Азат Кутлиахметов: «Работа эколога изначально конфликтная и скандальная»

Азат Кутлиахметов: «Работа эколога изначально конфликтная и скандальная»
Фото: proufu.ru
Фото: Башинформ

Азат Кутлиахметов – человек, который стоял на истоках зарождения и становления экологического движения в регионе.  Экс-министр экологии Республики Башкортостан, доцент кафедры экологии БашГУ рассказал о тонкостях работы экологов в государственных структурах.

- В Башкирии есть компетентные специалисты, которые не связаны ни с одним ведомством?

- К сожалению компетентных экологов, не обремененных государственной службой, или даже обремененных, практически нет.

В 1989 году в республике появилось впервые ведомство по экологии. Это событие не связано с нашей фенольной эпопеей. В советское время вопросами экологии занимались спустя рукава. Когда проблемы по охране окружающей среды превратились в большой снежный ком, и его некуда уже было прятать, руководство страны вынуждено было обратить внимание на состояние экологической обстановки в государстве. Тогда и появился документ (1988) о создании специального уполномоченного ведомства в области экологии – Государственный комитет СССР по охране природы.

Тогда штат республиканского Госкомитета по охране окружающей среды был небольшим, возглавлял его Виль Талипович Сафаров. Туда пришли профессионалы своего дела с предприятий, с таких, как Гидрохимлаборатория Бельского бассейнового водного управления, с госинспекции по охране атмосферного воздуха по БАССР, имеющие богатый практический опыт работы - первая команда Госкомприроды РБ была высокопрофессиональной. За короткий срок Башкирия наработала большой багаж нормативной документации. Первым среди субъектов России именно здесь появился «Экологический кодекс РБ».

Этих профессионалов уже не осталось. И меня, мягко говоря, возмущает, когда сегодня кому не лень называет себя экологом.

 

- Если нормативная база была наработана еще в те времена, она не входила в противоречие с федеральным законодательством?

- Все башкирские экологические законодательные документы и нормативные акты были разработаны в рамках федерального законодательства. Они, как и тогда, так и сейчас дополняются поправками, в случае изменений в федеральном законодательстве. Республиканское экологическое сообщество, за короткий срок, разработало достойную нормативную базу.

Законодательство по охране окружающей среды в республике затрагивает или, скажем,  охватывает все природные среды. Но беда в том, что оно не используется в полную силу даже сейчас.

- У Минэкологии при вас и сейчас работали территориальные управления?

- Территориальные управления как были, так и остались, но их сейчас сократили, или как сейчас принято говорить оптимизировали – их было 11, осталось 4, остальные 7 – стали комитетами. Территориальные управления – самая главная мощь минэкологии. Именно эти люди, работающие на местах, предоставляли полную картину экологических проблем в республике. В министерстве экологии, всего сейчас работает не более 250 человек (в т.ч. 140 инспекторов!) на всю республику. Это в сравнении с другими ведомствами в разы меньше, тем не менее, проблемы, над которыми работает минестерство, огромное количество.  В году 2011 я просил Владимира Балабанова, тогдашнего руководителя администрации Главы республики, рассмотреть наше предложение по увеличению штатной численности минэкологии на 35 человек,  упразднить ряд министерств, в том числе и  промышленности, к слову. Дело в том, что у нас нет государственных предприятий. Соответственно, нечего регулировать. И в городских администрациях отдел промышленности не функционален. Освободившиеся штаты можно перераспределить на другие направления.

- Экология это не только проблемы, но туристическая привлекательность региона. Если вся Россия будет знать, что у нас в каждом районе порядок, это огромный плюс для привлечения дополнительных денег.

- Несомненно, экологическая чистота окружающей природы – залог и туристического успеха республики. Но надо понимать, что министерство экологии - один в поле не воин. Территория Башкирии огромная и густонаселенная. Одному ведомству штатом в 250 человек уследить за всем не по силам. Поэтому, за экологическим благополучием, в целом, за санитарным состоянием территорий,  должны следить, прежде всего, на местах – главы администраций районов и сельских советов, руководители предприятий (в зоне ответственности) и организаций. Я не говорю, что экология должна быть для них в приоритете, но хотя бы должна быть паритетность наравне с другой деятельностью. Все мы знаем, что сегодня многие руководители промышленных предприятий плевали на экологические вопросы, для них прибыль на первом месте.

Тут возникает вопрос экологического воспитания, культуры. Европу в этом смысле ставят в пример во всем мире. Но вспомните, ведь те же реки Сена, Дунай, Эльба были в состоянии сточных канав. Они в свое время взялись, отрасли промышленности поставили на место, очистили, да и будущее поколение воспитали так, что бросать мусор, где попало – не хорошо. Так появилась экологическая культура, которой у нас нет.

 

- В структурах администраций муниципальных образований существуют должность эколога?

- К сожалению, такого нет. Хотя в законе об охране окружающей среды четко прописано, что ведомства должны обеспечить ведомственный контроль о состоянии природной среды. Ведомства – это не только предприятия как водоканал или производственный комбинат, это и администрации МО, сельские советы. У нас  любят экономить на экологах. Зачастую один и тот же человек совмещает несколько обязанностей – кроме инженера по охране труда и по технической безопасности, еще и эколога между делом, в нагрузку.  В основном, к сожалению,  большинство отчетов предприятий по экологии – фикция.

В мою бытность начальника отдела экологии, в городском округе г. Уфа, вдруг по нашим годовым госотчетам (2 ТП-Воздух) в два раза увеличились объемы выбросов в атмосферу. Это произошло по тому, что мы смогли собрать отчеты с большинства предприятий, таким образом, создали максимально реальную картину по Уфе.

Сегодня мы смотрим ежегодный отчет о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в РБ, публикуемый министерством экологии – у них ежегодно идет снижение выбросов. В Уфе – порядка 110 тысяч предприятий и организаций, если учитывать и мелкие. Реально по Уфе могут отчитываться до 8 тыс. предприятий! Оставляя из крупных 2,5 тысяч предприятий можно составить более или менее общее экологическое состояние города. А сегодня информация собирается только по 900, максимум 1,5 тысяч предприятиям. Таким образом, в отчетах идет улучшение, статистика – хорошая, но не в реальности. Как мы дышали сероводородом, так и дышим. Экологи забывают, что они не работают для отчетов, а работают для людей.

 

- Значит, мы можем сделать такой вывод: работа эколога – конфликтная, сложная и не благодарная.

- Однозначно. Работа эколога изначально конфликтная и скандальная. Своим студентам я всегда об этом напоминаю.

Ведомственным экологам я, конечно, не завидую. Они под двойным прессом: с одной стороны на них давит работодатель, с другой стороны – инспектора минэкологии и Росприроднадзора.  Они вынуждены изворачиваться по совершенным экологическим правонарушениям и пытаться отстоять свои предприятия и должностных лиц от иска и штрафов.

- Вопрос разграничивания полномочий между Минэкологией и Росприроднадзором не всем понятна.

- К разграничению обязанностей между Минэкологией РБи управлением Росприроднадзора по РБ отношусь негативно. Возможно, это тот самый случай, когда говорят «разделяй и властвуй». Все «лакомые» загрязнители, крупные предприятия, как «Башнефть», оказались поднадзорными федеральной структуре – Управлению Росприроднадзора по РБ. У них в штате всего ничего (22 - госинспектора) понятно, что они толком не успевают проверить объекты. Но ведь эти объекты загрязняют территории наших городов и природные среды, как  атмосферный воздух, поверхностный и подземные воды, почвы, снижается биоразнообразие.

- Главы районов любят отсылать жителей с их проблемами то к федералам, то к региональному управлению…

- Обязанность каждого главы района – это не только обеспечение социально-экономического развития вверенной территории, но и поддержание санитарного порядка, экологического благополучия, как это банально не звучит. К сожалению, многие из них не относятся к своей работе всей серьезностью. Когда главы районов не заботятся о своей территории, не проявляют   государственного подхода к проблемам - все разваливается. Если ты избрался главой, будь добр, работай на благо людей, а не на себя.

 

 
По теме
Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской провел в Казани VII выездное заседание Федерального экологического совета при Минприроды России.
В Башкирии ожидается шквалистое усиление ветра Дарья КИНЗИКЕЕВА Жителей призывают избегать деревьев и сооружений повышенного риска Фото: Алексей ФОКИН (фото) В Башкирии ожидается шквалистый ветер.
Комсомольская правда
Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин, половина из них — фуры - Сетевое издание Республика Башкортостан В эти минуты на трассе М-5 в Уфимском районе работают сотрудники МЧС России и Госкомитета РБ по ЧС, и ГИБДД, и скорой помощи… Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин,
Сетевое издание Республика Башкортостан
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя