Как-то проходя по улице Достоевского, мимо уфимской гимназии №39, заметила на клумбе школьного двора среди ярких цветов и зеленых деревьев две необычные деревянные скульптуры – сказочные птицы, похожие на филинов. Кто мог сделать школе такой подарок, какой мастер работал над этими произведениями? Выяснилось: филины – результат труда учащихся гимназии, правда, сейчас уже выпускников…
Николай Дубинин, Рамиль Буранбаев и Антон Корженевский работали над этими объемными деревянными скульптурами почти целый год. Несмотря на напряженную учебу, подготовку к ЕГЭ, каждую свободную минуту бежали в школьные мастерские к своим птицам и глубоко уважаемому преподавателю технологии Анатолию Яковлеву. Это он открыл в них художников, показал радость творчества, увлек делом, которое знает и любит сам – художественной обработкой дерева и металла.
Те работы, которые они делали еще во время учебы в гимназии под руководством преподавателя, как сейчас говорят, «выстрелили» – не раз побеждали на республиканских, всероссийских и даже международных конкурсах. Даже профессионалы, преподаватели худграфа, увидев эти работы, говорили: «Это работы не школьников, это дипломные работы выпускников вуза!».
Loading ImagesНо филины – не конкурсные работы, сделаны они просто так – для души, для детей, для взрослых, для своей школы, для таких же, как я, прохожих, которые останавливаются, смотрят на них и с удивлением думают: «Как это здорово, какой мастер над этим работал?».
Как и у кого родилась идея? Конечно, у Анатолия Витальевича. Когда в школе проходила реконструкция, были спилены старые большие деревья. Вот и лежали они на школьном дворе, готовясь к отправке на свалку. Правда, недолго – их судьбу изменили школьные мастера. Дереву, ценнейшему материалу для художественных работ, можно дать вторую жизнь.
Уговаривать никого не пришлось – вместе с преподавателем дети отобрали самые крупные, красивые куски. Решили – будем делать деревянные скульптуры. Тема родилась сама собой. Филины и совы всегда ассоциировались со знанием, мудростью. Идею приняли на «Ура!» и принялись за работу. Над эскизами пришлось «попотеть» – перелопатили горы материала. Это, наверное, самый сложный этап в работе, по словам Анатолия Яковлева. Копировать чужие рисунки – не дело, надо придумать свои, надо быть автором произведения, стилизовать его, декорировать, сделать узнаваемым. Это и есть творчество.
– На уроках технологии мы работаем руками, причем часто не для себя, для других людей, – рассказывает педагог. – Мы делаем подарки для ветеранов, игрушки для детей из подшефного садика… Детскую площадку малышам обустроили. Не так давно ребята готовили работы для благотворительной выставки-продажи в помощь больному ребенку. Очень старались. Все своими руками, своими силами, бескорыстно…
Собственно, так получилось и с филинами. Работа кипела целый учебный год. Ребята каждую свободную минуту проводили в мастерских. А в последние дни августа, к началу учебного года, установили их на клумбе школьного двора.
Сегодня многие педагоги ругают подрастающее поколение – дескать, не хотят трудиться, ко всему равнодушны, избалованы, лишь бы в компьютерах «виснуть»… А вот Анатолий Яковлев считает, что современные дети – удивительные, талантливые, наполненные… Их просто надо раскрыть. А когда его спрашивают: «Что делать будем, ведь наши мастера Коля, Рамиль и Антон окончили школу, ушли. Кто теперь будет новые шедевры создавать?», он с уверенностью отвечает: «Новое поколение подрастает, такое талантливое….».
Пока птиц на школьном дворе только две. Но места в цветнике много, да и древесина еще осталась. Так что в семье филинов ожидается пополнение!
Алла РУБЦОВА.
Фото Ханифа СУНАГАТУЛЛИНА
и Анатолия ЯКОВЛЕВА.