27 марта в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на коллегии республиканского Госкомитета по жилищному и строительному надзору. В ходе заседания были подведены итоги работы ведомства в 2014 году и обозначены приоритетные задачи на ближайший период.
Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Здравствуйте коллеги!
Приветствую всех, кто принимает участие в работе этого важного органа исполнительной власти – Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору. Со многими из вас мы, может быть, впервые встречаемся лично. Как раз это накладывает определенные условия на наше взаимодействие. Оно должно быть открытым, честным. Мы должны обсудить все вопросы, несмотря на их существующую сложность.
Республиканский комитет по жилищному и строительному надзору образован полгода назад в результате слияния Государственного комитета по жилищному надзору и инспекции Госстройнадзора. Сегодня на заседании коллегии будем обсуждать итоги работы этих двух структур, вернее полученные после преобразования первые результаты, определим приоритетные задачи на перспективу.
В зале находятся руководители республиканских органов исполнительной власти, действующих в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, главы и заместители глав администраций городских округов и муниципальных районов, представители управляющих компаний и строительных организаций. Сегодня в зале собрались управленцы, от качества работы которых зависит комфортность и безопасность проживания людей, что во многом определяет само качество жизни в республике.
Дом, квартира, где живёт человек, его семья, близкие люди – это, собственно говоря, для него, для них самое важное. Если до́ма тепло, сухо и светло, если город, райцентр, село благоустроены, в них созданы условия для отдыха и занятий спортом, тогда можно говорить о достойном жизненном уровне в этих населенных пунктах и регионе в целом.
Надёжность, долговечность, качество жилья закладываются на этапе его строительства. Вопросы строгого соблюдения всех норм и технологий, применения сертифицированных и экологически чистых материалов постоянно должны быть на контроле специализированных служб заказчика и застройщика, органов строительного надзора. За ситуацией на стройках должны следить и муниципалитеты, вести свой аудит, быть в тесном контакте с застройщиками и будущими жильцами.
Однако часто получается, как в известной поговорке про «семь нянек». Часто люди, заплатив немалые деньги, взвалив на себя тяжелый груз ипотеки, долговых обязательств, приобретают новое жильё с огромным количеством недоделок, где сквозь неутепленные подоконники гуляет ветер, не греют батареи, через месяц на потолке появляются трещины, искрит проводка, текут трубы, двор не благоустроен и т.д. Весь этот строительный брак отравляет жизнь, вынуждает людей писать жалобы во все инстанции, ходить по судам, добиваясь справедливости.
Такую же ситуацию, к сожалению, можно видеть и на вновь построенных социальных объектах. Во время поездок по городам и районам часто убеждаюсь в откровенно плохом качестве строящихся детских садов, школ, больниц, сельских клубов. Когда подходишь к зданию ближе, сразу видно, где кладка сложена без перевязки швов, а где стена пустая, вместо кирпича и раствора заполнена строительным мусором.
Причем недоделки, отступления от проекта допускаются при строительстве не только в отдалённых сёлах. Например, многочисленные нарушения допущены во время возведения перинатального центра в Октябрьском, при реконструкции уфимского «Конгресс-холла», в двух шагах от здания Правительства. Есть случаи фактически незаконного строительства, начатого без соответствующего разрешения.
Почему я так подробно говорю об этом?! Скажу честно – у меня складывается сложное отношение не ко всему строительному комплексу – отнюдь нет, там много хороших, порядочно работающих людей, – а к некоторым строительным компаниям, за качеством работы и расценками которых нужен постоянный контроль. К сожалению, часто встречаются такие «конторы», которые во главу угла ставят получение прибыли любой ценой. Такие недобросовестные фирмы-однодневки не дорожат репутацией, доверием людей. На одного такого горе-застройщика может быть оформлено до десятка всяких фирм с солидными названиями. А на деле наберут всяких лицензий правдами-неправдами, от случая к случаю выигрывают тендеры, всплывут в одном месте, потом заявятся в другом, занимаются «шабашками». Причем часто они привлекают неквалифицированный персонал, не выполняют технологические требования, нарушают СНиПы, используют несертифицированные стройматериалы. В результате заказчик получает «соответствующее качество», точнее – его отсутствие.
Зато эти «компашки» «умеют» сдавать объект, всеми правдами и неправдами «спихивают» его с многочисленными недоделками, в лучшем случае под гарантийные письма своей «прирученной» управляющей компании. Понятно, что устранением недостатков и качественной эксплуатацией жилья они не занимаются.
В итоге через несколько лет жители такого дома остаются один на один со своими бедами. Иногда даже через несколько недель или дней. А если взять детский сад, физкультурно-оздоровительный комплекс или другой социальный объект, то уже у муниципалитета возникает «головная боль» по дальнейшему содержанию такого плохо построенного объекта.
Часто местные власти и сами недорабатывают. На их территории возводятся жилые дома, школы, детские сады, а руководители остаются сторонними наблюдателями. Ссылаются на то, что у них для контроля нет соответствующих полномочий. Хотя, в первую очередь, именно им предстоит содержать и обслуживать жилищный фонд, эксплуатировать объекты соцкультбыта. Эти полномочия не надо ждать, выпрашивать, а их надо брать. Надо требовать, чтобы строители качественно вели свою работу.
Поскольку число нареканий к качеству строительства и последующей эксплуатации жилья, объектов капитального строительства постоянно растет, было принято решение о слиянии ведомств жилищного и строительного надзора в одно. Чтобы функции контроля в этих тесно связанных между собой сферах были сосредоточены в руках единой службы. Это разумно, поскольку контроль, по сути, ведётся на разных стадиях, но за одним и тем же объектом.
Скажу вначале о контрольно-надзорной деятельности в строительной сфере. Нужно менять сами подходы к её организации. Необходима системная работа, позволяющая жестко отслеживать качество строительства на каждом этапе, по каждому объекту, добиваться соответствия разрешительной и проектно-сметной документации всем требованиям, выявлять и устранять недочёты на всех этапах строительства, а не после его завершения, когда их исправить уже невозможно или это обойдется очень дорого. Бывает, что нужны превентивные меры. Например, на некоторых объектах ставились видеокамеры, в результате безнаказанность и безответственность застройщиков пресекалась на корню.
У Госкомитета по жилищному и строительному надзору есть все полномочия для того, чтобы заставить заказчиков и подрядчиков работать строго в соответствии с утвержденными нормативами. Есть право применить все разрешенные законом меры воздействия, накладывать штрафные санкции, если нужно – приостанавливать строительство.
После реорганизации органов власти Госкомитет напрямую подчиняется мне как Главе республики. Поэтому, если возникают какие-то сложности в наведении порядка Ильдар Гадельянович (И.Г. Замалетдинов, председатель Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору) , обращается ко мне зачастую. Так мы дальше будем работать с вами. Даю Вам все полномочия в этой части, но и требую от Вас навести жесткий порядок. Я знаю Вашу принципиальную позицию по всем этим сложным вопросам и целиком её поддерживаю.
Одно дело, когда строят с недоделками коммерческие организации. Это, конечно же, плохо. Но совсем другое, можно сказать, преступное дело, когда за бюджетные ресурсы, деньги налогоплательщиков с низким качеством, многочисленными дефектами и браком возводятся социальные объекты. Кроме того, в соответствии с нормативными сроками строительства такой объект, например, детский сад должен возводиться в течение одного года. А наши государственные заказчики, такие как «Управление капитального строительства Республики Башкортостан» строят такие объекты по два, а то и три года. Да еще передают их детишкам в отвратительном состоянии. А администрации районов выдают разрешения на ввод в эксплуатацию с такими недоделками.
В зале есть представители госзаказчика, администраций районов, строительных организаций. Думаю, вы поняли, что речь идёт, например, о дошкольных учреждениях, сданных в последние годы в Бакалинском, Краснокамском, Янаульском районах, городах Белорецк, Учалы. Не буду перечислять все наши территории. Такая практика, к сожалению, действует уже как правило, а не исключение. О какой экономии и эффективности использования бюджетных средств может идти речь при такой халтурной работе? Поручаю руководству Госкомитета по строительству и архитектуре навести в подведомственном учреждении необходимый порядок.
Есть нарекания к качеству объектов, вводимых группой компаний «Строительное управление № 10», организацией «УралСтройИнвест». В результате плохой организации работы Управления малоэтажным строительством в поселке Нагаево реализация важнейшей социальной программы по улучшению жилищных условий уфимцев обернулась недовольством граждан и судебными тяжбами. Многочисленные обращения поступают от жителей микрорайонов «Дема-8», «Дема-9», «Серебряный ручей», заказчиком на которых выступает предприятие «Монолитстрой». Немало жалоб на строителей «Стройсервиса» в связи с недоделками поступают от жильцов микрорайона № 4 в Салавате. Подрядчиков «Башуралэнергострой», «Благоустройство», «Строймеханизация» также отличает низкое качество работ, срывы сроков ввода объектов соцкультбыта во многих муниципалитетах. Я сознательно называю эти организации. Мы с ними мучаемся постоянно. Что за люди там работают? Кто это такие? Владимир Александрович (В.А. Нагорный, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан) , обязательно разбирайтесь с этими структурами. Привлекайте всех. У нас есть Контрольно-счетная палата, у нас есть административная мощь. Разбазаривать бюджетные деньги мы не дадим.
Обращаюсь к представителям районных и городских администраций. Вы полностью отвечаете за ситуацию на вашей территории, за состояние каждого объекта, каждого строения. Активнее включайтесь в контроль за ходом строительства, проверяйте качество работ, соблюдение графиков, на месте смотрите квалификацию строителей. Проводите оперативные совещания на объектах с участием заказчиков, подрядчиков, технического надзора. Есть заместители, курирующие эту сферу, отделы капитального строительства. Сторонние наблюдатели во власти нам не нужны.
Второе направление работы Госкомитета – совершенствование надзорной деятельности в жилищной сфере. Скажу, что в целом сфера жилищно-коммунального хозяйства, её реформирование для всех жителей республики, для меня – очень непростая тема. Люди справедливо требуют достойных условий жизни. Тарифы ежегодно растут, порой ежемесячно, а качество услуг остается низким. Получается замкнутый круг. Коммунальщики говорят: «Денег не хватает, тарифы низкие. Повышайте плату, иначе аварии неизбежны». Плату повышаем, а реально меняется мало что. Люди пишут жалобы и обращения о высоких тарифах, бездействии управляющих компаний, отсутствии тепла и горячей воды, многочисленных авариях и так далее. Последнее время мы сдвинулись в этом вопросе в положительном плане. У нас в Уфы снизилось количество аварий на теплотрассах. Мы поработали год-два, но резервы в этом направлении прости колоссальные. Собственно говоря, люди оплачивают плохую работу жилищно-коммунальных структур и ресурсоснабжающих организаций. И вы, сидящие в зале, платите квартплату, оплачиваете услуги, а взамен получаете некачественную работу многих и многих организаций.
Отдельный вопрос – капитальный ремонт, который требуется почти для половины наших многоквартирных домов. Серьезно решением этой проблемы не занимались десятилетиями. Впервые активная работа началась в 2008 году с созданием федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. За неполные шесть лет в республике отремонтировано 5,2 млн кв. м жилья. Это более 1 300 многоквартирных домов. И всё же это очень мало с учетом того, сколько жилья ещё необходимо отремонтировать. В течение 30 лет нам нужно привести в порядок почти 17 тысяч домов площадью более 50 млн кв. м. Фактически ежегодно нам надо ремонтировать по 600 домов. А мы за шесть лет отремонтировали 1 300 домов. Чуть больше 200 домов в год мы ремонтировали и считали для себя очень большим и важным шагом. А нам надо ремонтировать 600 домов. Есть у нас возможности для проведения нормальной, качественной работы? Это еще большой вопрос. Работа предстоит масштабная, и финансирование потребуется просто колоссальное. Понятно, что государство не справлялось с этой ситуацией. Понятно, что были вынуждены вовлечь в эту историю жильцов и собирать ресурсы на ремонт многоквартирных домов.
Без участия самих собственников жилья решить эту проблему практически невозможно. Конечно, очень тяжело ощущать людям постоянное повышение квартплаты, которая включает в себя расходы на ремонт. Человек, получающий небольшую пенсию, вынужден отдавать почти половину своих доходов на то, чтобы оплачивать услуги, ремонтировать дом. И еще неизвестно, когда этот ремонт состоится. Много здесь вопросов. Кроме господдержки, которая в этом году превысит полмиллиарда рублей на капитальный ремонт, источником финансирования являются обязательные ежемесячные взносы граждан, котором аккумулируются у нас в Региональном фонде.
Дело хорошее, через несколько лет люди должны почувствовать заметное улучшение состояния жилищного фонда. Но это произойдёт при одном условии – при ответственном подходе, профессиональной организации труда на каждом участке коммунального хозяйства.
Тариф по статье «капремонт» увеличен практически в два раза. Я обращаюсь к коммунальщикам – покажите хорошие варианты работы, высокое качество содержание жилищного фонда, ремонтных работ. Это и станет лучшей агитацией за своевременность и полноту сбора средств.
Пока картина складывается иная. Результаты инспекционных проверок показали, что более 90 процентов проверенных домов в прошлом году отремонтированы с нарушениями. Пропорция совершенно обратная. Мы всегда говорим о том, что у нас есть 10-15 процентов бракоделов, остальные работают более или менее. В ремонте многоквартирных домов ситуация обратная – 90 процентов работ выполнено с браком. Сейчас сборы средств на капремонт с собственников жилья достигли всего лишь 56 процентов. Люди не верят этой схеме. Люди не верят властным структурам. Люди не верят, что их деньги пойдут на ремонт. Я считаю, что это серьезная недоработка Регионального оператора и органов местного самоуправления. И если реально смотреть правде в глаза – сложно ожидать, что при таком качестве работы коммунальщиков собственники жилья, наши люди, будут торопиться сполна платить за услуги и капремонт. Министерству жилищно-коммунального хозяйства, главам администраций нужно принять все необходимые организационные, агитационные меры, чтобы добиться прорыва в этих вопросах. Программа капитального ремонта рассчитана на многие годы, важно изначально выстроить работу правильно.
Скажу о такой важной сфере, как лицензирование. В этой части республика, как отмечено Минстроем России на видеоселекторе 20 марта, занимает передовые позиции в стране. Отметили, что дела у нас в республике идут неплохо. Изданы необходимые нормативные акты. Есть положение о Лицензионной комиссии, утвержден её состав. Полным ходом идет процесс получения квалификационных аттестатов. К началу мая только добросовестные управляющие компании будут иметь лицензии. Всякие «мутно» работающие структуры с этого рынка будут удалены. Рекомендации Минстроя России о том, как действовать, если управляющая компания не получит лицензию, до муниципалитетов доведены. Нужно внимательно изучить эти документы и приступить к грамотному применению.
В сфере ЖКХ задействованы колоссальные средства – десятки и десятки миллиардов рублей. Желающих прибрать их к рукам – предостаточно.
Нужно «отлучить от кормушки» тех, кто не выполняет своих обязательств перед населением, не соблюдает стандарт раскрытия информации, допускает нарушения при начислении квартплаты и т.д. Материалы по таким фактам нужно оперативно и безотлагательно направлять в правоохранительные органы.
В свою очередь, собственникам жилых домов нужно быть осмотрительными при выборе управляющей компании, чтобы избежать повторения ситуации, произошедшей пару лет назад в микрорайоне Инорс города Уфы. Тогда компания «УправДом» набрала в управление несколько десятков многоэтажных домов, а затем пустила всё на самотек, незаконно присвоив десятки миллионов рублей. Совместными усилиями надзорного органа и правоохранителей преступная деятельность этой компании была прекращена. Сейчас есть такой мощный рычаг как лицензирование и его нужно эффективно использовать.
Надо сказать, что государственный жилищный надзор в республике в целом налажен на достойном уровне. Успешно решаются задачи по защите прав потребителей в жилищной сфере. Только в прошлом году выявлено и пресечено более 50 тысяч нарушений в части низкого качества предоставления услуг, содержания домов. На протяжении последних лет Госкомитет получает высокую оценку Минстроя России и Фонда содействия реформированию ЖКХ, занимает передовые места во Всероссийском рейтинге по оценке подготовки и безаварийному прохождению отопительных периодов, эффективности деятельности управляющих организаций и ТСЖ.
Однако в Правительство республики продолжают поступать многочисленные обращения граждан, поднимающих проблемные вопросы о низкой температуре в домах, неработающих лифтах, залитых нечистотами подвалах, годами неремонтируемых подъездах, выбитых окнах на лестничных площадках и многое другое.
Госкомитет всегда принимает оперативные и действенные меры. Например, жители многоэтажного дома из Дюртюлей жаловались на бездействие управляющей компании. Работники комитета сработали оперативно и заставили эту компанию провести ремонт крыши. По обращению жителей дома по улице Пинского в Уфе выявлен самовольный демонтаж входных групп в подъезде, незаконный перевод жилого помещения в нежилое и многое другое. По всем фактам виновные привлечены к ответственности. В ситуации с домом по улице Мусоргского также в Уфе инспекторы проверили на месте выполнение управляющей компанией их предписания. Такой подход особенно эффективен и его надо применять активно.
При этом хочу подчеркнуть, что многие проблемы, в первую очередь – это явная недоработка управляющих компаний. Люди обращаются в Правительство по таким вопросам, потому что зачастую уже не верят в то, что на местах можно решить проблему. В службах, которые получают зарплату за свою деятельность, не рассматривают пристально и внимательно жалобы людей. Госкомитет в этой части работает неплохо. Знаю, что при проведении инспекционных проверок работники Госкомитета часто встречают непонимание, непринятие своих законных требований, а порой и испытывают прямое давление. Не надо бояться, власть у вас, и вы должны воспользоваться ею в полной мере. Люди вам верят. У нас нет другого структурированного, профессионального органа власти, который мог бы навести порядок в этой части. Кроме вас нет других людей. Нужно проявлять принципиальность, твёрдость, не идти на компромиссы. Коллеги, вы стоите на страже жизненно важных интересов людей и несете за это прямую ответственность. Я прошу вас всегда об этом помнить.
Жители республики, справедливо возмущаются, пишут в органы исполнительной власти, надзорные службы о низком качестве купленного за большие деньги жилья, жилищно-коммунальных услуг, сильно бьющем по карману росте тарифов на них, необходимости контроля в этой сфере. Поручаю Правительству, главам администраций совместно с депутатским корпусом создать межведомственную рабочую группу по контролю в каждом муниципалитете за обоснованностью роста цен в жилищно-коммунальной отрасли. Министерства и ведомства, на которых возложены полномочия в сфере ЖКХ и строительства, должны работать слаженно, активно, особенно в части развития муниципального жилищного контроля.
В нашей республике подобные органы созданы два года назад, причем первыми в стране. Важно, что они в полной мере наделены полномочиями по пресечению нарушений в жилищно-коммунальной сфере. Только по республиканскому административному кодексу у них есть полномочия по 30 статьям. Вместе с тем, эти возможности используются неэффективно. В прошлом году органы муниципального жилищного контроля силами почти 100 инспекторов провели 7 тысяч проверок, рассмотрели свыше 4 тысяч обращений, но при этом составили лишь чуть больше 100 протоколов об административном правонарушении, то есть в среднем по одному протоколу на инспектора. Для сравнения: работающие в Госкомитете 67 государственных жилищных инспекторов в прошлом году составили более 2 600 протоколов или в среднем почти по 40 протоколов на одного работника. Разница есть. Вот коэффициент полезного действия муниципального жилищного контроля. Так дело не пойдет. Эти службы созданы не для профанации. Не для того, чтобы зарплату получали, ничего не делая, а для того, чтобы наводить порядок. 70 инспекторов в Госкомитете, 100 инспекторов в муниципалитетах. Это уже большая сила.
Работы на местах для органов муниципального жилищного контроля предостаточно. Муниципалитетам нужно помогать в организации их деятельности, а Государственному комитету необходимо координировать их работу, проводить на постоянной основе их обучение.
Если говорить про общественный контроль в жилищно-коммунальной отрасли, то в республике создан соответствующий Региональный Центр, который объединяет деятельность общественных организаций в этой сфере. Проведены обучающие семинары во всех муниципальных районах и городских округах с охватом более 10 тысяч человек. Темы занятий касались государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере ЖКХ, а также новой системы капремонта многоквартирных домов. Правильная работа. Нужно постоянно учить. Нужно постоянно вовлекать в повышение знаний всех людей, которые, так или иначе, трудятся в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В декабре прошлого года утверждена «дорожная карта» по развитию жилищно-коммунального хозяйства республики до 2020 года. Она предусматривает создание в течение этого года в городах и районах центров поддержки собственников жилья. Сейчас в республике работают 47 центров общественного контроля в сфере ЖКХ. А должно быть создано 63 – в 9 городах и 54 районах. Органам местного самоуправления рекомендовано было ещё до 12 января разработать и утвердить аналогичные комплексы мер. А сегодня у нас 27 марта. Фактически это требование выполнено только в 39 муниципальных районах и городских округах. Прошу глав муниципалитетов взять решение этой задачи под личный контроль и в ближайшее время завершить эту работу. Важно неформально подойти к организации деятельности этих центров. Нужно обеспечить их помещениями, телефонной связью, компьютером, интернетом, чтобы наладилась живая работа. При правильной её организации они могут стать главными помощниками муниципалитетов в организации контроля в сфере ЖКХ, важным связующим звеном во взаимодействии с гражданами. И в работу эти центров нужно привлекать неравнодушных людей. Их много на самом деле. У нас бывает так. Ненужная контора сидит, «коптит небо», ничего не делает, а нужная, полезная для людей дело организовать невозможно. Нет комнаты, компьютера, интернета. Стыдно. Сегодня это стоит совсем недорого. Любой муниципалитет при известном желании может найти небольшие ресурсы, чтобы организовать эту работу. Немедленно надо ее выполнить.
Уважаемые коллеги!
Пройденный путь развития республиканских органов государственного жилищного и строительного надзора показал их высокую значимость. Сейчас после объединения задачи и полномочия новой службы существенно расширились. Они направлены на обеспечение современных строительных стандартов, повышение качества возводимого жилья и социальных объектов, безопасных и комфортных условий проживания граждан, защиту прав потребителей жилищных и коммунальных услуг. Выдвигаемые Госкомитетом законодательные инициативы находят поддержку на республиканском и федеральном уровнях, реализуются в принятых законах, постановлениях и других нормативных актах.
Работа госкомитета организована неплохо. Больших нареканий, претензий нет. Более того, наш комитет в числе передовых в масштабах Российской Федерации. Это постоянно подчеркивается. Я хочу сказать спасибо тем, кто работает в Госкомитете и тем, кто честно выполняет свою деятельность. Направление вашей деятельности очень сложное. Фактически, вы на переднем краю. Условия работы у вас сложные. Вы общаетесь со структурами, которые пытаются иногда обмануть людей, сжульничать, изъять деньги из карманов наших граждан. Здесь нужна принципиальность и твердость. Не надо никого опасаться и бояться. Я всегда вам помогу, Правительство республики всегда вам поможет. И эту работу по наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве, по надзору в строительстве нужно вести последовательно и постоянно. Я уверен, что так и будет. Уверен, что в результате вашей работы снизится количество жалоб, обращений людей, нормализуется общественный фон, моральный климат вокруг этих вечных тем: жилищно-коммунальное хозяйство и строительство. В конечном итоге это даст новый импульс к развитию Республики Башкортостан.
Если люди не будут отвлекаться на эти постоянные недоделки, нарушения, то у них высвободиться время для разумной, плодотворной работы.
Это очевидно, понятно всем. Поэтому ваша работа очень важна. Желаю успехов. Спасибо.
<…>