Дорогой наш Ильич



...Это был сентябрь 1984-го, когда, будучи приглашенной в партком пединститута, я получила “общественное поручение” - организовать и провести юбилейное общеинститутское мероприятие, посвященное отмечаемому в октябре 1985-го 90-летию Сергея Есенина. Конечно же отказываться я не стала.

И вот сентябрь 1985-го. Медленно, но верно начали писать и обсуждать есенинский сценарий. Как-то ко мне подходит незнакомый мне доселе паренек - неулыбчивый, даже подчеркнуто хмуроватый, и почти скороговоркой выпаливает: “Мне сказали, что вы готовите есенинский вечер, у меня есть готовый сценарий...”
Впереди были и горячие обсуждения, и споры, но именно благодаря Петру Ильичу Федорову - а это был именно он - все они заканчивались не просто миром, а мощным толчком для дальнейшей работы.
После есенинского вечера никто не захотел расставаться, так родился Есенинский кружок. Вскоре за ним - студенческий театр, название которому дал Петр Ильич, - “Сочинение”. Название всем понравилось своей универсальностью, филологической и исторической точностью.
Возникший “по случаю” и как бы ненадолго, студенческий театр БГПИ “Сочинение” просуществовал 17 лет. Без кропотливой, глубокой и самоотверженной работы П.И.Федорова он, возможно, просто бы не родился.
Жизнь показала, что многого в нашем институте не было бы, если бы не подвижническая и мужественная работа заведующего информационно-библиографическим отделом библиотеки БГПУ Петра Ильича Федорова, одного из самых достойных людей в моей жизни. Дорогого нашего Ильича, который на днях отметил свое 60-летие.
Давайте сегодня дадим слово самому Петру Ильичу. Причем в жанре школьного сочинения, и не только потому, что название нашему детищу дал он, а потому, что основой для наших с Петром Ильичем проектов всегда была литература, то есть “сочинительство”. Форма монолога также выбрана не случайно, а сообразно его кипучей деятельности, уникальной душевной организации и интеллекту. Итак...

Книга, или Раньше было Слово
(Первое десятилетие)


“Я родился во времена, когда книга была лучшим подарком не по материальным ценностям, а по своей духовно-нравственной сути. Сначала я, как и все дети, рассматривал в книгах картинки, а с четырёх лет начал читать самостоятельно. Помню своё первое прочитанное слово. Бабушка и мама были заняты на кухне, и я, устав ждать, когда они прочтут мне книгу Георгия Скребицкого “Про наших птиц, скворцов и синиц”, стал читать буквы под картинкой какой-то птицы. Первый слог дался мне легко: “с” и “о” сложились в слог “со”. Дальше я забуксовал на непонятной букве “й”. Наконец догадался и прочитал: “сой”. А дальше было просто: “ка”. Поняв, что в первый раз прочитал целое слово, я закричал: “Мама, бабушка, я научился читать!”. С тех пор постепенно начал читать сначала небольшие рассказы и сказки, а потом и целые детские книги. Среди моих любимых авторов в первое десятилетие жизни были Александр Пушкин и Лев Толстой, Самуил Маршак и Корней Чуковский, Сергей Михалков и Александр Волков”.

Кино
(Второе десятилетие)


“Мы настолько привыкли к словам вождя о том, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, что сегодня не можем от них отвыкнуть, несмотря на то, что последние десятилетие за десятилетием наблюдаем явный кризис жанра. Уфа была всегда киношным городом, а все уфимцы - заядлыми кинозрителями.
Моими любимыми кинотеатрами были сначала “Родина”, имени А. Матросова и “Салават”, а после переезда на проспект Октября - кинотеатры “Искра”, имени Ю. Гагарина и “Теремок”. Позже, когда мы жили уже на бульваре Славы, самым ближним и посещаемым кинотеатром стал “Салют”.
В школьные и студенческие годы мне и моим друзьям нравились комедии Л. Гайдая и Э.Рязанова, фильмы С. Ростоцкого, Г. Чухрая, В. Шукшина, А.Тарковского, С. Герасимова, С. Бондарчука. После первого курса университета мы - студенты-филологи - сняли свой первый документальный фильм о фольклорной практике студентов БГУ в Абзелиловском районе Башкирии. А в конце учёбы - первый игровой фильм по рассказу В. Распутина “Рудольфио”.
В годы работы в БГПИ-БГПУ не только не отошел от кино, но именно в пединституте образовалась качественно новая неформальная структура, наша “троица”: кандидат филологических наук, доцент Элеонора Шамилевна Файзуллина, кинооператор Василий Васильевич Бажанов и я. На далекой от совершенства камере мы сделали не один десяток учебных и документальных фильмов, а такие, как “10 дней в Воскресенском” (по результатам фольклорной практики” - 1987 год), “Человек и война” (видеоурок по военной прозе Анатолия Генатулина - 2002 год), “Восхождение Анатолия Генатулина” (2003 год), “Победители” о ветеранах БГПИ-БГПУ (2010 год), “Колокола Михаила Чванова” (2014 год) - получили признание общественности республики”.

Художественная литература
(Третье десятилетие)


“Хотя читать я научился рано, понимать серьёзную художественную литературу начал только на старших курсах филфака Башкирского госуниверситета. Благо нас учили такие яркие и эрудированные педагоги, как Лев Григорьевич Бараг, Ромен Гафанович Назиров, Вера Сергеевна Синенко, Анатолий Васильевич Бармин, Виктор Иванович Хрулёв, Талмас Магсумович и Нина Дмитриевна Гариповы, Юлия Петровна Чумакова и другие замечательные преподаватели.”

