Из Минкульта с любовью, или «ближний круг» госпожи Шафиковой

4573-1.jpg
Из Минкульта с любовью, или  «ближний круг» госпожи Шафиковой
амир абдразаков.jpg
енмеш англ.jpg
горький мед.jpg
рияз исхаков
тансулпан буракаева
circle (9).png
Фото: proufu.ru
Фото с архива киностудии "Башкортостан"

Перед тем, как писать о самой наболевшей теме - башкирском кино, представлюсь. Я работаю в сфере кино с 1995 года. Два десятка лет отданы киностудии «Башкортостан» в качестве редактора, сценариста, директора фильмов, организатора различных киномероприятий. Являюсь членом Союза кинематографистов России и Башкортостана. Пока не попросили «сверху», на общественных началах была ответственным секретарем Союза кинематографистов Башкортостана.

Немного истории…

Отцом-основателем башкирского игрового кино считается  Амир Абдразаков.  Знакомая фамилия? Да, это отец тех самых Абдразаковых, мировых звезд оперы - Аскара и Ильдара. 


Фото представлено Союзом кинематографистов Башкортостана

Амир Габдульманович и сам также обладал прекрасным голосом. Был хорошим актером, играл на народной скрипке. Рассказывал нам, молодым сотрудникам киностудии, которую он основал удивительные истории. Как ходил босиком по оренбургской степи из одной деревни в другую, громко пел, а местные жители, заслышав его, знали: «Амир идет!» Что когда он услышал немецкую трофейную скрипку впервые, то был так поражен и бегал к фронтовику, что тот подарил ее ему. Как учился в Москве (он был из плеяды знаменитых «гитиссовцев» - Гюлли Мубарякова, Хамит Яруллин, зинира Атнабаева и мн.др.) Но уже там, в Москве, когда их брали на массовку на «Карнавальную ночь» и другие фильмы был покорен кино. И как только в Башкирии в 60-е открылось телевидение, Амир Габдульманович ушел из театра и стал режиссером. В 1972 году создал удивительный короткометражный фильм  «Надежда» («Өмөт») . С тех пор и началась эпоха игрового кино в Башкортостане.

Амир Габдульманович создал множество разных картин. Ему пришлось с единомышленниками во всем быть первым: в создании музыкальных фильмов на башкирском языке, исторических телесериалов, видеоклипов на башкирские народные песни.

И всегда с ним рядом был его лучший друг, оператор  Ильдус Галиуллин.  Они вместе готовили документацию на создание киностудии в 90-е. Ильдус Хадевич также проделал огромную работу, создав Союз кинематографистов Башкортостана.

А еще был режиссер-документалист  Малик Якшимбетов , который снял жесткое политическое кино «Врата свободы» и пострадал от этого. Умер от сердечной болезни в 48 лет. Он воспитал целую плеяду кинематографистов, среди которых известный в республике режиссер, оператор и продюсер  Рияз Исхаков  и известный московский кинооператор  Даян Гайткулов . Благодаря Малику Насиховичу в Алматы была отправлена группа для обучения анимации. И появилось целое поколение известных в стране режиссеров анимации, таких как  Рим Шарафутдинов  и  Владислав Байрамгулов.

Почему я начинаю так издалека? Потому что это связь поколений. Это было бескорыстное и честное поколение. Они не работали на кино где-то за год до своего ухода, когда уже не могли физически ходить и сильно болели. А так всегда помогали, советовали, наставляли, радовались нашим успехам. Благодаря их поддержке многие кинематографисты, еще неопытные получили хорошие проекты и стали членами Союза кинематографистов. Они учили нас всегда помогать начинающим. И и мы, среднее поколение, по сути, так и делаем.

И также, как они, продолжаем убеждать - почему и в какой форме должно существовать башкирское кино. Многие из кинематографистов уехали из республики, а мы после окончания московских киновузов – работаем здесь, потому что башкирские кино должно создаваться в Башкортостане. Больше негде. И руководство республики должно оказывать государственную поддержку этой важной идеологический и культурной отрасли. Но на деле…

«Кому хотим, тому даем»

Прежняя власть поддерживала киностудию «Башкортостан», пусть недостаточно, но кино могло показать себя, встать на ноги. Помнится, когда выпускник ВГИКа  Булат Юсупов  снимал на пленку KODAK (!) свой дипломный фильм «Стеклянный пассажир», ребята из Казахстана (ныне очень успешные кинорежиссеры у себя на родине, снимающие блокбастеры и исторические многомиллионные сериалы) по-хорошему завидовали нам и говорили о запустении Алматинской киностудии, о том, что они и не смеют мечтать о съемках настоящего кино.

Киностудия в те годы занимала половину детского сада. И снимала очень интересные проекты - документальные, художественные, анимационные. И это бы продолжалось, если бы не сняли директора-«киношника»  Михаила Новикова . Который ездил на старом УАЗике, всегда лично приезжал проверить, в каких условиях работает съемочная команда, всегда поддерживал дебютантов, налаживал связи…

Затем появились у киностудии огромные здания-заводы, в которых всегда что-нибудь ремонтировалось. Снимались фильмы. Но уже тогда всех обдало душком влияния единоличных решений минкультовских чиновников и новых директоров: «кому хотим, тому даем». Теперь с грустью вспоминаешь потраченное на уговоры чиновников время на круглые столы, проекты, изучение опыта других киностудий и прочее, прочее… Не выдержал режиссер Булат Юсупов, ушел Рияз Исхаков, уехал в Москву сценарист  Айдар Акманов.  На государственную киностудию надежд почти не было. Директора могли в любой момент «заморозить» проект без объяснения причин. Или утвердить на худсовете проект, а затем сказать: «денег нет». Не скажу, что не снималось - снималось. Но все давалось почти всегда вопреки, а не благодаря. Любой проект означал, что вместе с шансом получаешь нервотрепку и начнешь вкладывать личные деньги.

Вместо того, чтобы знакомиться с руководителями других студий, организаторами фестивалей, налаживать контакты с зарубежными студиями, то есть идти по пути кыргызского кино - директора и Министерство культуры упустили огромный шанс вырвать вперед всех регионов. У которых тогда еще не было своих киностудий и государственной поддержки. Теперь многие регионы ушли далеко вперед. А лозунг: «Кому хотим, тому даем» при министре культуры  Амине Шафиковой  вроде как достиг невероятных размеров.

Пока надеждою горим…

Когда молодая, скромная, талантливая пианистка Амина Шафикова заняла свой пост, все были полны надежд. Человек культуры, как никак. К тому же и на пост директора киностудии поставили своего «киношника»  Азамата Хужахметова . А тут еще – Гранты.

Казалось, вот сейчас сядет экспертная комиссия, посмотрит на все кинопроекты и решит: «Давайте этом году поддержим этого. А на следующий - вот того».

Смешно вспоминать про эти годы. Пусть не с первого, но уже со второй раздачи грантов стало ясно: зря надеялись.

Амина Шафикова за все годы так и не вникла в тонкости кинопроизводства, что она продемонстрировала на кругом столе 25 марта 2016 года, когда она, наконец, соизволила встретиться и выслушать предложения кинематографистов. Снова мы - наивные предлагали, обсуждали. На том же мероприятии Амина Ивниевна извинилась, что «нечаянно» вычеркнула из проектов киностудии короткометражные фильмы «Снегопад»  Тансулпан Буракаевой  на башкирском языке и фильм «Добро»  Романа Пожидаева . Как оказалось, после бурных обсуждений проблем башкирского кино в СМИ и соцсетях, министерству культуры было поручено быть внимательней к национальным проектам. Фильм на русском языке был зачеркнут тут же. А на вопрос: «А почему зачеркнули фильм на башкирском языке?», Амина Ивниевна в хорошем настроении (у нее был день рождения) мило улыбнулась и ответила, что просто не вникала. И велела восстановить эти фильмы, но затем на уровне министерства их снова вычеркнули. Почему? Потому что уже тогда по моему мнению был обозначен «ближний круг» и неугодные как я, моя родная сестра Тансулпан Буракаева, еще раньше - кинорежиссер  Айсыуак Юмагулов,  оператор  Ильсур Ишаев,  художник  Руслан Магалимов . Все эти люди ушли из киностудии. Не повлияли никакие заслуги перед республикой, звания, участие и награды на международных кинофестивалях. Уже тогда было ясно - снимать будут только «свои». И гранты будут давать только своим. 

Свои, как сейчас окончательно выясняется - это Булат Юсупов и  Айнур Аскаров.

И когда  наша редакция  обратилась в министерство культуры с вопросом - почему уже в третий раз даются хорошие суммы именно этим кинорежиссерам, то пришла вот такая невнятная отписка.


Киношкола Булата Юсупова

Как режиссер Булат Юсупов снял самое большое количество игровых фильмов в республике. Он как раз из того среднего поколения, которые тратили время не на творчество, а на то, чтобы доказать чиновникам «как обустроить башкирское кино», делал проекты, разговаривал с чиновниками на всех уровнях. Когда его вынудили уйти из киностудии, Булат Тимербаевич создал независимую студию и стал снимать независимые сериалы, а сейчас и фильмы. 

Кинобум в Уфе состоялся благодаря именно киношколе Булата Юсупова. В ней ведется преподавание по авторской методике и собственному учебному пособию. Многие осуществили свою мечту снять свои фильмы и часть выпускников осталась работать в кино. Среди них и единственный обладатель Гран-При «Кинотавра» в республике  Вадим Валиуллин .

Все так, как нас учило старшее поколение: всецело отдавать себя любимому делу и воспитывать будущую плеяду.

За годы независимого кино и реализации разных интересных проектов, как «Народное кино», фестиваль «Кинозрение», режиссер научился общаться с чиновниками на разных уровнях и проявить себя как ответственный партнер.

К своему нынешнему положению он шел годами.

Но при всем уважении к своему коллеге, все же непонятно, почему на столь серьезный проект к 100-летию республики не был объявлен большой, открытый конкурс? Почему не рассматривались другие, может быть, более выигрышные заявки на производство полнометражного фильма? Ведь и сам Булат и все мы, вот уже несколько лет говорим о системе тендеров, открытых конкурсов с серьезной подготовкой в виде презентаций, трейлера фильмов и прочее? Почему в одном кабинете одним человеком решалась судьба столь важного для республики проекта?

Разнарядка для киностудии

Известно, что министерство культуры поставило киностудию, переживающую долгий и непредсказуемый по последствиям переход из унитарного предприятия в автономное, отказывалось от этих проектов.

У киностудии - свои заботы и планы. В 2017 году на ней снимаются несколько проектов штатных сотрудников: 12-серийный ситком (комедийный сериал) «Домочадцы» Романа Пожидаева, документальные фильмы «Из военного дневника», Вилюры Исяндавлетовой и «Роберт Загретдинов - виртуоз-кубызист мира» Радика Кильмаматова, игровой короткометражный фильм «Внеклассный урок» Руслана Юлтаева, анимационные фильмы «Медведь и пчелы» Айгуль Байрамгуловой, «Волшебная история» Рима Шарафутдинова.

Как мне объяснили на киностудии, сейчас у них строгая разнарядка по фильмам - 8 проектов (!) А так как ситком будет состоять из 12-ти серий, то решили в этот год утвердить 6 проектов.

И это на общую сумму  2 миллиона рублей ! Заработная плата, содержание помещений, автопарка, закупка нового оборудования и, наконец, производство фильмов.

Если с «Первой Республикой» все более менее ясно, фильм должен быть готов к 100-летию, то неясно, почему снова решили дать 4,5 миллиона рублей (как нам стало известно) на проект Айнура Аскарова «Буран» или как по ответному письму госпожи Шафиковой "фильма, повествующего о событиях зимы 2016 года, произошедших в Зауралье".

Талантливый человек талантлив во всем

Курсовой фильм «Енмеш» Айнура Аскарова имел колоссальный успех и заставил всех заговорить о башкирском кино. Я сама была директором этого фильма и поэтому имею хорошее представление о съемках и дальнейшем продвижении ленты.

Успех «Енмеша» на международных фестивалях еще не повторил ни один башкирский фильм, даже снятые самим же Айнуром. Комичный сюжет, прекрасная, слаженная работа всей команды, удивительно харизматичный мальчик, быт башкирской деревни. Этот фильм, безусловно, уже стал хрестоматийным и ярким примером национального кино.

Но сейчас и дальше в статье речь пойдет не о большом и самобытном режиссерском таланте Айнура Аскарова. А о том, как Айнур Юлаевич умеет настырно, как свой герой, добиваться целей.

Что такое успех на фестивалях? Раскрою вам большой секрет. Если вы сняли прекрасный фильм, то это не значит, что он тут же начнет путешествовать по кинофестивалям. Многочисленные кинофестивали, которые вдруг стали проводиться во многих городах и регионах страны быстро стали источником дохода для компаний, которые стили заниматься платным продвижением. Они предлагают фестивалям фильмы пакетами, имеют связи с программными директорами фильмов. То есть к хорошему фильму надо еще добавить хорошую сумму для продвижения, чаще всего превышающую сумму, на которые снимался сам фильм.

У киностудии, которая всегда была вынуждена выживать, а не работать полноценно, дополнительных денег на продвижение никогда не было. Каждый раз на худсовете режиссеры просили выделить сумму, об этом говорили и на круглом столе с Шафиковой, но результатов не было.

Создание фильма «Енмеш» совпало с созданием компании «Ливандия Энтертеймент» - одним из основоположников коммерческого продвижения фильмов на фестивали и ныне крупного игрока на этом рынке. В ту пору директором киностудии был  Айбулат Юнусов.  Благодаря ему, Айнур получил очень приличное финансирование своего курсового фильма, а затем и дипломной ленты «Горький мед».

Режиссер уже тогда смекнул, как нужно поступать с киностудией и министерством культуры. И пока мы радовались успехам «Енмеша», фильм участвовал и получал награды без логотипа киностудии и министерства культуры. Случилась взаимовыгодная сделка с компанией «Ливандия Энтертеймент»: Айнур Юлаевич отдал безусловно яркую картину в обмен на продвижение.




Когда все это начало выясняться, я начала переговоры и с Айнуром Аскаровым, и с директорами Айбулатом Юнусовым и его преемником Азаматом Хужахметовым, чтобы составить юридический договор и узаконить отношения с компанией. Чтобы первым всегда шли титры министерства культуры и киностудии «Башкортостан», ведь они же являются правообладателями фильма! И ведь мы гордимся деяниями киностудии, а  не смекалкой Айнура!Но никто не занялся договором, и в итоге, фильмы на многих фестивалях так и продолжали принимать участие так, словно их создала с нуля другая компания.

И только уже в рамках подготовки фестиваля «Серебряный Акбузат», начав работу с  Иваном Лопатиным , я уже лично попросила его включить на сайт киностудию «Башкортостан», что они и сделали и дальше уже работали с фильмом «Горький мед» не так откровенно забирая всю славу себе.


Скрин с сайта компании "Ливандия Энтертеймент"

Затем был Грант Айнуру Аскарову в 5 миллионов рублей на фильм «Пусть ветер унесет мои слова». Второй грант - на фильм уже для собственной независимой студии Askarfilm на полнометражную картину  «Из Уфы с любовью» , которая показала, насколько зритель, как и в других регионах, хочет свои фильмы. Блистательная комедия принесла студии Айнура, как он сам сообщил, более 2 миллионов рублей. То есть, министерство культуры действительно помогло встать на ноги молодой, независимой студии.

Но этого Амине Шафиковой показалось мало. В то время, когда киностудия с большим штатом и не менее успешными на фестивалях фильмами выживает на 2 миллиона рублей, Айнуру Аскарову решили выдать еще 4,5 миллиона. Причем на авторский фильм, который не имеет столь важного значения для Башкортостана как «Первая Республика».

На эти деньги можно было бы снять сразу несколько хороших проектов, в том числе дать шанс дебютантам, согласитесь? А Айнур Аскаров, как и обещал своим зрителям мог бы снять свой «Буран» на деньги от проката. Как и обещал…

Период выжидания

В нашей республике и за ее пределами за эти годы выросла большое число талантливых режиссеров. Если они не получают множества наград на фестивалях, то причину тому я объяснила выше. И то, благодаря киноведам, организаторам фестивалей, которые сами устали от этой коммерции, Многие фильмы киностудии имеют фестивальный успех. Их признают везде, кроме нашего министерства культуры.

И сейчас все просто ждут, когда закончится этот период несправедливости и некомпетентности.

Рияз Исхаков , продюсер, директор киностудии R.I.Production

 - Гранты действительно давали шанс встать на ноги независимым студиям и снять хороший проект. Мы получили грант на 2 миллиона для фильма «Етеган». Затем я посчитал, что неэтично снова подавать заявку, пусть теперь получают другие. Но никогда не отказывался, когда меня просили быть соисполнителем при заполнении грантовых заявок. Насур Юрушбаев, Айсыуак Юмагулов, Тимур Абдуллин… Около десяти человек. Я уже давно предлагал возвратное финансирование. К примеру, пусть на дебют дают безвозмездные гранты. А уже дальше пусть будет возвратное финансирование. Велосипед изобретать не надо, есть опыт министерства культуры РФ. Если ты опытный, хвалишься полными залами, так имей совесть, переходи на возвратное финансирование. А сейчас просто перекрывают кислород для всех, кто еще надеялся на государственную поддержку. Также считаю, что все происходящее сейчас - это шаг назад. Эти режиссеры уже создали свои независимые студии, так работайте! А теперь их снова загонят под крыло киностудии.

Тансулпан Буракаева,  кинорежиссер, сценарист

 - Что ж, поздравляю. Наконец, министерство культуры начало действовать честно. Это ведь ресурсозатратно: устраивать тендеры, конкурсы, чтобы в итоге иметь такой же результат с фамилиями двух режиссеров. А тут уже открыто и честно - вот вам деньги, а вот вам еще и еще. 

Я сама проработала на киностудии 9 лет, сняла 6 фильмов. Получила второе высшее образование в киновузе за свои деньги. Потому что надеялась - буду снимать башкирское кино. Но, увы, придется опять надеяться. Только уже непонятно на что…

Мы связались с известным киноведом, специалистом по продвижению фильмов  Гульбарой Толомушевой  (Кыргызстан) с вопросом, как у них распределяются государственные деньги.

- У нас в Госкино работает экспертная комиссия, которая рассматривает проекты, которые поступают на конкурс. Также проекты подают и на Кыргызфильм. Экспертную комиссию возглавляет известный кинорежиссер, в состав входят кинематографисты разных поколений - всего около 15ти человек. Все очень демократично и логично. На фильмы современной тематики выделяются небольшие деньги. Больше всего финансирование получила историческая картина «Курманджадатка», но на российские деньги и это мизер. На прибыль от проката этого фильма создавалась лента «Завещание отца».

В конце своей статьи хочу сразу предупредить своих бывших коллег из киностудии «Башкортостан». Вполне вероятно, попросят провести худсовет задним числом, ведь на киностудии не имеют права снимать без его решения. Уже вчера начальник отдела искусств  Альфия Кульсарина  интересовалась составом худсовета на киностудии. О чем сегодня и подтвердила в телефонном разговоре. 

А что вы думаете о развитии киноиндустрии у нас в республике?

 
По теме
Мероприятие запланировано на 26-27 апреля в г.Мелеуз. Событие направлено на популяризацию хореографического искусства Башкортостана, Урала и Поволжья,
В рамках республиканского проекта в поддержку наших героев на передовой в зоне СВО, 22 марта в 17.00 в Городском доме культуры г. Октябрьского (Геофизиков,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
В Уфу пришла «Крымская весна» - Сетевое издание Республика Башкортостан Сегодня в Государственном концертном зале «Башкортостан» в Уфе состоялся праздничный концерт «Крымская весна», посвященный десятилетию воссоединения Крыма с Россией.
Сетевое издание Республика Башкортостан
Наши будни - РКИБ А у нас работа кипит и у студентов Башкирского государственного медицинского университета, которые проходят обучение у нас в стенах Республиканской клинической инфекционной больницы на кафедре инфекционных заболеваний!
РКИБ