– В годы перестройки надо было выживать, я решил заняться мебелью. Получалось хорошо. Тогда баймакский кураист Рауль Хасанов предложил мне попробовать заняться изготовлением музыкальных инструментов. Я пробовал делать курай. Оказалось, очень непросто вложить звучание в дерево. Но после упорных попыток я все же нашел верное направление, и дело пошло: начал получаться качественный инструмент, появилась собственная печать.
Результаты труда принесли мастеру известность. В 1997 году Салавата Усмановича пригласили в Уфимский институт искусств мастером по изготовлению башкирских народных инструментов: курая, думбыры, кыл-кубыза. Опыт, который Салават Баймухаметов перенял у таких мастеров-профессионалов, как Вакиль Шугаипов и Рашит Галимов, был бесценным. Проработав в столице три года, Салават Усманович по приглашению администрации г. Сибая вернулся в родной город.
Сегодня он признанный не только в республике, но и за ее пределами мастер-изготовитель народных башкирских музыкальных инструментов. Он возобновил изготовление забытого ятагана и дунгура, стал одним из активных пропагандистов искусства башкирского народа в образовательных учреждениях.Его мастерская – это не место зарабатывания денег, а очаг, где в дерево вкладывается мелодия, душа.
Салават Усманович своим ремеслом оказывает посильную помощь детским домам и интернатам. Для поощрения талантливых учеников он передал немало музыкальных инструментов Тубинскому и Серменевскому детским домам, Баймакской школе-интернату, Сибайскому интернату. Поиск новых способов привлечения молодого поколения к искусству – это его постоянная работа. Телеканал «Звезда» даже снял фильм, посвященный деятельности мастера.
Практика показала, что возрастающий интерес к народному творчеству, вопросам сохранения языка и самобытной культуры увеличил потребность учебных заведений, музыкальных коллективов в народных инструментах. К Салавату Усмановичу стали чаще обращаться с просьбой изготовить курай, кыл-кубыз, думбыру, ударные инструменты. Нередко их просят наши земляки, проживающие за рубежом. Мастер большинство элементов этих инструментов изготавливает вручную. Отсюда большая трудоемкость и сроки изготовления. Весной текущего года Ремесленная палата Республики Башкортостан обратилась в Благотворительный фонд «УРАЛ» с просьбой поддержать Салавата Усмановича и помочь ему в приобретении специального деревообрабатывающего оборудования для мастерской. Учитывая востребованность в инструментах Совет фонда поддержал просьбу палаты.– Курай, думбыру, другие народные инструменты сейчас просят очень многие школы. Дети занимаются в кружках, ансамблях, и их становится все больше, – Салават Усманович показывает письма от руководителей образовательных учреждений. – Недавно на деньги, которые выделил фонд, закупил оборудование: рейсмусовый станок, настольную пилу, ленточную пилу и комбинированный деревообрабатывающий станок. Это очень большая помощь, изготавливать инструменты теперь буду намного быстрее.Сейчас мастер с энтузиазмом готовится к монтажу закупленных станков в своей мастерской. Дети в школах уже ждут новые партии инструментов.Вот так инженер по специальности, мастер по призванию и просто патриот продвигает народное искусство, не дает порваться нити, которая соединяет нас с нашими предками. И пока мы помним свою историю, музыку, язык – мы живы.
Вставка:
Йыр саҡыра, моң саҡыра,
Тимәк мин әле тере,
Күктә ҡанаттарым тала
Утрауым – башҡорт иле.
Уйнаһын ғына ҡурайым
Тынмаһын тыуған телем,
Уйнаһын ҡурайҡайым,
Тынмаһын тыуған телем
Одно из произведений мастера
Такой комплекс нового оборудования будет смонтирован в мастерской Салавата Баймухаметова