Театр
(Четвёртое десятилетие)


“Главным театралом в нашей семья была бабушка - Пелагея Ивановна Сбитнева (урождённая Светлакова). В молодости она играла главные роли в любительском театре, организованном учителями Огородниковыми в её родном селе Загорское Иглинского района Башкирии. Свою любовь к театру она пронесла через всю свою долгую и трудную жизнь, заразив и меня этим чувством. С самого первого курса в университете я принимал участие в постановках студенческого театра-студии “Гротеск”. Там я познакомился с такими замечательными режиссёрами и актёрами, как Ярослав Баборыкин, Владимир Гаранин, Владимир Меодушевский, Нина Киселёва.
В 1985-м я вернулся в библиотеку БГПИ, и меня снова потянуло на сцену. К юбилею Сергея Есенина вместе с Есенинским кружком под руководством преподавателя кафедры литературы Элеоноры Шамилевны Файзуллиной мы поставили дискоспектакль “Золотая Сорвиголова”. Жизнь повернулась так, что из этой постановки родился студенческий театр “Сочинение”, просуществовавший 17 лет. Это был театр-студия, это означает, что мы вместе со студентами выбирали репертуар, произведения для сцены, потом читали вместе и вместе создавали сценарии. Уже после этого ставили спектакль. Так сложилась судьба спектакля по стихотворному творчеству С.Есенина “Золотая Сорвиголова”, спектакля по поэме С. Есенина “Чёрный человек”, стихам советских поэтов “Песни ХХ века” (К 70-летию Октябрьской революции), повести Б. Васильева “Завтра была война”, поэзии А. Ахматовой и др.”

Краеведение
(Пятое десятилетие)


“В эти же годы началось сотрудничество с Домом-музеем С.Т. Аксакова, переросшее позднее в крепкую творческую дружбу. Директор музея, писатель М.А.Чванов вдохновил нас своей подвижнической деятельностью влиться в набиравшее силу Аксаковское движение. Если в кино и театре мы ориентировались на русскую классическую и зарубежную литературу, то Чванов научил нас ценить то, что лежит у нас буквально под носом или ногами, а мы по своему невежеству это топчем и не замечаем. Так на пятом десятке лет я открыл для себя многих достойных писателей, учёных и деятелей культуры, связанных с нашим краем. А творческое наследие семьи Аксаковых и до сей поры питает не только меня, но и многих моих коллег новыми идеями и темами.”

Библиотека
(Шестое десятилетие)


“Мне повезло, что в начале своей трудовой деятельности я попал в библиотеку БГПИ, которой в те годы руководила Надежда Никитична Шамро. Эта скромная женщина, не имевшая высшего образования, обладала столь высокой внутренней культурой и внутренним обаянием, что в её библиотеку стремились попасть не только преподаватели и студенты нашего вуза, но и творческие люди со всего города. Её нравственные и профессиональный уроки я запомнил на всю жизнь и стараюсь руководствоваться ими до сих пор. Через много лет, когда она уже ушла на пенсию, выяснилось, что она была троюродной сестрой уфимского писателя Петра Храмова, а через своего мужа она имела выход на опального в те времена Сергея Довлатова.
Здесь мне бы хотелось перечислить всех заведующих нашей библиотеки, каждая из которых стала заметной вехой в нашем становлении как личностей. У её истоков стояла Ия Григорьевна Еникеева, которая с двумя сотрудниками с нуля сформировала фонд и первые отделы. Потом были Антонина Михайловна Яковлева, Ольга Альбертовна Белоусова. Ныне директором нашей библиотеки является Елена Евгеньевна Скрипник.
Библиотека для меня - это храм книги. И мы, её сотрудники, считаем себя если не жрецами, то скромными служителями этой святыни”.

Вместо послесловия

...А в конце - о самом главном, о родителях Петра Ильича, Алевтине Александровне и Илье Павловиче, которые за 30 с лишним лет совместной работы и дружбы с их сыном стали мне родными людьми. И не только потому, что до сих пор они в курсе не только наших общих с Ильичем дел и проектов, но и лично моих. К сожалению, в последние годы наше общение с ними сводится к нечастым телефонным разговорам, но для меня эти разговоры никогда не были светски-формальными, потому что не только с их сыном мы смотрим в одну сторону, но и с ними меня объединяет очень многое: мы читаем и любим одни книги, выделяем одни телепередачи и болеем за страну. Первые годы существования студенческого театра Илья Павлович часто приходил на наши спектакли, а его оценку нашей работы, и моей в частности, в “Золотой Сорвиголове” мне не забыть, настолько она была изящной. Как и его блестящая, полемически острая публицистика, которая радовала читателей газеты “Республика Башкортостан” на протяжении нескольких лет. Как не забыть изысканного и обильного стола Алевтины Александровны, за которым лакомились всем Есенинским кружком, уминая ее фирменные умопомрачительные с тонкой корочкой пироги! Вездесущий и несколько нахальный Есенинский кружок успел побывать еще и на даче Федоровых, проглотив в одночасье весь урожай чудных груш и сочной уральской вишни.
Дорогие Алевтина Александровна и Илья Павлович! Спасибо вам за Ильича, за долготерпенье, которое с высоты своих прожитых лет я оцениваю сегодня как ваш родительский и интеллектуальный подвиг! Не болейте, пожалуйста! Долгих вам лет жизни!

Ваша Элеонора ФАЙЗУЛЛИНА.
Фото Игоря МЕШКОВА.
 
По теме
Автор рассказов, повестей и очерков на башкирском и русском языках Мавлида Ахмедьянова из Мечетлинского района вошла в число победителей республиканского литературного конкурса патриотических произведений «Голос эпохи».
27 марта в дежурную часть поступило два схожих обращения граждан. 37-летняя нефтекамка в социальных сетях поинтересовалась мнениями о ветеринарном препарате.
Краснокамский район
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
"Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
Отдел образования
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа