны неоднократно поднималась на уровне руководства Российской Федерации. Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте Республики Башкортостан также неоднократно поднимал эту проблему. Из-за бесконтрольного выезда cтудeнтов, к сожалению, на территории России появились представители радикальных идеологий, поскольку молодые ребята нередко получали там образование, которое направляло их против традиционного ислама. Эта ситуация сейчас меняется в корне. Совершенствуется система религиозного образования Российской Федерации — только у нас в Башкирии действуют четыре медресе и Исламский университет, которые дают возможность получать хорошее образование и становиться достойными представителями исламской религии, - отметил Вячеслав Пятков.
Кстати, наша страна тоже вполне может считаться мировым исламским центром. В Волжской Булгарии ислам был принят в 922 году. С тех пор религия распространилась по стране, причем на протяжении сотен лет на нашей территории не было конфессиональных конфликтов.
- Без дипломов хотя бы бакалавров мы никого из наших студентов в другие страны не отпускаем, - подчеркивает Ахмат-хазрат. – Для изучения арабского или повышения квалификации можно ездить в Иорданию, Тунис, Марокко, Турцию. Но исключительно в рамках учебной программы. В каждой стране есть свои религиозные традиции, обряды, и нам совсем не нужно, чтобы наши имамы их перенимали. Что нужно? Языковая практика, беглое чтение, в общем, обычные вещи, для которых направляют за границу студентов и светские вузы.
Внутри уммы
- Однажды я вызвала такси, по понятным причинам вызываю лишь женское. Разговорилась с водителем. Она явно мусульманка, но разошлась с мужем, одна воспитывает дочь. В умме такое бывает довольно редко. Оказалось, ее супруг стал участником «Хизб ут Тахрир аль - Ислами» и бросил работу. Представляете, по их учению мужчинам нельзя работать, так как они не согласны с идеологией государства! И содержала всю семью эта женщина, которая вынуждена была устроиться водителем! – негодует Айгуль Сиражетдинова. Айгуль – автор сценария, корреспондент телепрограммы «Аль Фатиха». Также она как режиссер занимается постановкой праздников и фестивалей и регулярно ходит в мечеть.
- Для представителей деструктивных учений характерен уход от социума, - говорит Ахмат-хазрат. – Кто-то бросает работу, уходит от налогов, отказывается от страховки, не обращается к банкам или к страхованию. Есть и те, кто сокращает круг общения только до членов своей группы. В любой момент по требованию руководителей они могут передавать им свое имущество, средства, превращаясь в экономических марионеток.
Айгуль таких людей не понимает.
- У них очень много запретов. Они грехом объявляют абсолютно все. Часто приходится слышать, что девушка неожиданно закуталась в паранджу или молодой человек отпустил бороду до колен, и только потом стали изучать учение. В исламе внешние факторы – вторичны. Есть последовательность пунктов посвящения. На первом этапе человек должен понять и принять единобожие. Затем он изучает Коран, учится понимать, где черное, а где - белое. И только, образно говоря, 13-й пункт касается аурата – то есть частей тела, которые непременно должны быть прикрыты, - заметила Айгуль.
Она признается, внешний фактор иногда всплывает и в самой умме. Мусульманки не всегда единодушны относительно того, можно ли носить красный, каков должен быть фасон одежды, чтобы не нарушать канонов и так далее. В принципе, это характерно и для светских бесед, но в исламе – это вопрос особый. Деструктивные учения пытаются бросить тень на всю религию. Не интересующиеся вопросом люди могут запутаться, а потому правоверные мусульмане делают все, чтобы жить именно по канонам, не нарушать правила.
Все точки в вопросе ношения платков в школе недавно поставлены постановлением правительства Российской Федерации. Введена единая школьная форма.
- Взрослые граждане могут одеваться так, как считают нужным, - говорит Вячеслав Пятков. – Во Франции, например, приняли довольно жесткий закон, запрещающий ношение хиджабов в общественных местах. Россия – светское государство. У нас в стране разрешено исповедовать любые вероучения, которые не направлены против человека, общества, государства. Самое главное, чтобы была веротерпимость.
Айгуль всегда одевается по мусульманской традиции и утверждает, что никакого дискомфорта от этого не испытывает. Недавно она поступила во ВГИК и довольно часто бывает в Москве. Каждый раз близкие отпускают ее с опаской, мало ли что.
- Но на самом деле ничего страшного. За все время у меня не было ни одной неприятной встречи, никто на меня косо не смотрел, - утверждает она. - Мне кажется, весь этот мусульманский вопрос абсолютно наносной, внешний. Никто ни у нас в республике, ни в Центральной России мусульман не боится, не проводит параллелей с запрещенными организациями. Просто наша страна, к сожалению, поддалась какой-то странной моде, идущей с Запада, где, с одной стороны, устраивают чудеса толерантности, с другой - воспринимают каждого как потенциального террориста. Нужно перестать видеть в людях мусульман, православных, атеистов и так далее. Вы говорите о толерантности, но она наступит только тогда, когда в каждом человеке общество сможет видеть только личные качества и поступки и ничего больше.

Рита ЛЕСНАЯ

 
По теме
Собор русских Башкортостана проводит работу, направленную на сохранение и развитие русской культуры, народных обрядов и традиций, имен деятелей науки и культуры, родившихся и живших на башкирской земле.
28 марта свой 60-летний юбилей отметил Архимандрит Арсений – настоятель Храма Трех Святителей с. Большеустьикинское.
Мечетлинский район
В Сибае местный житель предстанет перед судом за убийство мужчины - Следственный комитет Сибайским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении 68-летнего местного жителя по факту совершения им общественно-опасного деяния,
Следственный комитет
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» состоялось профсоюзное собрание - Центр стандартизации, метрологии и сертификации В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» подвели итоги выполнения в 2023 году социальных обязательств со стороны руководства и деятельности профсоюзной организации, членами которой являются 100 процентов сотрудников.
Центр стандартизации, метрологии и сертификации
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа