Гузель Юлдашева: «Научиться танцевать никогда не поздно»

Гузель Юлдашева: «Научиться танцевать никогда не поздно»
01.jpg
6NJaqIknlzg.jpg
SMdn99_pOwk.jpg
X7fVIQO5RHY.jpg
YxaSrrs5gjQ.jpg
04.jpg
Фото: proufu.ru

«Как я не любила этот балет!»

- Гузель, с чего началась ваша любовь к танцам?

- Моя история, как и у многих, началась с того, что родители привели меня в балетную студию. К нам в город – я родилась в Салавате – приехал замечательней педагог Воронежского хореографического училища Наталья Любимова. Помню, что к ней на курс был огромный набор, и мне повезло туда попасть.

Все мое осознанное детство и юность были связаны с балетом. Я помню первые занятия – как я не любила этот балет! Ходила, конечно, занималась, но это было как-то неосознанно. А перелом случился к старшим классам. Я просто заболела: стала собирать журналы балетные, если какой-то балет показывали по телевизору, я не могла оторваться и даже партии пыталась учить: смотрела на экран, запоминала и пыталась повторить.

- Перелом случился в связи с чем-то, или просто вдруг щелкнуло?

- Вдруг щелкнуло, да. Наверное, мозг повзрослел (смеется – прим.ред).

- И после этого от танцев отказаться вы уже не могли?

- После школы я поступила в стерлитамакский техникум культуры, где училась у Надежды Резвановой, которая сейчас живет в Австрии. Тогда мы изучали вариации из разных балетов – от «Жизели» до «Щелкунчика» - и танцевали их. Но после техникума долго раздумывала, куда идти: получать высшее педагогическое образование или все же профессиональное. Случайно пришла на пробы в ансамбль имени Файзи Гаскарова, и мне повезло – руководитель Равис Харисов посмотрел меня и взял в коллектив. Я была очень счастлива. Я на всех этих танцовщиков всегда смотрела с восторгом и думала: «Господи, я же теперь здесь, с этими звездами!»

- Но вы на этом не остановились. Насколько я знаю, вы успели еще и ГИТИС закончить?

- Да. Когда я начала работать в ансамбле, когда Министерство культуры республики объявило набор в Москву, в ГИТИС. Туда поступали выпускники хореографического училища, солисты оперного театра, и танцовщики нашего ансамбля. Я тоже попробовала – и мне снова повезло. В ГИТИСе мы изучали все – исторические танцы, народные, классические. Там же мы танцевали фламенко, откуда, в общем-то, и началась моя любовь к этому танцу.

- Выпускница ГИТИСа. Не хотелось остаться в Москве?

- Было! Я практически осталась, но в последний момент передумала. Я была фанатом коллектива «Русские сезоны» под руководством Николая Андросова. Тогда это было похоже на небольшой частный коллектив, там танцевали человек десять. Кстати, именно тогда у меня впервые появилась мысль о том, чтобы создать собственный коллектив в Уфе.

Мы с девочками, с которым вместе учились, пошли на открытый урок «Русских сезонов». Помню, как мне понравилась атмосфера, хотя было страшно сначала – придешь, а там все такие звезды с задранными носами. Но нет, ребята оказались очень дружелюбными и приветливыми. У них и зал был небольшой, и раздевалка всего одна, и никаких тебе «Отойди, подвинься, ты кто вообще?».

Все время, что я была на сессии в Москве, я занималась с этим коллективом. Когда сессия закончилась и все наши ребята уехали назад в Уфу, я осталась в Москве и продолжала танцевать в «Русских сезонах». Мама Роберта даже сделала мне справку, что я болею и не могу выйти на работу в наш госансамбль.

Николай Андросов предлагал мне остаться в Москве совсем, и я была готова, но тут ко мне приехал Роберт. Мы сходили в театр, много гуляли по городу, мне так было хорошо тогда. Я ему говорила, что хочу остаться, предлагала переехать, но он сказал тогда, что жить и работать будет только в своей республике. Он большой патриот и уезжать и Башкирии всегда отказывался.

Роберт и Гузель Юлдашевы выступают вместе уже много лет. Фото из личного архива

В общем, когда Роберт уехал, меня одолела жуткая тоска. На следующий день собиралась на работу, ехала на метро, а нужно было делать пересадку. Стою на станции – в одну сторону поезд до Казанского вокзала, в другую – до студии «Русских сезонов». В итоге, поехала на вокзал, купила билет и вернулась в Уфу.

- Не жалеете?

- Нет. Я думаю, что я бы все равно вернулась. Люблю я Уфу и Башкирию.

Танцуют все

- Вы сказали, что мысль о собственной студии танца возникла еще в студенчестве…

- Эта мысль просто мелькнула тогда. Потом это уже была идея Роберта, он меня убедил.

- Каким образом?

- Мы оба работали в ансамбле Гаскарова. У нас уже дети родились, и каждый раз, когда нужно было уезжать на гастроли, нам приходилось оставлять их с бабушками. Через месяц приезжаешь, а дети уже что-то новое умеют. Я понимала, что не вижу, как они растут.

Роберт к тому времени уже ушел из ансамбля. И когда я решила, что тоже хочу увольняться, он сказал: «Хорошо, значит, нам нужен свой коллектив».Я не хотела сначала, упиралась, но супруг настаивал, и я согласилась.

Начали набирать девочек, ставить какие-то номера. У Роберта тогда намечался первый сольный концерт, и он хотел сделать его с танцем. Мы обратились за помощью к руководителю стерлитамакского Театра танца Рифу Габитову и с его помощью поставили танец «Семь девушек». С того момента мы начали заниматься созданием своего коллектива. Сначала арендовали одно помещение, потом – другое. Оказалось, что аренда студии в Уфе – это довольно дорого и сложно. Но, несмотря на это, у нас получилось, и с 2014 года мы начали работать именно как студия Guzal Dance.

- Кто занимается в вашей студии сегодня?

- Мы учим детей и взрослых любого возраста и с любой подготовкой. В студии, помимо башкирских танцев, наши ученики занимаются восточными танцами, классической хореографией. Для мальчиков есть направление «Курай+танец», на котором с детьми занимается и сам Роберт.

- А зачем взрослые приходят танцевать?

- У всех по-разному. Кому-то не хватает общения, кто-то хочет подправить здоровье, некоторым просто нужно сбрасывать напряжение после работы. Многие взрослые приходят закомплексованными, потому что в детстве им кто-то сказал, что они не умеют танцевать. Я в это не верю, в природе женщины заложено, что она умеет петь, танцевать или вышивать.

Когда к нам приходят взрослые, мы спрашиваем у них, чего они хотят от танцев. Подтянуться и научиться сидеть в шпагате – предлагаем стретчинг, хотят познать какую-то новую культуру – можем предложить восточные или башкирские танцы, а также фламенко. Начать чем-то заниматься никогда не поздно, была бы цель.

Фламенко - один из самых любимых танцев Гузель

- А как с детьми? Что делать, если ребенок, как и вы в детстве, не любит танцы и ходит на занятия только потому, что родители заставляют?

- Тут многое зависит от педагога. Дети ведь разные: одни с ленцой, другим хочется поиграть, побегать, а не концентрироваться на чем-то, третьи ловят каждое слово. Дети бывают талантливы, имеют все данные, но не могут сконцентрироваться, витают в облаках. Так что к каждому ребенку нужен особенный подход педагога. Но надо, конечно, чтобы родители тоже помогали. Возьмите знаменитых музыкантов. Раймонд Паулс рассказывал, что в детстве родители заставляли его заниматься часами, но сейчас он за это очень благодарен. Мои родители считали, что танец для девочки необходим, поэтому просто сказали мне «Ты будешь заниматься». Сначала, правда, на музыку хотели отдать, но к музыке у меня вообще не было способностей.

«За строгость отвечает папа»

- Вы с супругом заставляли своих детей заниматься музыкой или танцами?

- Супруг сказал, что дети должны учиться в той школе, в которой учился он сам, поэтому обоих детей мы отдали в специальный музыкальный колледж. Оба играют на фортепиано, но если сын больше увлечен музыкой и даже сочиняет мелодии, дочь решила, что ее больше увлекают танцы. В детстве она занималась танцами и художественной гимнастикой, сейчас учится на балетмейстера и танцует в нашем ансамбле. Дочка помогает и в работе студии тоже.

- А как вы воспитываете детей – в строгости или наоборот, многое им позволяете?

- За строгость у нас отвечает папа. Дочка после заката солнца должна быть дома. Поэтому, как только начинает темнеть, она звонит нам: «Я уже бегу, я около дома, мама, скажи атаю, что я уже тут рядом». А с сыном проще, но он сам у нас довольно строгий.

- Не могу не спросить про участие вашей дочери Нэркэс в проекте «Танцы». Как она на это решилась?

- Она нас поставила перед фактом: «Мама, папа, я поеду». Ну, мы с Робертом переглянулись и сказали: «Езжай». Потом, правда, устроили настоящий консилиум, спрашивали у нее, зачем это шоу, там ведь совсем не наш формат. Я ей говорила, что с башкирским танцем ее могут даже на кастинг не взять. Но Роберт сказал, что мы не должны ребенку перекрывать кислород и надо попробовать. Они поехали на отборочный тур вместе.

Там было несколько тысяч человек желающих, некоторых даже не слушали особенно. Нэркэс надела костюм, Роберт играл на курае. Этот номер оценили, и дочь попала в проект.

- Мы видели ее выступление по телевизору, но потом она будто пропала. Что произошло?

- Во второй тур Нэркэс не прошла, потому что она не сильна в дуэтах в жанре контепорари (contemporary dance - современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники – прим. ред.), который ей попался. Она с этим не знакома, и была не готова.

- И что вы с мужем ей сказали?

- Мы сказали, что на все воля всевышнего, и значит, в тот момент этот проект не был ее судьбой. Зато она спокойно закончила школу со своим классом и поступила в институт. Она, конечно, расстроилась, что не прошла, но не жалеет, что решила участвовать. А Роберт сказал: «Зато мы выступили и показали, что такое Республика Башкортостан»

Роберт

- Когда вы познакомились с мужем?

- Кажется, это был 1995 год, я уже танцевала в ансамбле Гаскарова, а Роберт пришел туда играть на кларнете. Мы подружились, но тогда у меня даже мыслей не было, что у нас возникнет какой-то роман. Однажды он ко мне подошел и спросил, знаю ли я танец «Загида». Я сказала, что не знаю, а он ответил: «И что, до пенсии будешь ждать? Давай, учи! Нужно станцевать на закрытие филармонии». Моя подруга Светлана Габитова, супруга Рифа Габитова, стала меня учить, а Роберт помогал с музыкой. Пока мы работали над этим номеров, у нас возникли какие-то симпатии.

- Роберт Юлдашев – это звезда. Его талант признан коллегами по всему миру. А какой он дома?

- Разный. Он бывает импульсивный, бывает молчаливым, особенно после концертов. Он очень творческий человек, и бытовые вещи предпочитает не замечать. Если нужно, он приготовит завтрак, рубашку себе погладит. Но он этим занимается редко, потому что знает, что есть я. Роберт – человек восточного склада: у меня есть жена, она умеет стирать, готовить и гладить, пусть это делает, а я буду зарабатывать и кормить семью. Но если он за что берется, то делает это хорошо. Медленно, но хорошо, чтобы все было аккуратно.

- Есть в вашей семье какие-то традиции? Как вы, например, проводите свои каникулы?

- Когда дети были маленькие, ездили в Турцию. Сейчас стараемся ездить на святые места республики – на Иремель, Куштау. Мы считаем, что наши дети должны, во-первых, знать нашу культуру, а во-вторых, быть духовными людьми. Мы ездим, кстати, не только со своими детьми, но берем с собой и девочек из ансамбля.

- Почему это так важно для вас?

- Я думаю, что духовность – это сдерживающий фактор от плохих поступков. Посмотрите, раньше люди не пили и не курили, потом, когда появилась эта вседозволенность, человек и начал употреблять спиртное. А пьяным народом легче управлять. Сейчас, когда дети в интернете могут найти что угодно, духовность очень важна.

- У вас религиозная семья?

- Роберт – да, он очень религиозен, я не в такой степени. Я читаю намаз утром и вечером, но до пяти раз в день не дохожу.

- А вы росли в религиозной семье или сами пришли к этому?

- Мои родители хоть и верующие люди, но не религиозные. А к осознанию того, насколько важна духовность, а пришла к этому уже во взрослом возрасте и только благодаря супругу.
 
По теме
Автор рассказов, повестей и очерков на башкирском и русском языках Мавлида Ахмедьянова из Мечетлинского района вошла в число победителей республиканского литературного конкурса патриотических произведений «Голос эпохи».
Данный проект – это однодневные туры по Республике Башкортостан для граждан пенсионного возраста 55+  из Указа Главы РБ от 01.10.2020 N УГ-417 (ред.
Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин, половина из них — фуры - Сетевое издание Республика Башкортостан В эти минуты на трассе М-5 в Уфимском районе работают сотрудники МЧС России и Госкомитета РБ по ЧС, и ГИБДД, и скорой помощи… Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин,
Сетевое издание Республика Башкортостан
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя