Искусство хаоса не терпит

Искусство хаоса не терпит
Фото: www.journal-ufa.ru

-Ваш приход на эту должность для многих стал неожиданностью. Но в вашей карьере он закономерен. Все-таки за плечами 20 лет работы в этой отрасли, из них пять директором Театра кукол. А сколько времени необходимо, чтобы судить о результатах на новой должности?
- Думаю, достаточно года, а прошло уже почти полтора. Если же просмотреть по трудозатратам, то создается ощущение, что пролетели лет пять, слишком уж насыщенным и богатым был этот период. Нелегко дались первые шаги, да и сегодня управлять самым большим театром республики не легко. Принимая решение, нужно видеть перспективу, чем это обернется не в сиюминутном плане, а в стратегическом. Огромная ответственность, которая не отпускает тебя ни днем, ни ночью.

- Что оказалось самым сложным?
- Понять, как такой организм коммуницирует. Если на прежней работе под моим началом было 90 человек, то здесь только в оркестре столько же. А есть еще балетная и оперная труппы, хор, различные цеха, финансовая и кадровая службы – словом, на одном предприятии несколько заводоуправлений. Надо было понять, где тормозится работа, где все уже устарело и требует обновления.
- Режиссерское образование помогло?
- У меня много специальностей. Самое первое - фельдшер-акушер, окончил Салаватское медучилище. Потом актерский факультет Института искусств, Академия переподготовки работников культуры, наконец, менеджмент в БАГСУ. Также пишу пьесы. В плане понимания человеческой психологии это очень полезно – порой в жизни встречаешь такие типажи, что любая фантазия блекнет. Но сегодня из всего этого самая востребованная - управленческая функция.

- Что сегодня для вас приоритетно?
- Наращивать объемы продаж. Мы - бюджетная организация. И в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где театры поддерживаются на федеральном уровне, мы дотируемся только из республиканского бюджета. Поэтому напрямую заинтересованы, чтобы продавалось как можно больше билетов. А это зависит от того, сколько зрителей придет на спектакль, интересен ли публике наш творческий продукт, и если продолжить цепочку - какого уровня исполнители работают в нашем театре.

- Но стоимость билетов у вас самая высокая в республике. Не отпугнут ли такие цены?
- Действительно, стоимость может доходить до шести  тысяч рублей, но только на фестивальные спектакли или премьеры. Диапазон же цен достаточно широк, начинаясь с 300 рублей. Мы можем предложить билеты на любой кошелек. Расширяем репертуар и на малой сцене театра.

- Если сравнить сегодняшний репертуар и 20-летней давности, то, за редким исключением, и тогда, и сейчас превалирует классика. Это принципиально? Почему бы не дать уфимцам познакомиться с лучшими образцами современной хореографии, например?
- Русский балет силен традициями. Когда нас приглашают на гастроли, то хотят видеть его лучшие образцы – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Импресарио откровенно говорят: нам модерн не нужен, достаточно своего.

- Здесь можно поспорить. Талантливые постановки существуют и существовали. В свое время «Спартак» и «Легенда о любви» тоже воспринимались как произведения современной хореографии, а сегодня они классика.
- Я бы отнес сюда и «Анюту» Владимира Васильева – драма, совершенно гармонично положенная на музыку. Но ведь бывает и по-другому: заказывая модерн, по сути покупаешь кота в мешке. Современная хореография в театре присутствует в виде дивертисмента.

- Но в опере мы наблюдаем определенные эксперименты, и весьма успешные…
- Вы имеете в виду новые режиссерские трактовки? Я их приветствую, если они произрастают на основе глубокого понимания произведения. Как это случилось, например, у Дмитрия  Белянушкина в «Кармен». Его трактовка образа главной героини обоснована прочтением Мериме. Кармен спасает Хозе от кармы, тем самым подменяя его гибель своей. Я за такие постановки классики, как, например, «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в Вахтанговском театре. Это - верх режиссерского таланта. Разве читателю не набили оскомину стереотипы: Катерина – луч света в темном царстве, а Кабаниха – жестокая и властная старуха? Для меня праздник, когда постановка вдохновила, обогатила и изменила тебя.

- Как строятся отношения с критиками? Насколько их суждения, говоря официальным языком, конструктивны?
- Если понимать под этим критику, из которой можно сделать выводы и принять к сведению, то как объяснить, что уважаемые ценители высокого искусства, в пух и прах разнесшие «Геракла», оказались в аутсайдерах? Опера получила «Золотую маску», она шла при полных залах в Москве и вызвала гром оваций. И эта критика конструктивна? Она может быть и позитивной, и негативной. Ее нужно принять к сведению и двигаться дальше. Одно то, что, например, Григорович доверил театру такие сложнейшие балеты, как «Спартак» и «Легенду о любви», говорит лучше любой хвалебной рецензии. Юрий Николаевич никогда не даст ставить свой балет, если театр не дотягивает до определенного уровня. А вот еще один пример: известный российский критик Сергей Коробков, который за свою жизнь видел десятки постановок «Кармен», кричал браво нашей Эльвире Фаттыховой – исполнительнице партии Микаэлы. Его поразила трактовка образа. А москвичи отметили, что у нас собрана уникальная музыкальная шкатулка голосов.

- Недавно в театре появился новый гл
авный режиссер - один из номинантов «Золотой маски» Филипп Разенков. Эта должность, кажется, не была занята десять лет.
- Если мы хотим двигаться вперед, то без главного режиссера не обойтись. Нужен человек, который бы реанимировал старые спектакли, перестраивал их, работал с труппой, проводил мастер-классы. Филипп молод, но уже широко известен своими постановками. Сегодня в театр пришло новое поколение режиссеров, начитанных, музыкально образованных, имеющих коммуникации по всему миру. Они креативны, у них богатая фантазия, а привлечение талантливых художников дает прекрасный результат. У молодых свои преимущества. Они, например,  могут поставить детскую оперу абсолютно на другой манер, через призму современного восприятия. Вспомните, какой успех имел Ганичев в Молодежном театре с постановкой «Мы с тобой одной крови».
Но есть и другие примеры, когда на сцене неразбериха. Здесь и нужен менеджер, чтобы не тратить на это государственные деньги.

- На что вы их точно не потратите и что не приемлете на сцене?
- Все, что ниже эстетической планки. Никогда не приму на сцене голого тела. Есть определенный нравственный порог, через который нельзя перешагивать. Зритель должен видеть красоту. Никогда не пойму такие постановки Богомолова или «Гоголь-центра».

- Чем порадуете нас в новом сезоне?
- Балетом «Аленький цветочек», а в первой декаде декабря зрители увидят оперу «Царская невеста» в постановке Филиппа Разенкова.
Балетную труппу ожидают зарубежные гастроли. В августе она отправится в ЮАР с дивертисментом и «Вальпургиевой ночью», в сентябре - на фестиваль в Бангкок с «Корсаром» и «Спартаком», а в ноябре - в Германию с «Лебединым озером» и «Щелкунчиком».

- Чем бы вы хотели запомниться в истории театра?
- Я такую задачу перед собой не ставлю. Мечта любого театрального  руководителя – создать возможно большее количество спектаклей со знаком высокохудожественного качества. А для этого необходимо абсолютно точное построение бизнес-плана. Экономика, как известно, хаоса не терпит. Настоящее искусство, как правило, тоже.

Светлана ЯНОВА

 
По теме
Сегодня, 29 марта, в Центральной районной библиотеке состоялся ежегодный районный конкурс сочинителей «Родники вдохновения – 2024» ,
Союз театральных деятелей РБ  приглашает лиц, причастных к культуре, принять участие в республиканском конкурсе чтецов «Мастер слова», который пройдёт 6 мая в Уфе.
В Сибае местный житель предстанет перед судом за убийство мужчины - Следственный комитет Сибайским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении 68-летнего местного жителя по факту совершения им общественно-опасного деяния,
Следственный комитет
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» состоялось профсоюзное собрание - Центр стандартизации, метрологии и сертификации В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» подвели итоги выполнения в 2023 году социальных обязательств со стороны руководства и деятельности профсоюзной организации, членами которой являются 100 процентов сотрудников.
Центр стандартизации, метрологии и сертификации
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа